Конспект образовательной деятельности на тему "Животный мир Башкортостана"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белышева Елена Сергеевна

Обобщать и систематизировать представления детей о диких животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 58bd39855563f.docx211.01 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 с. Дуван

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

на тему «Животный мир Башкортостана»

для воспитанников 4-6 лет

Воспитатель : Белышева Е.С.

С. Дуван

2024

Структура технологической карты

организованной образовательной деятельности (ООД)

Тема: «Мир диких животных»

Тип ООД: Интегрированная образовательная деятельность.

Возраст детей: 4-6 лет.

Время проведения: Первая половина дня.

Интеграция образовательных областей:

*Речевое развитие

Задачи:

Образовательные:

Обобщать и систематизировать представления детей о диких животных и их детенышей.

Расширять знание о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.

Актуализировать знания детей классифицировать их по особенностям пропитания ( травоядные, хищники, всеядные).

Умение различать следы животных.

Словарная работа:

Обогащение –волк охотится на кабанов и лосей, лося называют великаном леса, кабан всеяден, следы- заячьи, беличьи, ежиные, лосиные, кабаньи, волчьи, лисьи, травоядные, хищники, всеядные.

Активизация – предметный словарь (лиса, волк, еж, белка, заяц, лось, кабан, медведь – дикие животные), мохнатый, коричневый, рыжий, колючий, косолапый, хитрая, зубастый, голодный, злой,  лохматый,

Развивающие:

Развивать  способность  передавать интонацией различные чувства.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Развивать познавательно- эмоциональный интерес.

Воспитательные:

Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу.

Желание и умение работать в коллективе.

Поощрять активность и самостоятельность.

Методические приемы:

Загадки;

Вопросы;

Д/и «Назови детеныша», «Угостим животных».

Средства:

Демонстрационный материал: макет леса, следы животных, плоскостные животные, массажный мячик для игры.

Раздаточный материал: карточки животных, карточки –пища животных.

ТСО

Алгоритм проведения:

1.Организационная часть – эмоциональный настрой детей.

Игра «Подари улыбку»

2.Вводная часть:

Макет леса

3.Основная часть:

Нахождение  следов животных, описание образа жизни животного.

Д/и «Назови детеныша», «Угостим животных»

4.Заключительная  часть:

Подведения итога ООД, вопросы:

Как одним словом можно назвать животных, живущих в лесу?

Какое задание больше всего понравилось? Почему?

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением диких животных.

Загадывания загадок о животных

Чтение художественной литературы сказка «Лисичка- сестричка и серый волк», В. Бианки «Заяц и полевка», «Приспособился»,

 «Как звери готовятся к зиме» беседа по содержанию рассказа;

Скребицкий  «Волчьи хитрости».

Д/И «Кто где живет?», «Чей след?», «Детеныши животных», «Скажи ласково».

П/и  «У медведя во бору», «Охотник и зайцы»

Пальчиковые игры «Зайка», «Белочка», Следы животных».

Просмотр мультфильма «Лесные путешественники»

Литература:

Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Камаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп-М.:2014. – 368с.

 А.Вахрушев «Ознакомление с окружающим миром»

А.В Аджи  Открытое мероприятие для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие».

ООО «Метода»,2014 – 112с.

Ход ООД

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

- Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение.

( присаживайтесь на стульчики)

Воспитатель: А где мы можем увидеть диких животных?

Где они все обитают?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Ребята, в настоящий лес мы с вами пойти не сможем, да и животные там очень пугливые, они любят тишину. Но если мы с вами сейчас закроем глазки и представим, что мы невидимки, то тогда мы сможем понаблюдать за обитателями леса. (включаю музыку)

Ребята, мы с вами входим в лес. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Зима укрыла всё в лесу пушистым снежным покрывалом.  (показываю детям панно лес) 

C:\Users\arabdulmanova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170301_115829.jpg

Ежимся от холодного ветра (мимическое упражнение)

• Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилием звука)

• Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихим, высоким голосом)

• Шумят ели, сосны: ш-ш-ш

• Стихает вьюга: с-с-с.

В лесу стало тихо и спокойно. (привлекаю внимание детей  на панно).

Посмотрите, как  много следов оставили животные на снегу.

Зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете из моей загадки:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками

Ответы детей: ежик.

(показываю детям ежика)

Воспитатель: Что мы  можем рассказать о нем?  Ежик какой?

Дети: Колючий, смелый, маленький.

Воспитатель: Как называется дом  ежа?

Дети: нора.

Воспитатель: Чем питается еж?

Дети: Насекомыми,  земляными корешками, ягодами, яблоками, грушами, мышками.

Воспитатель: Егор,  найди и покажи пальчиком ежиные следы.

Тая, правильно нашел Егор следы?

