Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ознакомление детей 6 -7 лет с цепочками питания, как закономерным процессом экологической связи растений и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_tsepi_pitaniya.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Савинская средняя школа»
структурное подразделение дошкольного образования
«Детский сад «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе «Клубничка»
Тема: «Пищевые цепочки»
Воспитатель: Пелецкая И.Г.
п. Савинский
2024 г.
Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Тема: «Пищевые цепочки»
Цель: ознакомление детей 6 -7 лет с цепочками питания, как закономерным процессом экологической связи растений и животных.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать элементарные представления детей о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга, об их пищевой зависимости;
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки;
- учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
2.Развивающие:
- развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; пополнить словарный запас: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка;
- развивать внимание детей, логическое и творческое мышление;
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.
3.Воспитательные:
- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Предварительная работа: Вспомнить классификацию животного мира. Чтение сказки С. Маршака «Сказка об умном мышонке».
Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Оборудование: посылка (веточка, кора, лист дерева, шишки, орехи, мышь, грибы), карточки с изображением животных, мольберт, бумажная цепочка, шапочки животных, березка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Безопасность», «Физическое развитие».
Ход ООД
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный | Круг рукопожатий. – Встанем дети, встанем в круг, справа друг и слева друг. Улыбнёмся, подарим друг другу тепло рук. | |
Мотивация к деятельности | Ребята, сегодня нам почтальон принес посылочку из леса от старичка Лесовика, что на ней написано? («Корм для животных»). Как вы думаете, что в ней? Давайте посмотрим, что в ней? (веточка, кора, лист дерева, шишки, орехи, мышь, грибы)… Интересно для чего старичок Лесовик нам эти предметы прислал? Как вы думаете? А тут и письмо есть, сейчас мы его прочтем и все узнаем: Здравствуйте, дорогие ребята. Только вы сможете помочь справиться с бедой, которая случилась в моем лесу! Злой волшебник заколдовал лес и животные перестали питаться как прежде: зайцы волков едят, а ежики за лисицами гоняются! Разберитесь в этой путанице и в своем письме расскажите, кто же кого и что есть должен. | Ответы детей Дети называют предметы из посылки и обобщают - это корм животных леса. Предположения детей |
Основная часть | Поможем ребята? Давайте заглянем с вами в лес (подходим к картине с изображением леса). На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. Давайте достанем из посылки карточки и назовём, животных, живущих в лесу старичка Лесовика. | Медведь, белка, лиса, заяц Выполняют задание |
(Подходим к мольберту, на нем картинки белки и зайца). Расскажите, чем может питаться белка? Правильно. А заяц? Верно. На карточке у белки и у зайца вы видите круг, какого цвета? Круг зеленого цвета означает, что эти животные едят только растительную пищу, поэтому их называют травоядные, или растительноядными. Каких травоядных животных вы знаете? | Ответы детей... Ответы детей... Дети: Круг зеленого цвета. Ответы детей (лоси, зайцы, олени.косули) | |
(Подходим к другому мольберту). Расскажите, чем питается волк? Правильно. А лиса? Верно. На карточке у волка и лисы вы можете заметить круг какого цвета? Он означает, что эти животные едят зверей, насекомых и птиц, поэтому их называют хищниками. Каких хищных животных леса вы знаете? (волк, рысь,лиса) | Ответы детей... Ответы детей...
Дети: Круг красного цвета. Ответы детей | |
(Подходим к следующему мольберту). Посмотрите и скажите, чем питается медведь? Правильно. А ежик? Верно. На карточке у медведя и ежа вы можете заметить круг какого цвета? Он означает, что эти животные едят не только зверей, насекомых и птиц, но и растительную пищу, поэтому их называют всеядными животными. Каких всеядных животных леса вы знаете? | Ответы детей... Ответы детей... Дети: Круг синего цвета. Ответы детей (медведь, еж, барсук, кабан) | |
Физкультминутка «Старичок – Лесовичок» | Жил под ёлкой старичок, Старичок – Лесовичок. Вместе с солнышком вставал (потягивания), Умываться начинал («умывают» ладошками лицо и руки), Подметал потом он хатку (движения подметания), Застилал свою кроватку («застилают» руками). Утром выполнял разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища), И садился на тропинку (садятся). | Дети выполняют движения по тексту |
Березка, заяц и волк солнышко | Ребята посмотрите, солнышко светило, ярко лучиками землю пригревало, и выросла в лесу березка. Кору березовую кто любит поесть? Правильно заяц. Тут волк появился и зайца нашего съел. Всё в лесу взаимосвязано, все зависят друг от друга. Ученые-экологи и говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые называют ее - пищевая цепочка или пирамида жизни. Основание пищевых цепочек, их первое звено - это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Какие растения растут в лесу? Второе звено в цепочках - все те, кто питается растениями. Кто питается растениями? Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери, как олени и кабаны. Третье звено - охотники. Самые разные. Какие охотники живут в лесу? Тут и мелочь вроде жуков-красотелов, истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь - они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц - они ловят насекомых и их личинок. Здесь и ласки и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще выше - четвертое звено пищевой цепочки. Это те хищные звери, которые могут охотиться и на охотников: ястреб, совы, волки и рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить. Одни живые существа питаются другими для того, чтобы выжить, а не потому, что они злодеи. | Березовую кору любит поесть заяц. Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
