Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по познавательному развитию
с детьми среднего возраста (4-5 лет)
«Как дикие животные к зиме готовятся»
Подготовила воспитатель:
Веселова Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2024
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: создать условия для обогащения знаний детей о жизни диких животных в зимних условиях
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления о сезонных изменениях в природе
- Расширять и систематизировать представления о диких животных, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях (как готовятся к зиме)
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме, продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении
- Формировать умение вступать в диалог, совершенствовать диалогическую речь
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, любознательность
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться
Оборудование и материалы: макеты берлоги, дупла, норки, природный материал, 4 стола и 4 мольберта, игрушки – заяц, белка, ёж, медведь, картинки «дикие животные», колонка, аудиозаписи: звуки леса, музыкальная физминутка «Зайчишки», просьба животных, д/и «Животные и детеныши».
Ход занятия
Дети входят с воспитателем.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними.
А давайте мы с вами познакомимся.
- Я ладошку протяну, свое имя назову – Анна Николаевна. Вы ладонь свою кладите – свое имя назовите.
- С вами мы теперь друзья, все как дружная семья. Вот мы с вами и познакомились.
- Ребята, послушайте пожалуйста, стихотворение:
Серый день короче ночи.
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит.
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи.
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
- О каком времени года говориться в стихотворение? (Про осень)
-А как вы думаете, какая осень бывает? (холодная, дождливая. На улице становится холодно, все чаще идёт мелкий дождь, появляются туманы, деревья сбрасывают свои последние листья, вот-вот и выпадет снег)
-А какое время года наступает после осени?
- Ребята, а вы ждете зиму? А знаете, как люди готовятся к зиме? (одеваются теплее на прогулку, надевают варежки)
-Сегодня приглашаю вас отправится в осенний лес и посмотреть, а как же звери готовятся к зиме. Ребята, на чем мы можем отправиться в лес на прогулку?
Я предлагаю вам отправиться по волшебному, для этого нам необходимо произнести волшебные слова: (музыкальное сопровождение «Звук леса»)
Нужно нам закрыть глаза
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперед,
А потом наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
Вот мы и оказались в лесу. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.
(На мольберте подсказка и знаки «Правила поведения в лесу». Нельзя шуметь, а то можно напугать зверей. Нельзя ломать ветки, разорять гнезда)
- А вы знаете, кто живет в лесу?
- Да, верно. А как называют зверей, живущих в лесу?
- Правильно. В лесу живут дикие животные. Как вы думаете, почему их называют дикими?
С человеком не живут
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище
Место сбора сами ищут.
- Но почему в лесу так тихо? Где же все животные?
- Ребята, у лесных жителей сейчас много хлопот, они тоже готовятся к зиме. У диких животных наступает самая тяжелая пора. А почему к зиме надо готовиться? Как вы думаете? (зимой нет еды, холодно)
- Ой, посмотрите, что это?
- Я думаю, что кто – то обронил свои запасы. (на полу рассыпаны грибочки, шишки, желуди и листочки)
- Как вы думаете чье – это? (Если затрудняются ответить, то загадка)
Вы затрудняетесь ответить?
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать
Некогда лето в лесу мне играть-
Надо грибы для зимы собирать. (Белка)
Упражнение «Сосчитай сколько»
Сколько шишек обронила белка? А сколько орехов?
- Правда, белка. А где она живет?
- Как называется домик белки?
- А чем же занята белка в лесу? Как она готовится к зиме?
- А как белочка спасается от холода?
Игра «Поможем белке подготовится к зиме»
Идем дальше. Ой, а что у нас? Хворост, еловые ветки. Как вы думаете, кому это принадлежит?
А вот моя подсказка
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед
Ну-ка, кто же назовет?
Давайте подкрадемся к нему как настоящие медведи.
- Да, действительно медведь. Как называется жилище медведя?
- Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, а что медведь ест?
Медведь готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны. А мы с вами отправимся дальше гулять.
-А кто еще спит зимой?
- Я вам сейчас помогу, отгадайте загадку
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…
(Ежик)
- А где он прячется? Как называется его дом?
- Еж готовит себе дом под хворостом и опавшими листьями. Дом старательно выстлан листьями и травой. Еж готовится к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться, а что ёж ест?
