Открытое занятие: познавательно исследовательская деятельность "Космическое путешествие на разноцветную планету"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Яшкова Любовь Анатольевна

 «Космическое путешествие на разноцветную планету»

                              (ООД в подготовительной группе )


Цель: расширение представлений детей о космосе.
Задачи:  Углублять знания детей о Солнечной системе. Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавта, его личностных качествах).
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные способности, моторику.
Воспитывать чувство гордости за успехи страны.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: беседы о космосе, космонавтах; рассматривание мультимедийных фотоальбомов, мультфильмов; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.
Материалы и оборудование: презентация «Космическое путешествие», эмблемы «Отряда юных космонавтов». «Звездочки» с цифрами (на обратной стороне «Звездочек» с цифрами 9, 8, 5, 4 - буквы «П», «У», «С», «К»). 6 обручей с цифрами, листы для графического диктанта «Маршрут «Земля-Марс», цветной деревянный конструктор, презентация «Космос»

Ход ООД:
Звучит аудиозапись «Марш космонавтов» А. Рыбникова(Слайд 2 презентации).

 

Воспитатель: Послушайте, ребята, это звучит «Марш космонавтов».
Кто такой космонавт? (Ответы детей)
Это человек, совершающий полет в космос для научных экспериментов.

 

Воспитатель: Каким должен быть космонавт?
Дети: Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным.

 

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вступить в отряд «Юных космонавтов». Для этого сыграем в игру «Вопрос-ответ».
 

Воспитатель: Люди давно мечтали полететь в космос и для этого они изобрели …
Дети: Ракеты.

 


Воспитатель: Как называется место для запуска ракет?
Дети: Космодром.

 


Воспитатель: Как звали первого космонавта?
Дети: Юрий Гагарин.

 


Воспитатель: Когда он полетел в космос?
Дети: 12 апреля 1961 года.
Воспитатель: Назовите имя первой женщины-космонавта.
Дети: Валентина Терешкова.

 


Воспитатель: Одежда космонавта называется…
Дети: Скафандр.

 


Воспитатель: Ранее в космосе побывали животные. Самые знаменитые из них собаки…
Дети: Белка и Стрелка.

 


Воспитатель: В 1957 году в космос запустили первый искусственный…
Дети: Спутник.

 


Воспитатель: А как называется естественный спутник Земли?
Дети: Луна.

 


Воспитатель: Какое устройство помогает нам изучать звезды?
Дети: Телескоп.

 


Воспитатель: Ближайшая к нам звезда - это…
Дети: Солнце.

 


Ребятам вручаются эмблемы «Юный космонавт».

 

Воспитатель: Рассмотрим подробнее строение Солнечной системы. Что располагается вокруг Солнца?
Дети: Планеты.
Дети называют планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

 

Воспитатель: Серебристая линия показывает путь планет вокруг Солнца. Как она называется?
Дети: Орбита.

 

Воспитатель: Назовите ближайшую к Солнцу планету.
Дети: Меркурий.
Воспитатель: Планеты-гиганты - это…
Дети: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

 


Воспитатель: Назовите «соседей» нашей планеты.
Дети: Венера и Марс.
Воспитатель: (Давайте, ребята отправимся на планету Марс)

 

Звучит загадочная музыка

 

Инопланетянин (Разноцветик): Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ой, кто это!?

Инопланетянин: Я житель «Разноцветной планеты». Меня зовут, Разноцветик! Скажите, пожалуйста, вы умеете тайны разгадывать. (ДА)

Тогда помогите мне разгадать тайну Разноцветной планеты, какой песок на моей планете – сладкий.

Воспитатель: Для безопасного полета в космическом пространстве нужно точно проложить маршрут нашей ракеты. Ты укажешь нам путь?

 

Разноцветик: Возьмите лист и красный карандаш. Будьте внимательны.
Проводится графический диктант (3 вправо, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо).

 

Воспитатель: Запуск ракеты осуществляется при помощи секретного слова. Чтобы его разгадать, надо решить примеры, подобрать звездочку с ответом.

Перевернем звездочки, составим и прочитаем слово: «ПУСК»

 

Воспитатель: К полету, готовы? Что нам еще не хватает для полета? (ответы детей)

Правильно! Нам нужна ракета. Предлагаю построить ее. Но какая ракета без космодрома?   Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда построит космодром, а вторая – ракету.