Эксперимент с бумажной цепочкой. | Перед вами бумажная цепочка. Посмотрите на нее. Каждое звено зацепляется друг за друга. Как вы думаете, что случится, если центральное звено разорвать? | Дети делают вывод (с помощью воспитателя) о том, что при разрыве одного звена «страдает» вся цепочка. |
Пищевую цепочку можно назвать пирамидой жизни. Давайте никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. | ||
Динамическая пауза (Эмпатия) (Шапочки животных) | Эй, ребята, что вы спите, | |
Игра – задание «Кто кого ест?» | Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто кого ест?» Первая карточка - это растения; 2 карточка - это животные, которые питаются растениями (травоядные; всеядные); 3 карточка - это животные, которые питаются животными (хищники; всеядные). Не забывайте ставить стрелочки между карточками. | Дети выполняют задание и меняются местами для анализа задания «соседа», определяя, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено правильно ставят звездочку, если не правильно, ставят флажок. |
Дидактическая игра «Кому - что?» Обобщение Метод мозгового штурма | Для чего нужна трава? Как называются животные, которые питаются травой? Для чего нужны грибы, ягоды и кому? Для чего нужны деревья? Чем служат насекомые в лесу? Нужны ли птицы в лесу? Скажите, а по способу питания, на какие три группы делятся животные? Чем питаются травоядные? Хищники? Всеядные? А теперь давайте вспомним, каким цветом мы обозначали травоядных животных, хищников, всеядных? Что такое «пищевая цепочка»? Как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые? А что будет, если убрать из пищевой цепочки одно из звеньев? Молодцы. Можно ли включить человека в пищевые цепочки? Почему? В природе все взаимосвязано и важно, все обитатели леса, являются важными и ценными членами лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру . Мне очень хочется рассказать вам одну правдивую историю, которая произошла в Китае. Китайцы вдруг решили, что воробьи съедают на их полях очень много риса и решили с ним расправиться. В один день весь Китай вышел на улицы и по сигналу вся страна начала бить в кастрюли. Бедные птицы взлетели в воздух и летали до тех пор, пока не упали замертво. А через несколько лет китайские поля наполнили полчища насекомых-вредителей. И пришлось срочно ввозить воробьев из других стран. Почему это произошло? ( По ходу рассказа из заранее составленной цепи убирались воробьи, детям становилось ясно, без мелких хищников насекомые стали быстро размножаться и вредить растениям). Какой вывод должны были сделать китайцы? Все организмы важны в природе, у нее нет полезных и вредных животных, всех их надо беречь. | Трава нужна для пищи животных. Животные, которые питаются травой называются травоядные. Грибы и ягоды нужны для питания животных, птиц и человека. Деревья: дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух. Насекомые в лесу служат едой для птиц, опыляют растения, цветы. Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни. - Травоядные, хищники и всеядные. Травоядные – травой, хищники – мясом, всеядные – и травой и мясом Ответы детей
сообщество растений и животных, которые связанны друг с другом Ответы детей Ответы детей... Ответы детей... |
Итог Заключительная часть | Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось? Какое задание вам показалось самым трудным? Мне понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. А теперь давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы сохранить живые цепочки и не нанести вред природе? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети называют правила сохранения живых цепочек в лесу: Не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые. Беречь деревья. Они кормят лесных жителей. Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным. Не обижать животных. Не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные. |
Давайте напишем старичку Лесовику письмо, о том, что выяснили сегодня, это должно вернуть в лес все на свои места. |
Здравствуйте, дорогие ребята. Только вы сможете помочь справиться с бедой, которая случилась в моем лесу! Злой волшебник заколдовал лес и животные перестали питаться как прежде: зайцы волков едят, а ежики за лисицами гоняются! Разберитесь в этой путанице и в своем письме расскажите, кто же кого и что есть должен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Все профессии нужны, все профессии важны"
Данное занятие направлено на изучение существующих профессий, воспитание любви и уважения к ним; на формирование представлений о професиях родителей, значимости професий в жизни людей. ...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
Конспект НОД по познавательному развитию....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему «Рождество Христово».
Данный материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к новогодним праздникам, в беседе с детьми о празднике Рождество Христово....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"
Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «История Наро-Фоминска»
Занятие и беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей родного города Наро-Фоминск....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Айболит в гостях у ребят"
Цель: воспитывать чуткость, отзывчивость. Программное содержаниеОбразовательные задачи: развивать у детей коммуникативные качества, логическое мышление. Формировать умение понимать вопросы и отве...
Конспект нод по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Домашние любимцы: кошки-знакомые "незнакомцы"
Воспитание интереса детей к миру животных -домашних любимцев, расширение представлений о повадках и привычках кошек, развитие познавательной и речевой активности детей....