Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД
Тема: Живая и неживая природа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: Живая и неживая природа.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
Задачи:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- развивать любознательность, память, умение делать выводы;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Ход занятия
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Воспитатель: – Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте им подарим наши улыбки, чти бы создать хорошее настроение.
Воспитатель: – Предлагаю вам послушать загадку.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)
Воспитатель: – Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Ответы детей) Правильно, о природе.
Воспитатель: – А сейчас, закройте глаза и внимательно послушайте! Что вы слышите? (Звучит аудиозапись звука ветра. Ответы детей.)
Воспитатель: – Молодцы! Правильно – это звук ветра. А можно ли ветер считать природой? (Ответы детей)
Воспитатель: – Смотрите, ветер нам принес этот замечательный цветок. Какой он красивый. Мне хочется посадить такой же и вырастить его. Как вы думаете, если я посажу этот цветок в землю, будет ли он расти? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: – Этот цветок сделан руками человека, а такие предметы не относятся к природе. Что же такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: – Природа – это окружающий нас мир, точнее та его часть, которая не создана руками человека. Природа это: солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек.
Воспитатель: – Ребята, сегодня, я предлагаю вам стать юными экологами. А кто такой эколог? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно. Это люди, которые любят природу и всегда заботятся о ней. Юные экологи тоже должны много знать о природе.
Воспитатель: – Цветок, который нам принес ветер, не простой. Каждый лепесток с заданием. Вы готовы отвечать на вопросы цветка и стать юными экологами? (Ответы детей. Отрываю первый лепесток.)
Воспитатель: – А что в мире вокруг нас нельзя назвать словом «природа»?
Дети: Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека. Он многому научился у природы.
Воспитатель: Правильно. То, что сделано руками человека, нельзя назвать природой – это рукотворный мир. Человек многому научился у природы. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
1. Д/игра: «Природа бывает разной» (работа в парах с карточками). Дети по очереди берут карточки изображениями (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух, растения, животные, насекомые, дерево, цветы, грибы, птицы, насекомых(стрекоза), животных(медведь), стол, самолет, книга, телефон, дом, торт и пр.) и дети должны распределить, что относится к природе, а что нет.
«Лепесток» предлагает сыграть в игру «Три слова», я вам буду называть различные понятия и бросать мяч одному из вас, а вы должны назвать три слова, которые относятся к нему.
Игра «Три слова»
Насекомые (комар, муха, муравей)
Домашние животные (кошка, собака, лошадь)
Перелетные птицы (журавль, ласточка, грач)
Морские обитатели (дельфин, кит, рыбы)
Деревья (клен, рябина, береза)
Садовые цветы (астра, тюльпан, нарцисс)
(После выполнения задания звучит мелодия, означающая правильное выполнение задания. Отрываю следующий лепесток.)
Воспитатель: – С первым заданием справились. Какое же задание приготовил второй лепесток? А задание такое «Живая природа».
Воспитатель: – Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас называли: животных, насекомых, цветы, деревья, относятся к какому миру природы? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно. К миру живой природы. (Вешаю таблицу «Живая природа») Почему все эти объекты мы называем живой природой? (Ответы детей)
Воспитатель: – А сейчас, признаки живой природы мы обозначим карточками.
Карточки «Признаки живой природы»
Живое:
- Движется;
- Растет;
- Питается;
- Размножается;
- Дышит;
- Умирает
Воспитатель: – Делаем вывод, что всё живое: растёт, движется, размножается, дышит, питается и умирает.
(Звучит мелодия правильного выполнения задания)
Физминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: – Отрываю третий лепесток, задание такое «Что относится к неживой природе?» Я предлагаю нам с вами заполнить таблицу неживая природа (Вешаю на доску шаблон таблицы «неживая природа».)
Воспитатель: – Сначала давайте подумаем, чем живая природа, отличается от неживой природы?
Воспитатель: – Правильно, неживая природа не может: дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться, умирать.
Сейчас я буду показывать карточки с предметами живой и неживой природы. Если на карточке предмет неживой природы, вы хлопните в ладоши, а если предмет живой природы, помашете руками. (Показываю карточки: зебра, звёзды, дятел, солнце, муравей, песок, мак, камни и т.д.)
Воспитатель: «неживая природа» и можем сказать, что такие объекты как: солнце, воздух, звезды, вода, песок, камни – относятся к неживой природе. (Звучит мелодия правильного выполнения задания.)
Воспитатель: – Молодцы, вы отлично справились с третьим заданием! Отрываем четвертый
Воспитатель: Как вы думаете, к каким объектам относится человек?
