Конспект ООД в средней группе по теме: «Наблюдение за облаками»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Генриховна Пелецкая

Закрепление знаний детей о явлениях неживой природы. Учить детей устанавливать причинно -следственную связь: дует ветер - облака плывут..Для детей среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx39.68 КБ
Файл nablyudenie.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе по теме: «Наблюдение за облаками»

Дата проведения: 3 апреля.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст.

Место проведения: участок детского сада, группа «Берёзка».

Цель: закрепить знания детей 4 – 5 лет о явлениях неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственную связь: дует ветер – облака плывут.

Задачи:

- Закреплять представления о том, что облака бывают разные (кучевые, перистые, тучи) в зависимости от времени года и состояния погоды.

- Развивать фантазию и воображение. Воспитывать чувство прекрасного.

- Продолжить учить различать на что похожи облака.

- Развивать способность отражать свои впечатления от рассматривания картин, чтения художественных произведений.

- Дать возможность каждому ребенку воспроизвести в рисунке свое представление об облаках.

Оборудование: белая гуашь, тонированные листы бумаги, атрибуты для опыта: банка, лед. Для подвижной игры: плакат облако и тучи.

Методы и приёмы: практические (рисование), опытно – эксперементальная деятельность (опыт «Самодельное облако», игровые (подвижная игра «Облако и туча», «Волшебные превращения облаков»), наблюдение, беседы.

Предварительная работа: наблюдение за облаками на прогулке, прослушивание фрагмента песенки «Облака» композитора В. Шаинского, рассматривание репродукций с изображением облаков.

Ход деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент (в группе)

Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать:

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка,

Под нами вдаль плывет. Правильно вы отгадали, а хотите мы с вами сделаем своё облако?

Опыт « Самодельное облако»

В трехлитровую банку наливается немного горячей воды (на уровне примерно 2,5 см). Положить на металлическую крышку несколько кубиков льда и поставить ее на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. Откуда же в облаках берется дождь? Пар, поднявшись вверх, охлаждается, его частицы жмутся друг к другу, образуя скопления теплого воздуха. В процессе охлаждения частицы пара притягиваются друг к другу и образуют капли, которые дождем проливаются на землю.

Ну, вот облачко мы с вами сделали, а теперь отправимся на прогулку и понаблюдаем за настоящими облаками.

Предполагаемые ответы детей:

Облако.

Да.

Дети наблюдают за экспериментом.

Основная часть

( на прогулке)

Подвижная игра.

«Облако и туча»

Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять действия в соответствии с сигналом. Учить ориентироваться в пространстве, находить облако и тучу.

Сегодня мы поговорим и понаблюдаем за облаками.

Посмотрите на них внимательно, что делают облака?

А как же они плывут?

От чего это зависит?

Правильно. Дети если ветер сильный, то облака плывут быстро, а если ветер не сильный, то облака плывут медленно. Давайте еще раз посмотрим внимательно на что похожи облака?

Весной на небе появляются белые облака. Они называются кучевыми, потому что держатся на небе кучками. Иногда они стоят неподвижно пышными клубами, а иногда проносятся мимо, меняя форму. Кучевые облака означают хорошую ясную погоду.

Ребята, мы с вами наблюдали за облаками, которые плывут по небу, а сейчас скажите, какие бывают облака?

Верно, облака бывают разные, меняются в зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и вата. Осенью облака скучные, дождливые, серые. А кто вспомнит, какие были облака зимой?

Как вы думаете, почему облака движутся, плывут по небу? Да, ребята, форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе. Может именно так, они дают нам понять, что они тоже интересны для наблюдения, нуждаются в нашем внимании, как и живые существа.

Давайте я вам стихотворение прочитаю, а вы потом скажите, что такое облако и туча, чем они отличаются? Почему бывают тучи?

И бывают облака?

Потому что тучи – круче,

Облака летят, пушинки,

Тучи грозные висят,

Там, ведь мокрые дождинки

Нас водой облить хотят.

Если взять и выжать тучи

И немного подсушить,

Облака, тогда получим,

И не будет дождик лить.

Понравилось стихотворение?

Про что это стихотворение?

И чем же они отличаются?

Сейчас мы с вами поиграем

Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Все мы видели разные облака и видели их по-своему. А вот как увидел облака и писал о них поэт Сергей Михалков:

«Облака, облака

Кучевые бока.

Облака кудрявые,

Целые дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные. »

В. Маяковский увидел облака, похожие на тучки. Удивился и написал стихотворение «Тучкины штучки».

«Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки.

От первой до третьей - люди,

Четвертой была – верблюдик.

К ним любопытством объятая,

По дороге пристала пятая.

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

Не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки все взяли – и растаяли ».

Игра: «Волшебные превращения облаков

Воспитатель отгадывает, что или кого они изобразили.

Ребята, а скажите мне, пожалуйста, можно ли изобразить облака?

Как это можно сделать?

Давайте сейчас вернёмся в группу и нарисуем облака.

Дети наблюдают, как плывут облака.

Плывут.

Медленно.

От ветра.

Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи.

Снежные тучи.

Их подгоняет ветер

Да

Про облако и про тучу.

Облака мягкие, пушистые, белые, тучи густые, грозные, дождевые.

На одной стороне веранды рисунок тучи, на другой – облако. Дети бегают по центру. Воспитатель говорит: «Облако!», дети бегут к рисунку облако, если говорит: «Туча!», дети бегут к рисунку тучи.

Дети внимательно наблюдают за облаками, делятся впечатлениями и наблюдениями.

Дети представляют себя облаками. Когда воспитатель играет в бубен, они изображают движение плывущих облаков по небу. На два удара в бубен замирают в позах.

Да.

Их можно нарисовать

Рисование

(в группе)

Ребята, вспомните, какие облака вы видели, на, что они были похожи?

Давайте сначала каждый из вас нарисует облако своим пальчиком в воздухе.

Художник нам нарисовал голубое небо и попросил, чтобы мы помогли ему и нарисовали облака в виде разнообразных фигур (приём кляксографии)

Дети рисуют облака в воздухе

Самостоятельная деятельность детей, рисование облаков.

Заключительная часть

Мы нарисовали с вами облака. Посмотрите, какое у нас получилось небо красивое. По небу плывут различные облака. Наши облака имеют различные формы. А посмотрите внимательно и скажите на что или на кого похожи ваши облака?

Ответы детей: каждый ребёнок объясняет, что за фигурка его облако.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе по теме: «Наблюдение за облаками»

Дата проведения: 3 апреля.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст.

Место проведения: участок детского сада, группа «Берёзка».

Цель: закрепить знания детей 4 – 5 лет о явлениях неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственную связь: дует ветер – облака плывут.

Задачи:

- Закреплять представления о том, что облака бывают разные (кучевые, перистые, тучи) в зависимости от времени года и состояния погоды.

- Развивать фантазию и воображение. Воспитывать чувство прекрасного.

- Продолжить учить различать на что похожи облака.

- Развивать способность отражать свои впечатления от рассматривания картин, чтения художественных произведений.

- Дать возможность каждому ребенку воспроизвести в рисунке свое представление об облаках.

Оборудование: белая гуашь, тонированные листы бумаги, атрибуты для опыта: банка, лед. Для подвижной игры: плакат облако и тучи.

Методы и приёмы: практические (рисование), опытно – эксперементальная деятельность (опыт «Самодельное облако», игровые (подвижная игра «Облако и туча», «Волшебные превращения облаков»), наблюдение, беседы.

Предварительная работа: наблюдение за облаками на прогулке, прослушивание фрагмента песенки «Облака» композитора В. Шаинского, рассматривание репродукций с изображением облаков.

Ход деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент (в группе)

Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать:

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка,

Под нами вдаль плывет. Правильно вы отгадали, а хотите мы с вами сделаем своё облако?

Опыт « Самодельное облако»

В трехлитровую банку наливается немного горячей воды (на уровне примерно 2,5 см). Положить на металлическую крышку несколько кубиков льда и поставить ее на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. Откуда же в облаках берется дождь? Пар, поднявшись вверх, охлаждается, его частицы жмутся друг к другу, образуя скопления теплого воздуха. В процессе охлаждения частицы пара притягиваются друг к другу и образуют капли, которые дождем проливаются на землю.

Ну, вот облачко мы с вами сделали, а теперь отправимся на прогулку и понаблюдаем за настоящими облаками.

Предполагаемые ответы детей:

Облако.

Да.

Дети наблюдают за экспериментом.

Основная часть

( на прогулке)

Подвижная игра.

«Облако и туча»

Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять действия в соответствии с сигналом. Учить ориентироваться в пространстве, находить облако и тучу.

Сегодня мы поговорим и понаблюдаем за облаками.

Посмотрите на них внимательно, что делают облака?

А как же они плывут?

От чего это зависит?

Правильно. Дети если ветер сильный, то облака плывут быстро, а если ветер не сильный, то облака плывут медленно. Давайте еще раз посмотрим внимательно на что похожи облака?