( ставлю ежика на панно )

Слушайте следующую загадку:

2.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ детей : Волк (показываю детям волка)

Воспитатель: Волк  какой?

Дети: Злой, голодный, серый, зубастый, лохматый

Что мы  можем рассказать ещё о волке, чем питается?

Дети: Ягодами, грибами, охотится на зайцев, лис, птиц.

Воспитатель: Еще охотится  на кабанов, лосей. Это хищное животное.

Воспитатель: Как называется дом волка? (логово)

Воспитатель: Покажите, как ходит волк.

Рома,  найди и покажи пальчиком  волчьи следы?

Егор, правильно  Рома нашел?

3. Ни барашек, и ни кот

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы - другого цвета.

Ответы детей: Заяц (показываю детям зайца)

Воспитатель: Какой заяц?

Дети: Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый, косой.

Воспитатель: А для чего зайка меняет цвет своей шубки?

Дети:  Чтоб защищаться от хищников.

Воспитатель: Чем питается зайка и где его дом?

Дети: Дом зайца под кустом, ест он  кору и ветки деревьев,  корешки растений,  травку.

Воспитатель: Это травоядное животное.

Воспитатель: Карина , найди и покажи пальчиком  заячьи следы  в нашем лесу.

Таисия, правильно Карина показала? (ставим зайца на следы)

Дети давайте немного поиграем

Физкультминутка «Тусовка зайцев» автор З. Шнуфель

А следующую загадку загадает Марина

4.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее...

Дети: Лиса (показываю детям лису)

Воспитатель: Лиса какая?

Дети: Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая, умная.

Воспитатель: Где живет лиса? - В норе.

Чем питается лиса?( мышками, охотится на зайчат)

Воспитатель: Это хищное животное.

Воспитатель: Покажите, как лисичка ходит? (дети изображают лису).

Ева, найди и покажи пальчиком  в лесу лисьи следы  . Юля,  правильно показала Ева?

Воспитатель: Ой, а тут еще какой-то зверек.

Щелкает орешки мелко,

Ну, конечно, это...

Дети: Белка (показываю детям белку)

Воспитатель: Белка какая?

Дети: Маленькая, пушистая, ловкая ,быстрая

Что белка любит больше всего?

Дети: Она любит орешки , грибы

Воспитатель: Как называется дом белки?

Дети:  Дупло

Степа, найди и покажи пальчиком беличьи следы. (ставим белку на следы)

Я вам  предлагаю поиграть в игру.

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой

За мамой лосихой топал – лосенок

За мамой лисой крался- лисенок

За мамой ежихой катился – ежонок

За мамой медведицей шел – медвежонок

За мамой зайчихой косые - зайчата

За мамой волчицей крался -волчонок

За мамой бельчихой  прыгал – бельчонок

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: Ой, а тут ещё чьи следы?(обращаю внимание на панно)

Дети: Лося и кабана(показываю детям лося и кабана, ставим их на панно)

Что мы знаем об этих  животных. Лось какой?

Дети: Большой, у него красивые рога, зимой он их сбрасывает.

Еще его называют великаном леса.

Дети: Питается  ветками, корой деревьев. Зимой сеном, летом травой.

Воспитатель: Это травоядное животное.

Что мы знаем про кабана?

Дети: Похож на домашнего животного- свинью.

Питается листвой, любит жёлуди.

Воспитатель: Кабан  всеядное животное.

Воспитатель: А следы какого животного мы не увидим в лесу?

Дети: Медвежьи следы.

А почему? ( зимой медведь спит в берлоге)

Что мы можем рассказать о медведе?

Дети: Медведь большой, лохматый, косолапый, сладкоежка, ест ягоды, рыбу, мед)

Давайте угостим всех животных любимыми ими лакомствами.

Д/игра «Угостим животных» (карточки животных, и карточки чем питаются животные)

Ежика-ягодами и насекомыми, лисичку -  мышкой и курочкой

Зайчика -  листиками и веточками, волка -  курочкой

Медведя - медом, ягодами,   белку - орехами, грибами,  лося – ветками и  корой деревьев, кабана - жёлудями.

Молодцы.

Воспитатель: Скажите, а как одним словом  можно  назвать этих животных?

Дети: Дикие животные.

Скажите, следы каких животных мы с вами встретили?

Дети: Следы -  беличьи, волчьи, заячьи, лисьи, ежиные, кабаньи, лосиные.

Воспитатель: Все эти животные  живут в нашей республике Башкортостан.

Воспитатель: Какое задание больше всего понравилось? Почему?

А кого ещё  мы можем встретить в лесу?

Дети: птиц, насекомых.

К нам в детский сад прилетели лесные жители  птицы.

( показываю чучело птиц: глухарь, сова, ястреб.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»

Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...