С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Я предлагаю не мешать медведю и ежу и отправимся дальше гулять по лесу.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов?
Смотрите, ёлка. Что – это на ветке? Как вы думаете, кто мог сидеть под этой елкой?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Молодцы.
-Чем питаются зайцы? А как заяц готовится к зиме? А для чего зайцы меняют шубку зимой?
- У зайца много врагов. Выручает его нос, чуткие ушки. Быстрые ноги и неприметная шубка. А кормится зайчик по ночам – так безопаснее, веточками деревьев и корой.
Давайте и мы с вами побудем немного зайчиками
Музыкальная физкультминутка «Зайчишки»
- Ребята, мы с вами пока играли, к нам на лесную полянку кто-то пришел?
- Лиса и волк какие животные? (Они хищники)
- Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они меняют летнюю шубку на более теплую, у них вырастает подшерсток. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Звук СМС, шуршание «просьба о помощи от зверей»
Ребята как мы можем помочь животным? Давайте отыщем их детенышей, где же они могут быть?
Д/и «Чей детеныш» (можно повторить 2 раза для закрепления)
Как - то раз осенним днем
Звери все пошли гулять гурьбой.
За мамой волчицей топал …кто? (волчонок)
За мамой лисицей крался …кто? (лисенок)
За мамой ежихой катился…кто? (ежонок)
За мамой медведицей шел…кто? (медвежонок)
За мамой бельчихой скакал …кто? (бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал…кто? (зайчонок)
- Молодцы, ребята, хорошая получилась прогулка. А теперь пора возвращаться в детский сад. Помните, как мы очутились в лесу?
Нужно нам закрыть глаза
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперед,
А потом наоборот.
Как листочки покружиться,
В детском саду очутиться.
- Ребята, пока мы гуляли в лесу, я нашла шишку.
Кому шишку буду я давать, тот на вопрос мой будет отвечать.
Кого мы видели в лесу?
Кто из животных спит в лесу?
Где спит медведь?
Как называются дома диких животных?
Кто меняет шубку к зиме?
Какие животные не делают запасов к зиме?
Кого боится заяц?
Вопрос общий без шишки
А какое дикое животное вам больше всего запомнилось? Что вы расскажете друзьям в группе о нашей прогулке?
- С вами было интересно играть, А теперь расскажите своим друзьям, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. А для подскказки я вам дам раскраски
Давайте попрощаемся с гостями.
Самоанализ
При подготовке к занятию, я прежде всего учитывала возрастные особенности детей данной группы. Я определила цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью занятия было создание условий для обогащения знаний детей о жизни диких животных в зимних условиях
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления о сезонных изменениях в природе
- Расширять и систематизировать представления о диких животных, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях (как готовятся к зиме)
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме, продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении
- Формировать умение вступать в диалог, совершенствовать диалогическую речь
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, любознательность
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться
На протяжении занятия дети были активны, с выполняли задания, отвечали на поставленные вопросы, взаимодействовали друг с другом. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Я побуждала к высказыванию не решительных и стеснительных детей. Для положительной мотивации детей я использовала технологию макетирования. Дети с интересом взаимодействовали с макетами. В дальнейшем макеты будут использоваться в игровой деятельности.
Ход занятия мог бы быть изменен, если бы дети направились к другому макету, так бывает на занятиях со своей группой, когда дети определяют следующий шаг, игру или задание в ходе занятия, но при этом все задачи и цель сохраняются и решаются.
Предварительной работы с детьми не было, мы познакомились и поговорили, чтобы дети не стеснялись незнакомого человека. Вопросы и задания были подобраны так, чтобы дети смогли на равных участвовать (так как уровень подготовки и знаний детей не известен). Но они молодцы, показали хорошие знания. Стиль общения преобладал дружеский, демократический, что создавало доброжелательную атмосферу.
