НОД по ознакомлению с целостной картиной мира "Секреты обыкновенной бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Ознакомление со свойствами бумаги, экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по ознакомлению с целостной картиной мира "Секреты обыкновенной бумаги" | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно - образовательная деятельность по ознакомлению с целостной картиной мира
в подготовительной группе
Тема: «Секреты обыкновенной бумаги»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое культура
Образовательные области:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Образовательные технологии:
- развивающее обучение
- исследование в обучении
- обучение в сотрудничестве
- здоровьесберегающая технология
Тип деятельности: познавательное экспериментирование
Методы и приемы : игровой, словесный, наглядный
Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными свойствами бумаги, учить способам исследования окружающего мира на примере бумаги
- устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
- познакомить детей со способом производства бумаги
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
- развивать координацию движений, мелкую моторику руки
- развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, память, воображение
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
- воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей
Оборудование и материалы: посылка, разные виды бумаги (салфетки, альбом, открытка, книги…), материал для опытов, карточки с цифрами – значками, раздаточный материал - листы цветной бумаги на каждого ребенка
Предварительная работа: беседы, изготовление поделок из бумаги, изобразительная деятельность: рассматривание и чтение книг : Н. Нужина «В мире вещей». И. Богданова «Сказки о веселых чудесах и их маленькой хозяйке», М. Султанова «Простые опыты с бумагой»; загадывание загадок, гимнастика на развитие общей моторики.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Загадка (дети стоят в кругу)
— Вы любите загадки?
— Что больше любите: отгадывать или загадывать?
— Послушайте, я загадаю вам загадку?
« Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!» (БУМАГА)
— А как вы догадались, что это бумага?
— А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и встать в круг.
Игра: «Мой, моя, мое»
-У каждого из вас предмет из бумаги. Поиграем в игру: я произношу слово, а вы называете то, что у вас из бумаги.
— Моя…(салфетка, книга…)
— Мой …(блокнот, лист..)
— Мои…(тетради, открытки…)
2. Поисковый этап
Мотивация
— Меня заинтересовал вот этот предмет, что бы это могло быть? (беру в руки коробку-посылку, рассуждения детей).
— Как вы думаете, там что- то есть…
— А как мы узнаем, что нам можно ее открыть? (прочитать надпись).
— Сверху лежит записка:
«Разложите цифры в ряд,
Что они вам говорят?
Открывайте по порядку
И узнаете все о загадке».
Дети выкладывают цифровой ряд, на обратной стороне карточек с цифрами- значки.
— Цифры стоят по порядку, что будем делать дальше? Вы обратили внимание, что с обратной стороны карточек какие-то значки?
Высказывания, предположения детей.
— Открываем карточку с цифрой 1 (красный кружок), карточка с цифрой 2 (черный кружок)
-Как вы думаете, что это значит? (может быть полезным, вредным, и то и другое).
— Следующая карточка с цифрой 3, на обратной стороне ? это означает -(что-то надо рассказать). А что рассказать — непонятно.
— Посмотрите в посылке, нет ли чего подходящего (конверт со знаком « ?»).
Рассказ воспитателя « Как появилась бумага и как ее производят».
— Карточка с цифрой 4 (три группы кругов разного цвета).
— Как вы думаете, что надо сделать? (рассуждения детей, разделиться на три команды).
3. Практический этап
— Каждая команда должна взять по одной карточке со следующими цифрами.
Первые три опыта выполняют дети (каждая команда делает по одному опыту).
Опыты
(самостоятельная работа детей в командах)
1) Карточка с цифрой 5 (волнистые линии) – бумага мнется.
— А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее.
— У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять?
— Как вы думаете, почему у одних бумага легко мялась, а у других нет?
Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется. А теперь попробуйте разгладить лист бумаги.
— Это полезно для бумаги? Куда ставим значок? (между красным и черным кружком, полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги).
2) Карточка с цифрой 6 (ножницы) – бумагу можно рвать и резать
— Попробуйте порвать бумагу. Разрезать ножницами.
— Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины.
3) Карточка с цифрой 7 (капля воды) – бумага намокает, тонкая распадается (салфетки, туалетная бумага)
— Налейте из бутылочки воду в чашку и опустите свой листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее, салфетки и туалетная бумага распалась; бумага плотная намокает, но дольше, она плохо впитывает воду.
— Куда поставим значок? Полезно это для бумаги?
После проведения исследований, каждая команда рассказывает о том, что они делали и обязательно делают вывод.
Динамическая пауза
«Солнышко»
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Протянуло солнышко
Правый лучик,
Протянуло солнышко
Левый лучик.
Улыбнулось солнышко
Всем на свете детям.
Шлет всем солнышко
Добрые приветы.
Следующие два опыта делает педагог совместно с детьми.
4) Карточка с цифрой 8 (растительное масло).
— Намочите ватку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу.
-Куда ставим значок?
5) Карточка с цифрой 9 (спички перечеркнуты, «!»).
— Как вы думаете, что означают эти знаки? (опасно, нельзя делать самим).
— Правильно, поэтому этот опыт я проведу сама.
— Зажигаем свечу и поджигаем разные виды бумаги.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: бумага горит.
-Куда ставим значок?
6) Карточка с цифрой 10 (картинка Фея Вея с подарком).
— Вот осталась последняя карточка с цифрой. Давайте не будем открывать значок, а порассуждаем.
— Кто бы нам мог послать такую интересную и познавательную посылку? (рассуждения детей).
— Если мы с вами так много говорили о бумаге, то и посылка должна быть от того, кто связан с бумагой. (Ранее прочитанная книга «Сказка о веселых чудесах и их маленькой хозяйке» Ирины Богдановой).
— Узнаете, кто на карточке с цифрой 10? (картинка Фея Вея из сказки)
— Открываем конверт с подсказкой – разноцветные квадраты бумаги. Воспитатель: Предлагаю превратить листы бумаги в то, что вы хотите, и подарить малышам.
4. Творческий этап
Дети самостоятельно делают поделки из бумаги.
5. Рефлексия
Отношение детей к деятельности.
— Ребята, понравилась вам посылка от Феи?
— Было ли в заданиях феи для вас что-то сложное?
— Что помогло нам справиться с заданиями?
— Что нового вы узнали о бумаге?
— О чем бы вы хотели еще узнать?
— Рассматриваем поделки детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»
Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить о пользе приносимой му...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и аппликации на тему:«Башни Московского Кремля»
Цели: Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и лепки на тему:«Кремль – начало нашего города»
Цели: Расширять представление детей об истории создания Московского Кремля, воспитывать интерес к истории родного города и достопримечательностей....
Комплексное занятие по ознакомлению с целостной картиной мира и художественному творчеству для детей младшей группы «Веселая семейка»
Цели: - формировать навыки работы в коллективе, взаимодействие между девочками и мальчиками;- учить действовать совместно, дружно;- доводить начатое дело до конца;- учить детей эмоционально восп...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности. Познание. Формирование целостной картины мира. «Как бумага в лесу выросла» Старшая группа.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с целостной картиной мира
Конспект занятия обобщающего характера...
Перспективное годовое планирование в старшей группе Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.
Перспективное годовое планирование в старшей группе Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью....