Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей с историческими и культурными ценностями родного воспитания края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

 Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания (прогулки по родному городу, ознакомление с близлежащими улицами, парками, экскурсии в музеи, к историческим памятникам и достопримечательностями города – это активное, эмоционально практическое, взаимодействие с окружающим миром является, несомненно, наиболее действенным и эффективным методом духовно-нравственного воспитания детей.

Краеведческий подход в образовании и воспитании дошкольников дает возможность выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационном, но и в эмоциональном и физически-активном плане.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им интересно, близко и дорого

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания». Подготовила воспитатель Шуминская Л.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №158 г. Тверь

Слайд 2

Актуальность проекта Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию социально-нравственных чувств и развитию двигательной активности. Знакомство детей с историческими и культурными ценностями родного воспитания края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания (прогулки по родному городу, ознакомление с близлежащими улицами, парками, экскурсии в музеи, к историческим памятникам и достопримечательностями города – это активное, эмоционально практическое, взаимодействие с окружающим миром является, несомненно, наиболее действенным и эффективным методом духовно-нравственного воспитания детей. Краеведческий подход в образовании и воспитании дошкольников дает возможность выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационном, но и в эмоциональном и физически-активном плане. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им интересно, близко и дорого. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия…»

Слайд 3

Цель проекта Создание условий для интеллектуального, нравственного, патриотического и физического развития детей посредством развития детского туризма на материале краеведческого содержания; Содействовать сплочению детского коллектива и вовлечению родительского контингента в педагогический процесс.

Слайд 4

Задачи проекта Способствовать : практическому познанию родного края, его исторического, культурного, географического и природно-экологического своеобразия. воспитанию гордости за своих соотечественников, их достижения; Создание предметно-развивающей среды и разработка доступных и эффективных методов работы с материалом краеведческого содержания; Усиление роли семьи в развитии и воспитании детей.

Слайд 5

Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Слайд 6

Интеграция образовательных областей -Познавательное развитие; -Социально – коммуникативное развитие; -Физическая культура; -Речевое развитие; -Художественно – эстетическое развитие;

Слайд 7

Основные принципы работы Непрерывность и преемственность педагогического процесса Рациональное сочетание разных видов деятельности, баланс интеллектуальных , эмоциональных , познавательных и двигательных нагрузок. Развивающий характер обучения: от близкого и понятного к более сложному. Соответствие учебного материала возрастным интересам и способностям детей.

Слайд 8

Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели Развить у детей интерес, стремление к новым познаниям исторического прошлого и настоящего региона края; воспитать чувства уважения, гордости и благодарности героическим, великим личностям – землякам, прославившим нашу Малую Родину; сформировать у родителей позитивное отношение к педагогическому процессу по теме «Туризм и краеведение». Побудить их к активному участию в воспитании детей.

Слайд 9

Этапы реализации проекта 1 этап . Подготовительный. Определение форм, методов работы, возможностей материально-технической базы, краеведческого материала и творческого потенциала воспитателей и родителей. Выбор конкретных предполагаемых тематик для углубленного ознакомления воспитанников с учетом их возрастных особенностей. Подбор учебное – развивающего материала: художественная и научно-историческая литература, энциклопедии. Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала, фото с экскурсий по достопримечательным местам Тверской области и природным объектам. Составление перспективного плана работы по данной теме на период реализации проекта. 2 этап. Основной Использование подобранного материала в работе с детьми в различных видах деятельности: беседы, наблюдения, занятия. Постоянное пополнение развивающей среды новыми пособиями: книги, альбомы, иллюстрации. Организация работы с родителями информационная (стенды, консультации, рекомендации по теме) и практическая: оформление альбомов, совместные творческие рассказы с детьми о проведенных экскурсиях, походах по родным местам, достопримечательностям города и области, по социально-значимым объектам 3 этап. Заключительный Экскурсия к памятнику Афанасия Никитина в городе Твери Итоговое занятие на тему: «Афанасий Никитин, мой земляк, великий путешественник Творческая игра «Путешествие по следам Афанасия Никитина.

Слайд 10

1 этап Перспективный план как часть 1 этапа проекта находится в доработке. Начали мы его в сентябре и рассчитываем спланировать работу по теме туризма и краеведения до апреля 2024 года. Оновные заключительные мероприятия: экскурсия к памятнику Афанасию Никитину и творческая игра «Путешествие по следам Афанасия Никитина» спланированы на март и апрель. На летние каникулы родителям дали задание провести с детьми прогулки в лес , парки, на водоемы, походы, поездки, путешествия. Дать детям понятие «туризм», «путешествие». Принести фотографии для оформления альбома «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» В сентябре дети поделились своими впечатлениями во время беседы «Где бывал, что повидал». Следуя теме туризма мы попытались как можно ближе подвести к ней краеведческую тематику. Поэтому мной была выбрана та часть славной истории нашего края, которая сыграла огромную роль в развитии не только нашего города, но и всей страны. Это история жизни и путешествия купца Афанасия Никитина. Его знаменитое «Хождение за три моря» не может оставить несведущим и равнодушным ни одного соотечественника. Почему выбор пал на этого исторического героя? –Хотя он не прославленный воин, защищавший свою землю, а лишь купец, но тем не менее заслуга его настолько велика, что обойти без внимания этот отрезок истории Тверского края невозможно. Данная тематика помогает решить сразу несколько задач краеведческого характера и проблем туризма. Во-первых, она помогает показать значимость, успешность и богатство Древней Твери (Не зря в летописных изданиях значится: Хан Узбек, когда раздавал русские земли, племяннику отдал по его словам «Тверь старую, Тверь богатую») Богатство Твери – это основная предпосылка для купца Афанасия Никитина отправиться в путешествие по другим странам. Чем же мог торговать купец? Таким образом, последовательно мы знакомим детей еще с одной темой краеведческого характера «Основные промыслы и ремесла Тверской области». И по сей день процветают в ней гончарное ремесло, резьба по дереву глиняная игрушка, художественная обработка металла и др. С родителями оформлен альбом по всем видам народного ремесла. Рекомендованы родителям экскурсии в Торжок . Таким образом, решается еще одна задача – показать величие родного края, вызывая в детях гордость за свою Родину

Слайд 11

Перспективный план работы по теме «Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания» месяцы недели Форма и содержание работы Программные задачи и цели мероприятия Дидактический материал и участники проекта сентябрь II-III недели Выбор темы предстоящего проекта. Подбор научной, исторической, худож . лит-ры Развивать познавательный интерес детей в области краеведения. Воспитатели, зам. Зав. По уч . части. IV неделя Консультация для родителей «Интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребенка. Заинтересовать родителей в реализации проекта «Туризм…» в процессе приобщения к историческим и природным достопримечательностям родного края. Воспитатели, родители.

Слайд 12

Перспективный план работы по теме «Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания» месяцы недели Форма и содержание работы Программные задачи и цели мероприятия Дидактический материал и участники проекта октябрь I н еделя Беседа с детьми «Где бывал, что видал» Выяснить, что интересного видели дети летом что им особенно запомнилось. Какие места в Тверском крае им нравятся больше (лес, реки, красивые памятники, театр и др.) . Фото детей о летнем отдыхе, экскурсиях в лес и др. Воспитатели и родители. II неделя Оформление альбома «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Вызывать интерес детей к прогулкам, экскурсиям. Воспитатели и родители.

Слайд 13

Перспективный план работы по теме «Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания» месяцы недели Форма и содержание работы Программные задачи и цели мероприятия Дидактический материал и участники проекта октябрь III неделя Занятие(народоведение) Тема: «Возникновение города и его название» Закрепить знания детей о возникновении города, полученные в старшей группе. Словарная работа: поселение, крепость, частокол. Иллюстрации, изображающие древнюю Тверь . Бумага карандаши для рисования. Воспитатели. IV неделя Оформление выставки в группе»Край родной, навек любимый» Закреплять и расширять знания детей о природных достопримечательностях родного края, о людях, прославивших город оставивших след в истории. Альбом «Родная Тверь. Книга С.Глушко «Былой России острова» (Тверская усадьба) Воспитатели, родители.

Слайд 14

Перспективный план работы по теме «Развитие детского туризма на материале краеведческого содержания» месяцы недели Форма и содержание работы Программные задачи и цели мероприятия Дидактический материал и участники проекта ноябрь III неделя Экскурсия родителей с детьми в музей им. Салтыкова Щедрина Оружейная палата. Словарная работа (Беседа). Воспитатели, родители.

Слайд 15

1 этап

Слайд 16

1 этап

Слайд 17

1 этап Основные промыслы Тверской области

Слайд 18

1 этап Основные промыслы Тверской области

Слайд 19

Основной этап проекта 2 аспект проблемы – туризм. Знакомя детей с путешествием Афанасия Никитина, мы знакомим детей в интересной и доступной форме с понятиями «путешествия», «туризм , турпоходы». Что между ними общего и какие различия. Задача: дать детям элементарные, первоначальные знания о том, что нужно, какое снаряжение, необходимые предметы обихода, вещи для похода или путешествия. Идет объемная словарная работа, проводятся игры, соревнования «Отбери предметы для туризма», «Кто быстрее соберет рюкзак туриста». Проводятся беседы на тему «Какие черты характера , черты личностные качества нужны человеку, чтобы путешествовать» (смелость, храбрость, физическая выносливость, воля, терпение и самоотверженность и многое другое) Проводится курс занятий: «Тверь торговая», «Жизнь и деятельность(биографические данные) Афанасия Никитина». Чтение книги К. И. Купина «За три моря» Родителям предложить с детьми посмотреть фильм «Хождение за три моря». Дети совместно с родителями пишут творческие рассказы на тему «Афанасий Никитин , мой земляк – великий путешественник» Таким образом, в течении года мы подготавливаем воспитанников к заключительному этапу реализации проекта.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического  проекта....

из опыта работы "Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

"Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания

В статье обосновывается возможность и необходимость развития коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания. Даются практические советы для реализации поставле...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием краеведческого содержания в разновозрастной группе «Теремок» от 5-6 лет « Люби и береги родной лес».

Цель:Воспитывать любовь к родному краю, в котором ты живешь, чувство гордости за природу родного села, бережного отношения к ней и  гуманного отношения ко всему живому....

Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...