Педагогический проект в младшей разновозрастной группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении
МДОУ «Детский сад п. Пугачевский Пугачевского района Саратовской области»
Педагогический проект
в младшей разновозрастной группе
«Приобщение детей к истокам
русской народной культуры».
Воспитатель: Степанова Л.И.
2023г.
Педагогический проект в младшей разновозрастной группе
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
- По времени проведения - краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
1. Создать предметно-пространственную развивающую среду.
2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.
3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
4. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей, навыки взаимодействия детей друг с другом.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах, проведение НОД.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка -"Русское народное творчество"
- Оформление альбома по устному народному творчеству «Фольклор для самых маленьких»
I этап. Подготовительный
Задачи:
1.Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
4.Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Организация предметно-развивающей среды в группе:
1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»;
2) Оформление уголка в русском народном стиле - "Русское народное творчество";
3) Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, «Нянюшкины сказки», русскими народными инструментами.
II. Основной этап реализации проекта:
Перспективный план
Организованная образовательная деятельность | Совместно-организованная деятельность | Взаимодействие с родителями | |
1 неделя | 1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой» 2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Медвежонок» 3. Познавательное развитие . (ФЭМП) «В гости к матрешкам» 4. Речевое развитие. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Красивый полосатый коврик» | 1.Чтение потешки «Петушок»; 2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» ; 3.Дидактические игры «Чудо-мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто где живет», «Один-много»; 4. Дидактические упражнения: «Назови ласково»; 5. Словесная игра «Ладушки ладошки»; 6. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», « У медведя во бору», «Матрешки»; 7. Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»; 8. Драматизация сказки «Три медведя», «Теремок»; | Консультация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников» |
2 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). «Овощи» 2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Овощи в баночке» 3. Познавательное развитие. (ФЭМП) «По мотивам русской нородной сказки «Репка» 4. Речевое развитие Заучивание потешки «Овощи» | 1. Драматизация сказки «Репка», 2. Дидактические упражнения: «Один – много», 3. Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»; 4. Подвижные игры: «Еду, еду..», «Кто первый»,«Карусели»; 5.Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чего не хватает»; 6. Слушание: «Барыня»; 7. Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»; | Папка-раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»; |
3 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). «Знакомство с русским бытом» 2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Поможем Федоре» (украсим горшочек) 3. Речевое развитие. «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки» 4. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. « Украсим рукавичку - домик » | 1. Н/п игра «Собери картинку» 2.Подвижные игры:«Кот и мыши», «Волк и гуси»; 3. Разгадывание загадок; 4. Драматизация сказки «Колобок»; 5. Слушание: русский народный наигрыш «Полянка»; 6. Музыкально-ритмические движения: «На полянке»; 7. Чтение потешки «Кисонька – Мурысенька»; | Памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций» |
4 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). « В гости к бабушке». 2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Украсим платочек». 3. Познавательное развитие. (ФЭМП) «В гости к трем медведям» 4. Речевое развитие. «Устное народное творчество» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.«Сарафан для матрешки» | 1. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»; 2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»; 3. Подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Лохматый пёс», «Пирог», «Волшебный платок»; 4 Чтение и разучивание потешек и колыбельных; 5. Слушание: «Во саду ли в огороде», «Ой, блины»; | Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России» |
III. Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта.
- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;
- Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;
- Консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»;
- Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»;
- Создание альбома «Фольклор для самых маленьких»;
- Участие в осеннем празднике « Осенины»;
2. Анализ результатов работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
1 этап – подготовительный
Для достижения цели мы создали все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создали в группе уголок в русском народном стиле «Русское народное творчество".
Также был оформлен книжный уголок, где разместили книги с русскими народными сказками, потешками, скороговорками; настольный театр по сказке «Колобок», пазлы и шнуровки по русским народным сказкам.
Совместно с родителями оформлен альбом «Фольклор для самых маленьких», где собрали русские народные потешки, колыбельные песни, дразнилки, подвижные игры и т.п.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок.
2 этап – основной
В своей работе мы знакомили детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, мы старались применять их во всех режимных моментах в работе с детьми (при умывании, расчесывании и т.д.), эмоционально обыгрывали самые простые, обыденные ситуации.
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки, колыбельные во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделили колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где мы поместили народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка, дудочка, гармошка.
Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, а также сами пробовали играть на музыкальных инструментах, что способствовало музыкальному развитию детей.
В процессе подготовки к осеннему празднику мы знакомили детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Волшебный платок», «У медведя во бору», «Репка», «Солнышко – ведрышко», «Гуси-гуси» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки, делают процесс игры более интересным и содержательным.
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомились с:
- русским бытом
- старинной посудой
- русской одеждой
- русской Матрешкой
По итогам продуктивной детской деятельности организовывались выставки детских работ:
- «Морковка для зайчика»
- «Красивый полосатый коврик»
- «Фартук для матрешки»
- «Овощи в баночке»
- «Ложки расписные»
- « Веселые матрешки»
- « Красивые салфетки»
В ходе реализации проекта также широко использовалась театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.
- Инсценировка сказки
- «Колобок»
- «Заюшкина избушка»
- Пальчиковый театр «Репка»
- Настольный театр «Заюшкина избушка»
- Дидактическая игра «В гости к трем медведям»
- «Угадай на вкус»
- «Найди заплатку»
- Собери пазл «Колобок»
- «Угости матрешек яблоками»
- Пальчиковые игры
Особое внимание хочется уделить народному празднику «Осенины», в котором наши малыши с удовольствием приняли участие,дети вместе с Осенинкой, исполняли русские народные песни, потешки, танцы, отгадывали загадки, играли в русские народные подвижные игры.
Велась работа и с родителями. Были проведены
Консультации «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»; созданы
Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;
Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»;
В ходе реализации проекта у детей:
Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой позволило повысить познавательную активность детей, любознательность. Дети стали различать и называть предметы народного быта и костюма, героев русских народных сказок, музыкальные инструменты, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни; расширился и активизировался словарный запас.
У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Русское народное творчество» и в подготовке к осеннему празднику «Как у наших у ворот».
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
5. Хрестоматия для маленьких.
6. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-Синтез,2000.-152с.
7. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры, средст...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
занятие во 2 младшей группе «Приобщение детей к истокам народной культуры»
Данное занятие знакомит дошкольников младшего возраста с интерьером русской избы, с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром). В занятии использованы пословицы, загадки, о быте, о доме....
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Консультации для педагогов...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...
Семинар на тему: «Народная игра и её значение для приобщения детей к истокам народной культуры» на примере игр для младших дошкольников.
Семинар для воспитателей по народному творчеству для младших дошкольников....
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...