Я считаю, что занятие прошло успешно, я достигла поставленной цели и дети обогатили свои знания о диких животных и о том, как они готовятся к зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_veselova_1.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по познавательному развитию
с детьми среднего возраста (4-5 лет)
«Как дикие животные к зиме готовятся»
Подготовила воспитатель:
Веселова Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2024
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: создать условия для обогащения знаний детей о жизни диких животных в зимних условиях
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления о сезонных изменениях в природе
- Расширять и систематизировать представления о диких животных, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях (как готовятся к зиме)
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме, продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении
- Формировать умение вступать в диалог, совершенствовать диалогическую речь
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, любознательность
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться
Оборудование и материалы: макеты берлоги, дупла, норки, природный материал, 4 стола и 4 мольберта, игрушки – заяц, белка, ёж, медведь, картинки «дикие животные», колонка, аудиозаписи: звуки леса, музыкальная физминутка «Зайчишки», просьба животных, д/и «Животные и детеныши».
Ход занятия
Дети входят с воспитателем.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними.
А давайте мы с вами познакомимся.
- Я ладошку протяну, свое имя назову – Анна Николаевна. Вы ладонь свою кладите – свое имя назовите.
- С вами мы теперь друзья, все как дружная семья. Вот мы с вами и познакомились.
- Ребята, послушайте пожалуйста, стихотворение:
Серый день короче ночи.
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит.
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи.
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
- О каком времени года говориться в стихотворение? (Про осень)
-А как вы думаете, какая осень бывает? (холодная, дождливая. На улице становится холодно, все чаще идёт мелкий дождь, появляются туманы, деревья сбрасывают свои последние листья, вот-вот и выпадет снег)
-А какое время года наступает после осени?
- Ребята, а вы ждете зиму? А знаете, как люди готовятся к зиме? (одеваются теплее на прогулку, надевают варежки)
-Сегодня приглашаю вас отправится в осенний лес и посмотреть, а как же звери готовятся к зиме. Ребята, на чем мы можем отправиться в лес на прогулку?
Я предлагаю вам отправиться по волшебному, для этого нам необходимо произнести волшебные слова: (музыкальное сопровождение «Звук леса»)
Нужно нам закрыть глаза
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперед,
А потом наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
Вот мы и оказались в лесу. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.
(На мольберте подсказка и знаки «Правила поведения в лесу». Нельзя шуметь, а то можно напугать зверей. Нельзя ломать ветки, разорять гнезда)
- А вы знаете, кто живет в лесу?
- Да, верно. А как называют зверей, живущих в лесу?
- Правильно. В лесу живут дикие животные. Как вы думаете, почему их называют дикими?
С человеком не живут
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище
Место сбора сами ищут.
- Но почему в лесу так тихо? Где же все животные?
- Ребята, у лесных жителей сейчас много хлопот, они тоже готовятся к зиме. У диких животных наступает самая тяжелая пора. А почему к зиме надо готовиться? Как вы думаете? (зимой нет еды, холодно)
- Ой, посмотрите, что это?
- Я думаю, что кто – то обронил свои запасы. (на полу рассыпаны грибочки, шишки, желуди и листочки)
- Как вы думаете чье – это? (Если затрудняются ответить, то загадка)
Вы затрудняетесь ответить?
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать
Некогда лето в лесу мне играть-
Надо грибы для зимы собирать. (Белка)
Упражнение «Сосчитай сколько»
Сколько шишек обронила белка? А сколько орехов?
- Правда, белка. А где она живет?
- Как называется домик белки?
- А чем же занята белка в лесу? Как она готовится к зиме?
- А как белочка спасается от холода?
Игра «Поможем белке подготовится к зиме»
Идем дальше. Ой, а что у нас? Хворост, еловые ветки. Как вы думаете, кому это принадлежит?
А вот моя подсказка
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед
Ну-ка, кто же назовет?
Давайте подкрадемся к нему как настоящие медведи.
- Да, действительно медведь. Как называется жилище медведя?
- Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, а что медведь ест?
Медведь готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны. А мы с вами отправимся дальше гулять.
-А кто еще спит зимой?
- Я вам сейчас помогу, отгадайте загадку
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…
(Ежик)
- А где он прячется? Как называется его дом?
- Еж готовит себе дом под хворостом и опавшими листьями. Дом старательно выстлан листьями и травой. Еж готовится к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться, а что ёж ест?
С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Я предлагаю не мешать медведю и ежу и отправимся дальше гулять по лесу.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов?
