Образовательная деятельность по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему «В мире стекла» для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Петровна Синицкая

Образовательная:

- познакомить детей со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования (прозрачное, цветное, гладкое, хрупкое, не пропускает воду);

-упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства руководствуясь указаниями воспитателя;

-познакомить с профессией человека, который изготавливает стекло (стеклодув).

Развивающая:

-развивать любознательность, тактильную память, внимание; развивать мыслительную деятельность;

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к стеклянным предметам;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_stekla.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ольгинский детский сад» Полтавского муниципального района Омской области

(МБДОУ «Ольгинский детский сад»)

Образовательная деятельность по ознакомлению с предметным и социальным окружением  

на тему «В мире стекла»

для детей старшего возраста

Разработал: Синицкая Татьяна Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Тема ОД

непрерывная познавательно-исследовательская деятельность     «В мире стекла»

Цель  

формирование представлений детей о стекле, его свойствах через исследовательскую деятельность

Задачи

Образовательная:

- познакомить детей со свойствами стекла путем элементарного экспериментирования (прозрачное, цветное, гладкое, хрупкое, не пропускает воду);

-упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства руководствуясь указаниями воспитателя;

-познакомить с профессией человека, который изготавливает стекло (стеклодув).

Развивающая:

-развивать любознательность, тактильную память, внимание; развивать мыслительную деятельность;

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к стеклянным предметам;

Основная образовательная  

деятельность

Познавательно-исследовательская

Основной вид деятельности

экспериментирование

Форма организации

Организованная  образовательная деятельность: экспериментирование со стеклом

Методы и приемы

Словесный метод:  рассказ воспитателя, вопросы к детям,

Приемы:  проблемная ситуация, речевой образец, объяснение,

Наглядный метод: наблюдение

Приемы:  показ способа действия с предметами;

Практический метод:  выполнение действий с предметами из стекла;  высказывания детей.

Материалы

Предметы из прозрачного стекла, из цветного стекла; стеклянные шарики; бутылка с водой; бумажные стаканчики.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Мотивация

(Дети стоят вокруг воспитателя на ковре)

Воспитатель: Ребята, сегодня Я приготовила для вас волшебный сундучок. Посмотрите, какой красивый! А в нем что-то спрятано. Как вы думаете, что там может быть?

Воспитатель: Отгадать секрет нам поможет загадка:

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льется,

А ударишь - разобьется.

 (стекло)

Воспитатель: так о чем мы будем сегодня говорить? (о стекле)

Постановка детьми цели

А  какое оно бывает? (ответы детей)

– Сегодня мы узнаем с вами о стекле, о предметах из стекла, о его свойствах, А вы знаете свойства стекла? Вы хотели бы еще узнать какими свойствами обладает стекло? Я расскажу вам как называется профессия человека, который изготавливает стекло. Еще вы узнаете, какие бывают предметы из стекла.

Совместная деятельность взрослого и детей

В: –Подойдите, пожалуйста, к столу, посмотрите на предметы, которые лежат на столе (дети встают полукругом возле стола). Давайте назовем эти предметы (ответы детей).

Все эти предметы похожи друг на друга.

Подумайте, чем?

Правильно, они все сделаны из стекла.

Значит они какие? (стеклянные) 

Ребята, а делают эти красивые вещи стеклодувы, посмотрите на картинки. Мастер, который выдувает стекло – стеклодув. Так называется его профессия.

 Как называется профессия этого человека? (индивидуальные ответы). Стеклодув, потому что выдувает стекло.

Сегодня мы с вами будем исследователями, вы будете определять свойства стекла. Давайте пройдем с вами в нашу лабораторию. Но сначала вспомним, как нужно себя вести в лаборатории.

В: – Очень много изделий делают из стекла. (воспитатель показывает стакан, внутри которого лежит цветной камушек).

Посмотрите внимательно на стакан, что вы видите? (камушек).

Посмотрите через окно, что вы там видите? (деревья, небо..) 

Почему мы видим в стакане камушек, а за окном дерево? (потому что стекло прозрачное).

Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. А вы где-нибудь видели прозрачное стекло? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.)

В: – Стекло бывает прозрачное, а бывает и цветное.

 Кто может сказать, какие предметы из цветного стекла стоят на столе? Определите их цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.) Замечательно.

В: – Ребята, сейчас я открою коробочку и раздам вам..?(шарики).

Какой они формы?

А вы мне скажете какие шарики на ощупь (холодные, гладкие, твердые, прозрачные и т. д). Совершенно верно, вот какими свойствами обладает стекло. Молодцы, а сейчас уберём шарики в коробочку.


В: – Как мы уже сказали, стеклянные предметы бывают из прозрачного и цветного стекла. А ещё их делают из тонкого и толстого стекла. Например, из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду.

Данил, подойди, потрогай бокал и вазу.

Как ты думаешь, из какого стекла сделан бокал, тонкого или толстого?

А ваза?

Соня, потрогай вазу.

Как ты думаешь, ваза сделана из толстого или тонкого стекла? Хорошо!
В: – Дети, а вы знаете, что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (она разобьётся).

Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

 А при вас разбивалось когда-нибудь стекло?

 Можно ли трогать разбитый предмет? (нет)

Почему?
В: – А сейчас мы проведём с вами эксперимент.

Кто из вас назовёт стеклянный предмет, в который можно налить воду? (стакан) 

Хорошо, я попробую налить воду в стакан.

Катя, как ты считаешь, вода не прольётся мимо? (воспитатель наливает воду из бутылки). Пропускает ли стакан воду? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан) Нет.

Значит, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду и она не прольется мимо. Стекло не пропускает воду.

Рефлексия

Ребята, наше исследование  подошло к концу.

 Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили? (о стекле).

Какие стеклянные предметы вы увидели?

Как называется профессия человека, который выдувает стекло?

Какое бывает стекло, какими свойствами оно обладает? (прозрачное, цветное, толстое, тонкое, хрупкое, оно не пропускает воду, гладкое, твердое).
Наше занятие окончено, всем большое спасибо.

ОЦЕНИВАНИЕ

Мне очень понравилось, как сегодня работала Катя, назвала все стеклянные предметы, которые стояли на столе.

Артем, молодец, ты правильно назвал профессию человека, который выдувает стекло.

Софья, какая ты умница! Проводя исследование стекла, ты сразу определила, что стекло бывает гладкое.

Данил, Ты проделал отличную работу, выполняя все исследования строго по моим указаниям. Теперь ты сможешь научить этому других ребят?....

Максим мне очень понравилось, как ты сегодня выполнил эксперимент, который мы выполняли, чтобы определить стекло пропускает воду или нет. Как ты думаешь ты можешь научить кого – нибудь этому  опыту и поделиться своими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему «Государственные символы России» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг), формирование представлений об их значении.Задачи:Обучающие: Активизировать словарь детей фра...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: "Мой друг - компьютер"

Цель:Познакомить детей с устройством компьютера, назначением его основных частей, сформировать основы безопасного взаимодействия с компьютером, закрепить сформированные ранее математические умения и н...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: "Игрушки", (младшая группа).

Цель: Обобщить знания детей по теме: "Игрушки",  учить сравнивать предметы, развивать внимание, память, логическое мышление, речь....

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Как звери к зиме готовятся», (младшая группа).

Цель: Закреплять знания детей о диких животных,  о том, где живут и чем питаются зимой. Учить правильно называть диких животных и их детенышей....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: "Что мы делаем в детском саду".

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Тема: «Что мы делаем в детском саду».Цель. Формирование дружеских взаимоотношений и навыков обще...