Дети: К объектам живой природы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест (питается), размножается, умирает.
Воспитатель: Правильно ребята. Человек относится к объектам живой природы. (добавляю картинку к объектам живой природы).
Воспитатель: А как вы думаете, природа может быть без человека?
Дети: может.
Воспитатель: А человек без природы? Почему.
Дети: Нет. Человек — часть природы. Он без природы обречен на гибель природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду, любовь родных.
Воспитатель: Правильно ребята. Человек не может жить без природы. Человек многому научился у природы. Ребята рассмотрите изображение обычного дома и природы.(изображения на мониторе) . 1.От чего в нашем доме светло? От лампы. А что можно сравнить с лампой в природе? Солнце. Солнце-это природа, а лампа - нет, ее придумал человек. 2.В природе идет дождь, в нашем доме есть……(душ). 3.В природе дует ветер, в доме вентилятор. 4.В комнате есть пол, в доме- природе под ногами земля, почва. 5.В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме- природы –горы и деревья. 6.В природе - выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике. 7.В природе дикие животные, в обычном доме- домашние. 8.В природе цветы, деревья, травы, а в доме—комнатные растения.
лепесток. «Взаимосвязь живой и неживой природы?» А в этом мы можем с вами разобраться с помощью этой таблицы. (Демонстрирую детям наборное полотно. На верхней полоске предметы живой природы, на нижней полоске, предметы неживой природы.)
Воспитатель: – Предлагаю провести небольшой эксперимент. Дети, давайте закроем нос пальцами и попробуем не дышать. Сколько мы можем обойтись без воздуха? (После небольшой задержки дыхания, выясняем, что без воздуха мы не можем долго обходиться.)
Воспитатель: – Всем людям и всем живым существам – птицам, животным рыбам, человеку, нужен воздух, чтобы дышать. Без воздуха, живые существа погибнут.
Воспитатель: – Убираем следующую карточку «вода». Давайте подумаем, что станет с живыми существами без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: – Всему живому – нужна вода: птицам, животным, растениям, насекомым и человеку. Где в природе мы можем встретить воду? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, в реке, в море, в озере. Там живут рыбы, для которых водя является не пищей, а домом. А откуда берут воду деревья, цветы, трава? (Ответы детей)
Воспитатель: – Дождь питает растения, деревья, траву, овощи. А откуда берет воду человек? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, из водопроводного крана. Из всего сказанного, мы можем утверждать, что без воды все живые объекты погибнут. (Убираю следующую карточку – солнце.)
Воспитатель: – Давайте подумаем, что будет с живыми существами без солнца. Что дает нам солнце? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, свет и тепло. Что станет с растениями без света и тепла? Что станет с животными? Что станет с человеком? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, без света и тепла, живое не будет расти и развиваться, оно будет замерзать и постепенно погибать. Мы с вами проводили эксперимент, как свет и вода влияют на рост и развитие растения. Мы посадили два комнатных цветка – один поставили в шкафчик и не ухаживали за ним, а другой поставили в светлое место и поливали его. Прошло две недели, давайте посмотрим, что произошло с растением в темном шкафчике. (Достаю цветок из шкафа.) Что мы видим, какие изменения произошли с цветком? (Ответы детей). Цветок стал светлее, от того, что ему не хватало света. Листья обмякли от недостатка воды, в скором времени растение может погибнуть.
Воспитатель: – Отрываем пятый лепесток «береги природу». Все юные экологи должны беречь природу и знать правила поведения в природе. Сейчас на экране будут появляться знаки охраны природы. Объясните, что означает каждый знак?
Знаки «Охраняй природу»
- Не разжигай костры;
- Не разрушай муравейники;
- Не причиняй вреда деревьям;
- Не ловите бабочек;
- Не рвите цветы;
- Не разрушайте гнезд;
- Не бросайте мусор.
(Звучит мелодия правильного выполнения задания.)
Воспитатель: – Сегодня вы отлично поработали.
– Вам понравилось это занятие? (Ответы детей)
– О чем мы говорили на занятии? (Ответы детей)
– Что вы узнали нового на занятии? (Ответы детей)
– Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Теперь вы многое знаете о природе и заслужили медали «юные экологи». (Вешаю медали детям)
Воспитатель: – Любите природу, охраняйте, а она вам подарит свою красоту, свое тепло и богатый урожай. А вот вам из фруктового сада подарок. Эти спелые, румяные яблочки. (Угощаю детей яблоками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....