Смотрите, ёлка. Что – это на ветке? Как вы думаете, кто мог сидеть под этой елкой?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Молодцы.
-Чем питаются зайцы? А как заяц готовится к зиме? А для чего зайцы меняют шубку зимой?
- У зайца много врагов. Выручает его нос, чуткие ушки. Быстрые ноги и неприметная шубка. А кормится зайчик по ночам – так безопаснее, веточками деревьев и корой.
Давайте и мы с вами побудем немного зайчиками
Музыкальная физкультминутка «Зайчишки»
- Ребята, мы с вами пока играли, к нам на лесную полянку кто-то пришел?
- Лиса и волк какие животные? (Они хищники)
- Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они меняют летнюю шубку на более теплую, у них вырастает подшерсток. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Звук СМС, шуршание «просьба о помощи от зверей»
Ребята как мы можем помочь животным? Давайте отыщем их детенышей, где же они могут быть?
Д/и «Чей детеныш» (можно повторить 2 раза для закрепления)
Как - то раз осенним днем
Звери все пошли гулять гурьбой.
За мамой волчицей топал …кто? (волчонок)
За мамой лисицей крался …кто? (лисенок)
За мамой ежихой катился…кто? (ежонок)
За мамой медведицей шел…кто? (медвежонок)
За мамой бельчихой скакал …кто? (бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал…кто? (зайчонок)
- Молодцы, ребята, хорошая получилась прогулка. А теперь пора возвращаться в детский сад. Помните, как мы очутились в лесу?
Нужно нам закрыть глаза
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперед,
А потом наоборот.
Как листочки покружиться,
В детском саду очутиться.
- Ребята, пока мы гуляли в лесу, я нашла шишку.
Кому шишку буду я давать, тот на вопрос мой будет отвечать.
Кого мы видели в лесу?
Кто из животных спит в лесу?
Где спит медведь?
Как называются дома диких животных?
Кто меняет шубку к зиме?
Какие животные не делают запасов к зиме?
Кого боится заяц?
Вопрос общий без шишки
А какое дикое животное вам больше всего запомнилось? Что вы расскажете друзьям в группе о нашей прогулке?
- С вами было интересно играть, А теперь расскажите своим друзьям, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. А для подскказки я вам дам раскраски
Давайте попрощаемся с гостями.
Самоанализ
При подготовке к занятию, я прежде всего учитывала возрастные особенности детей данной группы. Я определила цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью занятия было создание условий для обогащения знаний детей о жизни диких животных в зимних условиях
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления о сезонных изменениях в природе
- Расширять и систематизировать представления о диких животных, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях (как готовятся к зиме)
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме, продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении
- Формировать умение вступать в диалог, совершенствовать диалогическую речь
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, любознательность
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться
На протяжении занятия дети были активны, с выполняли задания, отвечали на поставленные вопросы, взаимодействовали друг с другом. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Я побуждала к высказыванию не решительных и стеснительных детей. Для положительной мотивации детей я использовала технологию макетирования. Дети с интересом взаимодействовали с макетами. В дальнейшем макеты будут использоваться в игровой деятельности.
Ход занятия мог бы быть изменен, если бы дети направились к другому макету, так бывает на занятиях со своей группой, когда дети определяют следующий шаг, игру или задание в ходе занятия, но при этом все задачи и цель сохраняются и решаются.
Предварительной работы с детьми не было, мы познакомились и поговорили, чтобы дети не стеснялись незнакомого человека. Вопросы и задания были подобраны так, чтобы дети смогли на равных участвовать (так как уровень подготовки и знаний детей не известен). Но они молодцы, показали хорошие знания. Стиль общения преобладал дружеский, демократический, что создавало доброжелательную атмосферу.
Я считаю, что занятие прошло успешно, я достигла поставленной цели и дети обогатили свои знания о диких животных и о том, как они готовятся к зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»
Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса» Цель: закрепить знания детей о животных леса, их признаках, их приспособлении к ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?
Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе."Дикие животные зимой"
конспект занятия в ссредней группе "Дикие животные зиимой"...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие и домашние животные» 13.10.23г
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Задачи: Образовательные: - Закр...