Проект «Лаборатория удивительных экспериментов»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мартынова Алена Геннадьевна

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

 Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:

  • при выборе объекта исследования;
  • при поиске метода его изучения;
  • при сборе и обобщении материалов;
  • при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую
они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_udivitelnyh_eksperimentov.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Лаборатория удивительных экспериментов»

Мартынова Алена Геннадьевна  

воспитатель средней группы

МБДОУ детский сад №7 «Солнышко»

пгт.Никель Мурманской области

срок реализации проекта: ноябрь 2018 -  январь 2019 гг.

Вид проекта – познавательный, исследовательский, групповой

Срок реализации – ноябрь 2018 – январь 2019

Участники проекта: воспитатель Мартынова Алена Геннадьевна

Дети средней группы, родители

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

Дата

Вид деятельности.

Цель.  содержание

Примечание

Ноябрь

2 неделя

Блок ИНТЕРЕСНОЕ О ДОЖДЕ

Беседа "Круговорот воды в природе"

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголам. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Приложение 1

Опыт - "Дождик в банке"

Побуждать интерес детей к опытам, развивать наблюдательность, мышление, а также развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.

Приложение 2

3 неделя

Блок ИНТЕРЕСНОЕ О ПЕСКЕ

Беседа на тему: «Где используется песок?»

Формирование представлений об использовании песка в природе.

Чтение А. Полетаева.

«Нам привезли песок на сад..»

-Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость,

способность пропускать воду, легкий, изменение плотности и веса при

взаимодействии с песком.

- Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение,

мышление, фантазию, коммуникативные навыки;

- Обогащать и активизировать словарь детей

Упражнение «Насыпание - пересыпание»

Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

 

Опыт – Кинетический песок своими руками

Побуждать интерес детей к опытам, развивать наблюдательность, мышление, а также развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.

Приложение 3

4 неделя

Блок – ИНТЕРЕСНОЕ О СНЕГЕ

 

Беседа "Что мы знаем о снеге"

Формирование представлений детей, что такое снег, изучение его свойств.

Подвижная игра на прогулке Снежочки пушиночки

Развитие умения действовать согласованно и внимательно слушать команды

Приложение 4

Чтение подборки стихов о снеге

Воспитывать эстетические чувства воображение фантазию.

Опыт – Снег своими руками

Побуждать интерес детей к опытам, развивать наблюдательность, мышление, а также развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.

Приложение 5

Декабрь  

1 неделя

Блок – ИНТЕРЕСНОЕ О ВУЛКАНАХ

Беседа "Что такое вулкан"

знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека

Подвижная игра "Вулкан"

Развивать физические качества – ловкость быстроту.  Развивать умение слушать ведущего и соотносить действия со словами.

Приложение 6

Просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. Какие бывают вулканы?".

Опыт - Вулкан

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении вулкан. Наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой.

Приложение 7

2 неделя

Блок – ИНТЕРЕСНОЕ О КРАСКАХ

Беседа Чем мы любим рисовать.

Дать знания детям о том, чем модно рисовать. О красках их видах и из чего делают краски.

Проблема: Предложить детям из рисовального набора отобрать краски.

Рисование "Пятнашки"

Развитие цветовосприятия. Предложить детям с помощью тампончиков разукрасить большой ватман, смешивая цвета и создавать новый цвет.

Чтение "Серия цветные сказки"

Закрепить знания о цветовой палитре.

Приложение 8

Опыт – "Объемные краски"

Познакомить детей со способом создания объемной краски. Развивать желание экспериментировать.

Приложение 9

3 неделя

Блок – ИНТЕРЕСНОЕ О ПЛАСТИЛИНЕ

«Беседа о пластилине».

Дать представление детям о том, какие виды пластилина существуют. Рассказать детям о составе пластилина, его свойствах.

Просмотр мультфильма "Пластилиновая ворона"

Дидактическая игра "Отпечатки"

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание); развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческое воображение.

Материал: доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.

Опыт – пластилин своими руками

Познакомить с новым материалами для лепки; развивать интерес различным нетрадиционным материалам для лепки; способствовать развитию интереса к художественно - эстетической деятельности; развивать творческие способности и экспериментирование; воспитывать чувство прекрасного.

Приложение 10

Январь

2 неделя

Блок – ИНТЕРЕСНОЕ О ВОЗДУХЕ

Беседа – Невидимка воздух

Развитие познавательной активности детей в процессе беседы о воздухе.

Хороводная игра "Пузырь"

Игры с воздушными шариками Эквилибристы.

Закреплять умения детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Эквилибристы

  1. Кто дольше продержит шарик на носу
  2. Кто дольше продержит шарик на карандаше или указке

Сказка "Про дракона и ветер"

Приложение 11

Опыт – Само надувающийся шарик.

- формировать у детей интерес к исследовательской деятельности;

- закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха;

- развивать наблюдательность;

- учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Приложение 12

3 неделя

Итоговое мероприятие с родителями в клубе «Семья» – Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.

Дети показывают родителям фокусы.

Проект «Лаборатория удивительных экспериментов»

Автор проекта: Мартынова Алена Геннадьевна

Срок: среднесрочный (ноябрь 2018 – январь 2019 год)

Вид: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Обогатить предметную среду в группе.

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

 Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:

  • при выборе объекта исследования;
  • при поиске метода его изучения;
  • при сборе и обобщении материалов;
  • при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую
они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, пополнение словарного запаса. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Этапы реализации проекта:

        

  1. Организационный – ноябрь 1 неделя
  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов мероприятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе – оформление уголка по экспериментированию, подбор необходимого материала.
  5. Оформление консультативного материала для родителей.
  6. Подготовка к проведению мастер-класса для родителей.
  1. Практический – ноябрь-декабрь – январь

Работа по блокам.

1 блок – интересное о дожде

2 блок – интересное о песке

3 блок – интересное о снеге

4 блок интересное о вулканах

5 блок – интересное о красках

6 блок – интересное о пластилине

7 блок – интересное о воздухе

Цель каждого блока – развить в детях любознательность в преддверии проведения опыта. Аждый блок заканчивается опытом согласно тематике.

  1. Заключительный – январь

На заключительном этапе работы по проекту на родительском клубе "Семья", дети вместе с родителями еще раз окунулись в волшебный мир экспериментирования и в роли волшебников показывали своим мамам и папам изученные ранее опыты.

Оформление проекта. Подготовка электронной презентации.

Итог работы:

В результате организации детского экспериментирования у детей:

- развилась познавательная активность;

- появился интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширился кругозор, в частности обогащаются знания о  природе, о взаимосвязях  в ней; об объектах неживой природы  и их свойствах, о рукотворном мире.

- появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

- развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. Детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 4—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
  6. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  7. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
  8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
  9. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  10. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
  11. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  12. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В копилку педагогам.Консультации для родителей "Лаборатория дома. Этот удивительный эксперимент"

Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок....

Проект "Лаборатория маленьких экспериментов"

Проект разработан для детей средней группы...

Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «Лаборатория удивительных наук» (средняя - старшая группа)

Направление реализации проекта: построение в дошкольном учреждении целостной системы формирования у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлен...

Проект «Лаборатория удивительных наук» в старшей логопедической группе

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

Проект "Лаборатория удивительных экспериментов" для детей 6-7 лет

Проект "Лаборатория удивительных экспериментов" реализован в подготовительной группе детского сада с целью практического внедрения детского экспериментирования как средства развития познават...

Проект «Лаборатория увлекательных экспериментов»

Актуальность: «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем большим количеством элементов действительности он располагает на своем опыте, тем значительнее ипродуктивнее при других равных усл...