Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе "Как животные к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по "Познавательному развитию"  в средней группе  "Как животные к зиме готовятся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznaniyu_22.11.odt28.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по «Познавательному развитию»

       в средней группе (4-5 лет)

Тема: «Как животные к зиме готовятся»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, двигательная, коммуникативная

Цель: расширение представлений детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью

Программное содержание: обогащать словарь на основе представлений об окружающем; учить строить распространенные предложения; развивать способность имитировать движения; учить правильно употреблять простые предлоги, развитие речи, умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, воспитание любознательности

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением животных и птиц, чтение рассказов, заучивание стихотворений, отгадывание загадок

Материалы и оборудование:  иллюстрации с изображением лесных зверей и птиц, картинка «Старичок-лесовичок», рабочие тетради, цветные карандаши

Планируемые результаты: знают об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью

                                                   Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

18 мин

1

Беседа

9 мин

2

Физкультминутка

«Отгадай и изобрази животное»

5 мин

3

Работа с пособием

4 мин

III

Заключительная часть

Итог

1 мин

Длительность 20 минут

                                                     Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева»)

Здравствуй, утро! (Жест вправо)

Здравствуй, день! (Жест влево)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны

II. Основная часть

1. Беседа

Воспитатель: Мы уже ходили с вами в парк. Кого мы там видели?

- Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь?

- В парке много людей, вокруг него дороги, да и размеры у парка небольшие. А животным нужно много места, тишина. Но даже если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы.

- Поэтому давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас на время в невидимок (откуда такое слово), для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.

Раз, два, три, ветка клена , помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень желтою косой.

Входим в лес. Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки.

Воспитатель: Тихо. Не слышно птиц.

- Почему?

(Дети в затруднении- сразу они не находят связь между питанием птиц и их перелетами.( Стало холодно , вот они и улетели).

-Тогда почему не все птицы улетели? Вот за окном у нас голуби, воробьи, синицы, вороны.

-Чем питались птицы летом?

-Что произошло осенью с растениями и насекомыми?

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

Автор: В. Жуковский

Сначала улетели те, кто питался насекомыми: ласточки, стрижи.

После ласточек улетели птицы, которые кормятся , собирая свою пищу на земле- журавли, грачи. Последними улетают утки и гуси. Все эти птицы как называются?( перелетные).

Почему они так называются?

Некоторые птицы остались с нами на зиму. Назовите их.

-Где же звери? Смотрите , кто это?

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Показать изображение белки.

Это белка, но она уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла.

- Но почему цвет шерстки стал другим?( так белка от врагов прячется).Деревья зимой голые, серые.-Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?.

-Чем же зимой будет питаться белка?.Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти орешки нужнее..

Забавно наблюдать , как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит.

-Как вы думаете, какие у белки когти ?Как вы догадались?.

- Как другие звери готовятся к приходу холодов?

Вот бежит торопится еж.

-Как еж листья на колючки насаживает?. Изобразите.

.-А чем же он будет питаться зимой?( спит зимой).

-Кто еще из зверей в спячку впадает?( Медведь).

Медвежьего следа зимой не сыскать,

Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.  
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит

-Чем питался все лето и осень?. На зиму он не делает запасов. Как вы думаете почему?

-Где всю зиму спит медведь?.

2. Физкультминутка «Отгадай и изобрази животное»

 ( загадки о животных-дети отгадав, изображают это животное).

-Зимой в берлоге спит

 И немножечко храпит.

А проснётся — давай реветь,

 А зовут его. .. (Медведь).  

-Не боится даже волка

Эта маленькая кроха.

 У него есть острые иголки-

 Защитят его надолго. (Еж)

-Пушистая и рыжая

 На дереве живет.

 Сильными зубками

Орешки все грызёт. (Белочка)

-Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой?(заяц)

-Кто же осенью холодной

Ходит очень  голодный?

 Из куста зубами щёлк,

Это зубастый, серый…  (Волк).  

(воспитатель показывает картинку)

- Кто это? (волк)

Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето отрастет, становится густой и теплой. Волки живут стаями!

-Кто еще живет в лесу? ( заяц).

-Зачем зайцу менять цвет?-Кого он боится?.

Здесь сидит в кустах зверушка.
Ах, дрожат у неё ушки.
Ясно, что она боится:
«Цыц! Молчок! Идёт лисица!»

А вот и заячий враг -лиса.-идет тихо неслышно.

Покажите, как она это делает.

Рыжий мех и хвост пушистый ,
Острожный шаг лесу .
Прячет хитрая лисица 
До поры свою красу .
Выследит в кустах добычу 
И спешит к свое норе .
Хоть красива , все же хищник -
Надо помнить детворе 

-Чем еще питается лиса?( мышей из под снега достает. Слух у нее хороший. В день должна съесть до 20 мышей).

3. Работа с пособием

Задание 1

- Обведите те рисунки, на которых изображены животные, готовящиеся к зиме.

- Расскажите, как они это делают?

Задание 2

Каждый зверь в лесу сам к зиме готовится.

- В какой сказке много зверей в одном доме жили? Расскажите ее.

- Какое время года изображено на картинке?

- Что на последнем рисунке не так, как в сказке?

- Какой конец сказки вам больше нравится?

III. Заключительная часть

- Мы с вами видели много зверей( воспитатель выставляет изображения).-Все они разные, но почему их назвали одним словом?

- Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырех лапах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Дикие животные осенью"

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 4-5 лет Тема: «Дикие животные осенью»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы "Как животные к зиме готовятся"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»для детей средней группыЗадачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей ...

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....

Конспект занятия Речевое развитие в средней группе Тема: «Домашние животные»

Цель занятия: Развитие устной речи детей посредствомдидактических игр.Задачи:Образовательные:1. Продолжить работу по развитию навыков устной речи.2. Закреплять понятия один и много.3. Закреплять предс...