Секреты обыкновенной бумаги
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект поисково-исследовательского занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_obyknovennoy_bumagi.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты обыкновенной бумаги
Конспект поисково-познавательной деятельности
детей в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Демонстрационный материал:
Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема- таблица.
Раздаточные материал:
Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Ход
1. Организационный момент:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу.
Воспитатель: Вы любите загадки? Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА). Правильно, это бумага.
Воспитатель: Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего? (ответы...) Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.
Воспитатель: Раньше люди использовали все эти материалы, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, потом придумали бумагу. В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев - древесины.
Воспитатель: А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Называется предмет, а дети хлопают в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги или нет.
Книга, стул, бумажный кораблик, бумажное полотенце, обувь, пальто, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги.
2. Этап - опыты
Мотивация: Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям и взрослым.
Печкин: Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?
Воспитатель: Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют)
Печкин: Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный! Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.
Воспитатель: Ребята, будьте добры, подскажите мне:
- Какое сегодня число? (6)
- А какое было вчера? (5)
- А какое число будет завтра? (7)
- А какой сейчас месяц? (апрель)
- А какой месяц был перед апрелем? (март)
- А какой месяц будет после апреля? (май)
- Какой сегодня день недели? (среда)
Печкин: Вот, какие молодцы! (почтальон отдает посылку воспитателю).
Воспитатель: А вам хотелось бы узнать, что в посылке? Давайте откроем? Печкин: Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.
Дети: До свидания!
В посылке лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? "Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик". Это посылка поможет нам многое узнать о бумаге. На карточках написаны цифры, найдите с цифрой 1, схема волнистые линии - бумага мнется.
Опыт №1 "Бумага мнется"
Воспитатель: А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради. Это первое свойство бумаги.
Карточка №2, схема рванная бумага.
Опыт №2 "Бумага рвется"
Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется.
Карточка №3, схема ножницы.
Опыт 3 "Бумага режется"
Воспитатель: Как думаете, что означает следующая схема? (ответы детей). Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Карточка №4, схема капля воды.
Опыт 4 "Бумага намокает"
Воспитатель: Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный. Полезно это для бумаги?
Карточка №5, схема растительное масло.
Опыт №5, "Бумага впитывает масло"
Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Дети: бумага впитывает масло.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: масло пропитывает бумагу.
Карточка №6, схема физминутки под музыку
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги,
Для журнала, книги, и тетради.
Карточка №7, схема нота.
Опыт №7 "Бумага издает звук"
Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный. Вывод при смятии, трении бумага издает звук.
Карточка №8, схема ветер.
Опыт №8 "Бумага летает"
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Воспитатель: Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?
Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Карточка №9, схема спички перечеркнуто.
Опыт №9 "Бумага горит "
Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим. Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? (ответ). Правильно, бумага загорится. А это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
Карточка №10, схема с сюрпризом - творческий этап.
Воспитатель: Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами. Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.
1. Рвем на мелкие кусочки.
2. Заливаем водой, добавляем клей.
3. Выкладываем на ровную поверхность.
Рефлексия.
Отношение детей к деятельности.
Воспитатель: Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
1. Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумага можно резать.
4. Бумага намокает.
5. Бумага впитывает масло.
6. При смятии бумага издает звук.
7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
8. Летает.
9. Бумага горит.
10. Из бумаги можно делать поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Необыкновенные секреты – обыкновенной бумаги»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию длядетей старшего дошкольного возраста "Необыкновенные секреты - обыкновенной бумаги". Данный конс...
ООД "Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги"
Ознакомление детей со свойствами бумаги....
НОД "«Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»"
Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно -экспериментальную деятельность...
НОД по ознакомлению с целостной картиной мира "Секреты обыкновенной бумаги"
Ознакомление со свойствами бумаги, экспериментирование...
Методическая разработка НОД по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста посредством позновательно- исследовательской деятельности. "Секреты обыкновенной бумаги"
Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.Расширять представления о свойствах и фактуре бумаги , об истории возникновения бумаги, значении бумаги в жи...
Конспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"
Опытно-экспериментальная деятельность об истории и свойствах бумагиКонспект познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"Цель: Продо...
Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»
Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....