Нравственно - патриотическое воспитание детей через игру
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Мартинкевич Светлана Сергеевна

В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание. Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения. Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно - патриотическое воспитание детей через игру»

В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание. Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках, многие из них не знают домашний адрес, дату рождения, имена родителей, испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране, и это большая проблема для нынешнего поколения. Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста.

Цель:

  1. создание условий для становления основ патриотического сознания детей, позитивной социализации, всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития
  2. развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачи:

  1. расширять и систематизировать знания детей о народных подвижных играх
  2. закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки
  3. развивать заинтересованное отношение детей к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Важно и необходимо использовать игру как средство патриотического воспитания и как одну из активных форм работы в этой сфере, поскольку все виды детских игр подходят для выполнения задач патриотического воспитания и помогают привить уважение к историческим и культурным ценностям страны.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности.

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр:

  • русские народные игры;
  • дидактические;
  • настольно-печатные;

-    хороводные;

  • театрализованные;
  • игры-драматизации;

Русские народные игры

Они отражают образ жизни людей, их труд, национальные устои, представления о чести, отваге, ловкости, настойчивости, изобретательности, мужестве, находчивости. При объяснении правил игры можно рассказать детям, о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Пример игр: «Горелки», «Цепи кованые», «Золотые ворота». Для выбора водящего в игре можно использовать: зазывалки считалки, жеребьевки, угады.

Дидактические игры

В играх с предметами дети учатся сравнивать, выявлять сходства и различия между ними. Важность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, размером, цветом. Так, например, при знакомстве детей с народными промыслами: вышивкой, посудой от разных мастеров успешно используются куклы, матрешки, изделия из бересты.

Настольно-печатные игры

С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учимся принимать решения, воспитываем в детях патриотический дух. Так же настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Хороводные игры

Хороводная игра дает возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства. Примеры игр: «Колпачек», «Кукушка», «Пузырь», «Мы матрешки» и т.д.

Театрализованные игры (тематические мероприятия)

Воспитание у детей не только любви к Родине, но и преданности ей, готовности встать на её защиту, начинается со знакомства с событиями Великой Отечественной войны. Тематические мероприятия, приобщённые к этой теме, как правило, проходят в форме концерта или музыкально – литературной композиции. Дети разучивают песни о мире, готовят драматизации, рассказывающие о событиях как на войне, так и в тылу врага.

Игра-драматизация

Игры-драматизации позволяют не только посмотреть и примерить народные костюмы, но и поиграть в них, словно «живя» в них какое-то время, почувствовать тепло шарфа, кокошника на голове, рубашки на плечах, расписной кушак на поясе; оценить достоинства и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, изящество.

Заключение

Самым важным в работе по воспитанию патриотических чувств в детях должно проходить через игру, педагог должен вызывать у детей интерес и желание узнать больше о своем родном крае, своих предках, обычаях и конечно же дошкольники должны уметь владеть информацией и делиться ею со своими сверстниками, родными и друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"

Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что  сможет помочь  ребенку в этом? Конечно же игра!...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и гор...

«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»

laquo;Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру на современном этапе развития дошкольного образования очень а...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через игру.

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» чт...

Семинар для педагогов "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру "

Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру на современном этапе развития дошкольного образования очень актуальна, так как сейчас дети мало знают о культурных традициях своего народ...