Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника
методическая разработка по окружающему миру
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zherdeva_i.a.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.
Основной вид поисковой деятельности детей, является экспериментирование. По мнению Н.Н.Поддьяква: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Изучая новинки методической литературы, просматривая инновационные технологии, наблюдая за детьми, нами был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- формирование навыков познавательной деятельности ребенка;
- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Для реализации поставленных задач нами были созданы условия для тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников. При организации опытно-экспериментальной деятельности важно учитывать индивидуальные способности детей.
Всю работу по данной теме мы разделили по следующим направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
- неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
- преобразование предметов.
Для родителей были запланированы консультации по данному направлению, «открытые» просмотры, определено содержание информационных стендов.
В дошкольном учреждении уже была оснащена мини-лаборатория «Почемучка», оборудование которой активно используется педагогами.
Так же для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда в группе, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов совместно с воспитателем и для самостоятельного исследования изучаемой темы.
Материалы данного центра распределяются по следующим направлениям:
«Песок и вода»;
«Звук»;
«Магниты»;
«Бумага»;
«Свет»;
«Стекло и пластмасса»;
«Резина».
Центр экспериментирования оснащен следующим оборудованием:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании центра экспериментирования мы опирались на следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов в центре экспериментирования меняем в соответствии с планом работы.
Огромную помощь в оборудовании уголка экспериментирования оказали родители нашей группы. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Для организации детского экспериментирования нами был создан алгоритм проведения опытов:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Например, ставим проблему «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушивались различные варианты ответов, и предлагалось их проверить. Далее делаем вывод (обобщаем). Во время работы особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
Для поддержки интереса у детей к экспериментированию мы используем художественную литературу, проблемные ситуации и т.д.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Исследовательская работа проходит через все виды детской деятельности, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы и окружающем мире.
Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков;
- эксперимент «Какая сила у ветра?»;
- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
- чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В группе проводим индивидуальные беседы с родителями, консультации на тему «Опыты и эксперименты в домашних условиях» (Например, «Цветные льдинки» лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике или «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература:
1.Иванова Н. В., Арсенова М. А. Игровое обучение детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации / Под редакцией Н. В. Ивановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 112 с.
2.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка н...
«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....
"Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности"
Материал для педагогов ДОУ...
презентация Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...
Мастер-класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
Мастер-класс сопровождается презентацией...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...