 

Постройка из цветного  деревянного конструктора. 

 

Проводится игра «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают: (у каждого ребенка в руках цифра)

 

Дети: Ждет нас быстрая ракета…
           Для прогулок по планетам.
           На какую захотим,
           На такую полетим!
           Но в игре один секрет:
           Опоздавшим - места нет!
Как только сказано последнее слово - все бегут к ракете и занимают места в обручах в соответствии с цифрой на карточке, находящейся внутри.

 

Воспитатель:Осуществляем запуск ракеты:
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
Воспитатель: Ребята мы подлетаем к Разноцветной планете

Подготовимся к выходу на планету.
 

Проводится физкультминутка «Наденем скафандры».

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

Воспитатель:  Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Воспитатель: Наша экспедиция научная. На Земле ждут образцы грунта планеты для изучения. Наша задача, взять на планете грунт для исследования в нашей лаборатории.

      На полу в ёмкости в ёмкостях лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар, ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата.

Игра «Здравствуй, планета»

Дети разными способами дотрагиваются до грунта:

• Пальцами рук

• Ладошкой

• Тыльной стороной руки

• Легко сжать кулаки с грунтом

- Расскажите о своих ощущениях (дет и рассказывают какой грунт: мягкий, твёрдый, холодный, колючий, острый, сыпучий, разноцветный и т. д.)

Опыт №1. Сравнить сахар и песок, чем они похожи.

Дети берут ложкой песок и сыплют его над стаканчиком, тоже проделывают с сахаром. Вывод – и песок и сахар сыплется.

Кладут песок на салфетку и рассматривают.

- Из чего состоит песок? (из песчинок).

- Возьмите песчинки, положите на ладошку, покрутите пальчиком песчинки, какие они? (твёрдые)

- А песок, какой – мягкий.

- Почему?

        Аналогично проделывают с сахаром. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? Да. Вывод: и песчинки сахара, и песчинки песка – твёрдые.

Опыт №2. С речным песком.

Дети берут чайную ложку песка, опускают в стакан с водой и размешивают. Дают смеси отстояться.

- Изменилась ли прозрачность воды? (вода стала мутной)

-  Изменился цвет воды? (нет)

-  Исчезли ли песчинки? (нет, они опустились на дно)

Песок не растворился.

Опыт №3. С сахарным песком

Дети берут чайную ложку сахарного песка, опускают в стакан с водой и размешивают.

-  Изменилась ли прозрачность воды? (нет)

-  Изменился ли цвет воды? (нет)

- Изменился ли вкус воды? (да, вода стала сладкой)

- Можно ли сказать, что сахар исчез? (нет, он стал невидимым, вода его растворила)

- Этот песок растворился, вода стала сладкой, значит это сахар.

Вывод: Сахар ( белый песок) в воде растворяется, а песок нет.

Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться на нашу планету (дети снимают фартуки, занимают места в звездолёте)

- Внимание! Внимание! Звездолет к полету готов, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск!

      Слушают послание, Разноцветика.

Разноцветик:  Спасибо ребята, вы помогли мне разгадать тайну Разноцветной планеты. До свидания, друзья.

Воспитатель: Мне было очень приятно с вами путешествовать. Понравилось ли это путешествие вам? Что понравилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в космос "

Цели.  Закреплять знания детей о космосе, космическом пространстве, планетах;  умение отвечать на вопросы полными предложениями,  активизировать словарь дошкольников, расширять их круго...

Открытое занятие познавательно - исследовательской деятельности (ФЭМП) гр.№9 д/с № 202 г. Н. Тагил

Это комплексное занятие направленное на  по формирование математических представлений о составе числа 8. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, с...

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...

Открытое занятие «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми: Вес и величина»

Задачи: «Познавательное развитие»развивать интерес к опытам;закрепить исследовательские навыки, умение проводить сбор информации;учить детей фиксировать информацию графически;учить опытным...

Открытое занятие познавательно-исследовательская деятельность "Мыльные секреты"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Эрдниевская СОШ им.Э.М.Кектеева»  План-конспект занятия по познавательно-исследовательской  деятельности в с...

Открытое занятие по сенсорному развитию «Путешествие в разноцветную страну»

Цель занятия: создать у детей радостное настроение, закрепить знания основных цветов....