Педагогический проект в младшей разновозрастной группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Степанова Любовь Ильинична

Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждении

МДОУ «Детский сад п. Пугачевский  Пугачевского района Саратовской области»

Педагогический проект

в младшей разновозрастной группе

«Приобщение детей к истокам

русской народной культуры».

Воспитатель: Степанова Л.И.

2023г.

Педагогический проект в младшей разновозрастной группе

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
  • По времени проведения - краткосрочный (4 недели).

Участники проекта: дети  младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта :

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

1. Создать предметно-пространственную развивающую среду.

2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.

3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

4. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей, навыки взаимодействия детей друг с другом.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах, проведение НОД.  

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, поют русские народные песни, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями: 

- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка -"Русское народное творчество"

- Оформление альбома по устному народному творчеству «Фольклор для самых маленьких»

I этап. Подготовительный

Задачи:

1.Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

4.Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

5. Организация предметно-развивающей среды в группе:

1)Оформление альбома  по теме «Фольклор для самых маленьких»;

2) Оформление уголка в русском народном стиле - "Русское народное творчество";  

3) Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, «Нянюшкины сказки», русскими народными инструментами.

II. Основной этап реализации проекта:

Перспективный план

Организованная образовательная деятельность

Совместно-организованная деятельность

Взаимодействие с родителями

1 неделя

1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой» 

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Медвежонок»

3. Познавательное развитие . (ФЭМП)

 «В гости к матрешкам»

4. Речевое развитие. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Красивый полосатый коврик»

1.Чтение потешки  «Петушок»;

2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» ;

3.Дидактические игры «Чудо-мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто где живет», «Один-много»;

4. Дидактические упражнения: «Назови ласково»;

5. Словесная игра «Ладушки ладошки»;

6. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», « У медведя во бору», «Матрешки»;

7. Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»;

8. Драматизация сказки «Три медведя», «Теремок»;

Консультация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»

2 –я неделя

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

«Овощи»

2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Овощи в баночке»

3. Познавательное развитие. (ФЭМП)

«По мотивам русской нородной сказки «Репка»

4. Речевое развитие Заучивание потешки «Овощи»

1. Драматизация сказки «Репка»,

2. Дидактические упражнения: «Один – много»,

 3. Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»;

4. Подвижные игры: «Еду, еду..», «Кто первый»,«Карусели»;

5.Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чего не хватает»;

6. Слушание: «Барыня»;

7. Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»;

Папка-раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»;

3 –я неделя  

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

«Знакомство с русским бытом»

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Поможем Федоре» (украсим горшочек)

3. Речевое развитие.  «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»

4. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. « Украсим рукавичку  -  домик »

1. Н/п игра «Собери картинку»

2.Подвижные игры:«Кот и мыши», «Волк и гуси»;

3. Разгадывание загадок;

4. Драматизация сказки «Колобок»;

5. Слушание: русский народный наигрыш «Полянка»;

6. Музыкально-ритмические движения: «На полянке»;

7. Чтение потешки «Кисонька – Мурысенька»;

Памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

4 –я неделя

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

 « В гости к бабушке».

2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Украсим платочек».

3. Познавательное развитие. (ФЭМП)

«В гости к трем медведям»

 4. Речевое развитие.

 «Устное народное творчество»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.«Сарафан для матрешки»

1. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»;

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;

3. Подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Лохматый пёс», «Пирог», «Волшебный платок»;

4 Чтение и разучивание потешек и колыбельных;

5. Слушание: «Во саду ли в огороде», «Ой, блины»;

Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

                

III. Заключительный этап:

  1. Подведение итогов проекта.

- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»;
- Папка передвижка
«Роль сказки в воспитании детей»;
- Консультации для родителей
«Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»;

- Памятка для родителей  «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

-  Создание альбома «Фольклор для самых маленьких»;

- Участие в осеннем празднике « Осенины»;

2. Анализ результатов работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

1 этап – подготовительный

Для достижения цели мы создали все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создали в группе уголок в русском народном стиле «Русское народное творчество".

Также был оформлен книжный уголок, где разместили книги с русскими народными сказками, потешками, скороговорками; настольный театр по сказке «Колобок», пазлы и шнуровки по русским народным сказкам.

Совместно с родителями оформлен альбом «Фольклор для самых маленьких», где собрали русские народные потешки, колыбельные песни, дразнилки, подвижные игры и т.п.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок.

2 этап – основной

В своей работе мы знакомили детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.

Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем.

Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.

  Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, мы старались применять их во всех режимных моментах в работе с детьми (при умывании, расчесывании и т.д.), эмоционально обыгрывали самые простые, обыденные ситуации.

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки, колыбельные во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.

   Большое внимание уделили колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.

В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.

В группе был оформлен музыкальный уголок, где мы поместили народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка, дудочка, гармошка.

      Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, а также сами пробовали играть на музыкальных инструментах, что способствовало музыкальному развитию детей.

В процессе подготовки к осеннему празднику мы знакомили детей с народными играми, танцами.

Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Волшебный платок», «У медведя во бору», «Репка», «Солнышко – ведрышко», «Гуси-гуси» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки, делают процесс игры более интересным и содержательным.

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомились с:

- русским бытом

- старинной посудой

- русской одеждой

- русской Матрешкой

По итогам продуктивной детской деятельности организовывались выставки детских работ:

- «Морковка для зайчика»

- «Красивый полосатый коврик»

- «Фартук для матрешки»

- «Овощи в баночке»

 - «Ложки расписные»

- « Веселые матрешки»

- « Красивые салфетки»

В ходе реализации проекта также широко использовалась театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.

- Инсценировка сказки

-  «Колобок»

 - «Заюшкина избушка»

- Пальчиковый театр «Репка»

- Настольный театр «Заюшкина избушка»

- Дидактическая игра «В гости к трем медведям»

- «Угадай на вкус»

- «Найди заплатку»

- Собери пазл «Колобок»

- «Угости матрешек яблоками»

- Пальчиковые игры

      Особое внимание хочется уделить народному  празднику «Осенины», в котором наши малыши с удовольствием приняли участие,дети вместе  с Осенинкой, исполняли русские народные песни, потешки, танцы, отгадывали загадки, играли в русские народные подвижные игры.

Велась работа и  с родителями. Были проведены 

Консультации «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»; созданы

Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»; 

Памятка для родителей  «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

В ходе реализации проекта у детей:

Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой  позволило повысить познавательную активность  детей, любознательность.  Дети стали различать и называть предметы  народного быта и костюма, героев русских народных сказок, музыкальные инструменты, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни;  расширился и активизировался словарный запас.

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Русское народное творчество» и в подготовке к осеннему празднику «Как у наших у ворот».

Использованная литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с

2.  Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.

3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.

5. Хрестоматия для маленьких.

6. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-Синтез,2000.-152с.

7. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

занятие во 2 младшей группе «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Данное занятие знакомит дошкольников младшего возраста с интерьером русской избы, с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром). В занятии использованы пословицы, загадки, о быте, о доме....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...