Весной на небе появляются белые облака. Они называются кучевыми, потому что держатся на небе кучками. Иногда они стоят неподвижно пышными клубами, а иногда проносятся мимо, меняя форму. Кучевые облака означают хорошую ясную погоду.

Ребята, мы с вами наблюдали за облаками, которые плывут по небу, а сейчас скажите, какие бывают облака?

Верно, облака бывают разные, меняются в зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и вата. Осенью облака скучные, дождливые, серые. А кто вспомнит, какие были облака зимой?

Как вы думаете, почему облака движутся, плывут по небу? Да, ребята, форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе. Может именно так, они дают нам понять, что они тоже интересны для наблюдения, нуждаются в нашем внимании, как и живые существа.

Давайте я вам стихотворение прочитаю, а вы потом скажите, что такое облако и туча, чем они отличаются? Почему бывают тучи?

И бывают облака?

Потому что тучи – круче,

Облака летят, пушинки,

Тучи грозные висят,

Там, ведь мокрые дождинки

Нас водой облить хотят.

Если взять и выжать тучи

И немного подсушить,

Облака, тогда получим,

И не будет дождик лить.

Понравилось стихотворение?

Про что это стихотворение?

И чем же они отличаются?

Сейчас мы с вами поиграем

Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Все мы видели разные облака и видели их по-своему. А вот как увидел облака и писал о них поэт Сергей Михалков:

«Облака, облака

Кучевые бока.

Облака кудрявые,

Целые дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные. »

В. Маяковский увидел облака, похожие на тучки. Удивился и написал стихотворение «Тучкины штучки».

«Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки.

От первой до третьей - люди,

Четвертой была – верблюдик.

К ним любопытством объятая,

По дороге пристала пятая.

От нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник.

Не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки все взяли – и растаяли ».

Игра: «Волшебные превращения облаков

Воспитатель отгадывает, что или кого они изобразили.

Ребята, а скажите мне, пожалуйста, можно ли изобразить облака?

Как это можно сделать?

Давайте сейчас вернёмся в группу и нарисуем облака.

Дети наблюдают, как плывут облака.

Плывут.

Медленно.

От ветра.

Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи.

Снежные тучи.

Их подгоняет ветер

Да

Про облако и про тучу.

Облака мягкие, пушистые, белые, тучи густые, грозные, дождевые.

На одной стороне веранды рисунок тучи, на другой – облако. Дети бегают по центру. Воспитатель говорит: «Облако!», дети бегут к рисунку облако, если говорит: «Туча!», дети бегут к рисунку тучи.

Дети внимательно наблюдают за облаками, делятся впечатлениями и наблюдениями.

Дети представляют себя облаками. Когда воспитатель играет в бубен, они изображают движение плывущих облаков по небу. На два удара в бубен замирают в позах.

Да.

Их можно нарисовать

Рисование

(в группе)

Ребята, вспомните, какие облака вы видели, на, что они были похожи?

Давайте сначала каждый из вас нарисует облако своим пальчиком в воздухе.

Художник нам нарисовал голубое небо и попросил, чтобы мы помогли ему и нарисовали облака в виде разнообразных фигур (приём кляксографии)

Дети рисуют облака в воздухе

Самостоятельная деятельность детей, рисование облаков.

Заключительная часть

Мы нарисовали с вами облака. Посмотрите, какое у нас получилось небо красивое. По небу плывут различные облака. Наши облака имеют различные формы. А посмотрите внимательно и скажите на что или на кого похожи ваши облака?

Ответы детей: каждый ребёнок объясняет, что за фигурка его облако.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка фрагмента конспекта прогулки с детьми средней группы. Тема: "Наблюдение за грузовым транспортом"

Цель:- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.- Закреплять знания об особенностях грузового транспорта его значении  в  жизни человека.- Уточнять представления о работе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наблюдение за рыбкой» (средняя возрастная группа)

В этой работе по экологическому воспитанию я рассматриваю тему: «Наблюдение за рыбкой».Организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Прослу...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе "Наблюдение за облаками"

В конспекте представлено подробное описание проведения прогулки в подготовительной группе в осенний период. Задачи: образовательные - расширение и закрепление знаний детей об облаках, круговороте воды...

Конспект ОД прогулки с детьми подготовительной группы по теме: «Наблюдение за облаками».

Конспект ОД прогулки с детьми подготовительной группы по теме: "Наблюдение за облаками" составлен с учётом ФГОС дошкольного образования....

Конспект прогулки в средней группе Тема: «Наблюдение за цветником»

Цель: расширять представления о цветнике летом; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.Задачи:Развивающие:- расширять представления о цветах на клумбе;- закрепить уме...