Проект в подготовительной группе "Волшебница Осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Константиновна Шлюндина

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_proekta_osen_1.docx287.25 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Волшебница осень»

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Участники проекта:  дети, воспитатель, муз. руководитель ,родители воспитанников

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь-октябрь 2024г.)

Актуальность темы

Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Дети  в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки осени. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Цель. Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

 - углубить, представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- привлечь внимания к окружающим природным объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; ·

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», «Грибы", «Дикие животные осенью";

- систематизировать и повышать качество работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

-  активизировать речь детей;

- воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- формировать педагогическую компетентность родителей в области ознакомления детей с природой;

- вовлечь родителей в совместную деятельность над проектом;

-обогащать предметно- развивающую среду групповой комнаты

 Прогнозируемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

- Обогащение предметно - развивающей среды группы материалами  по теме «Осень».

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный

II этап – Основной (практический)

III этап – Итоговый 

План этапов реализации проекта   

Этапы проекта

Содержание деятельности

 

I этап. Подготовительный. 

 

Выбор темы проекта.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана работы.

Изучение методической литературы.

Изготовление дидактических пособий по данной теме.

Подготовка презентаций, интерактивных игр об осени.

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

 Подбор художественной литературы по теме проекта.

Создание в группе развивающей познавательно-исследовательской среды.

Информирование   родителей о предстоящей деятельности.

II этап. Основной (практический)

 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«У врача», «Интервью у осеннего леса», «У бабушки в деревне»,

«Овощной магазин», «Кафе», "Едем на дачу", "Повара", «У врача», «Столовая», «Фруктовое кафе», «Булочная», «Семья. Накрываем стол к чаю», «Кулинария», «Путешествие в лес», «Семья. Прогулка в лес», «Повар. Заготовка грибов и ягод на зиму», «Исследователи», «Зоопарк», «Цирк», «Ветлечебница», «Семья идет на прогулку».

 Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару»,  «Что лишнее», «Разрезные картинки», «Кто чем питается?»

 Театрализованные игры: пальчиковый театр «Колосок», инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок», инсценировка р.н.сказки «Вершки и корешки»,

«Лесные жители» (учить детей искусству – перевоплощения.)

 Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

 «Познавательное развитие»

Беседы: «Вот и осень к нам пришла»,  «Какие изменения в природе ты заметил (а) по дороге в детский сад?,  «Осенние приметы»,   «Одежда людей осенью», Где и как растут овощи», «Как употребляют овощи в пищу?», «Труд людей в огороде», «Лук от семи недуг», «Что где растет?», «Какая польза от фруктов», «Труд в саду и огороде», Беседа о труде садовода, «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» «Труд хлеборобов в старину и в современном мире», «Традиции русского народа, связанные с хлебом», «Как правильно вести себя за столом, как обращаться с хлебом», "Грибы и ягоды-дары леса", «Как правильно собирать грибы», "Как заготавливают грибы и ягоды", «Зачем нужны мухоморы», «Грибы не только пища, но и дом» (дать знания о том, что грибы служат не только пищей, но и домом для некоторых насекомых и личинок), «Дикие животные национального парка «Лосиный остров», «Повадки диких животных», «Хищные животные», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Почему цветы осенью вянут?», «Как одеваются осенью?», «Почему осенние листья опадают»

 ООД: «Признаки осени», «Есть у нас огород. Труд взрослых в огороде»,

«Фрукты. Труд людей в саду», «Дары леса: грибы и ягоды», «Подготовка диких животных к зиме»

 Интерактивные игры: «Домашние животные, «Овощи», «Фрукты», «С какого дерева листок?»

«Речевое развитие»

Заучивание: А. Плещеев «Осень наступила», Е. Благинина «Приходите в огород»,  А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», С.Д. Дрожжин «В поле», разучивание пословиц и поговорок об осени, А. Прокофьев  «Белочка-карелочка»

Чтение (восприятие):  Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Скребицкий «Художник-осень», К. Ушинский «Осень», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», Н Носов «Про репку», р.н.с. «Вершки и корешки», Д. Родари «Приключения Чипполино» (отрывки из произведения), Э. Успенский «Как растили капусту», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Сухомлинский «Яблоко и рассвет», К. Ушинский «История одной яблоньки»,  В. Сутеев «Мешок яблок», А. Мусатов «Кто в поле главный», р.н.с. «Гуси-лебеди», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Крупин «Нынешний хлеб», К. Паустовский «Теплый хлеб», П. Потёмкин «Мухомор», В. Даль «Старик-годовик», П. Синявский «Грибная электричка» В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Белка прыгает с ветки на ветку», В. Бианки  «Купание медвежат», Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза», И.Крылов «Ворона и лисица», К. Г. Паустовский "Рассказ про осень», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,  В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница», Снегирёв Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся»

 «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Дерево в осеннем уборе», «Дары осени», «Хлебное поле», «Осенний пейзаж», «Осенний лист» ,«Идет дождь»

Лепка: «Рябинка» (пластилинография), «Овощи на тарелке», «Тыква», «Корзина с грибами», «Осеннее деревце»

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Осенний лес» (коллективная)

Конструирование: «Плодоовощная база», «Сельскохозяйственные машины», «Хлебозавод», «Завод по производству варенья», «Лисичка в технике оригами»

Рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

П. М.Гричишкина «Мостик в лесу»,

«Озеро в березках», «Осень в Архызе».

Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»

 «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Белкины запасы», «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси», «Филин и пташки», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка»

Физкультминутки: «Грибок», «Осенние листья», «Овощи», «Фрукты», «Лоси»

Пальчиковая гимнастика : «Осенние листья», «В нашем огороде», «Апельсин», «Пирожки для мышат», «Мы идем в осенний лес», «Ёжик», «Дождик»

 Взаимодействие с семьей

Памятка для родителей: «Одеваемся по погоде».

Беседа с родителями «Осторожно, грипп! Нужна ли нам прививка от гриппа?»

Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью».

Организация  выставки поделок совместно с родителями: «Волшебница осень»

Помощь в подготовке к осеннему празднику.

III этап. Итоговый.

Осенний музыкальный праздник «Осень золотая!»

Оформление раздевалки с использованием работ детей.

Выставка работ «Волшебница осень» (совместная работа детей с родителями

         

Анализ результатов работы.

В процессе проектной деятельности «Волшебница  осень»  мы  с детьми каждый день совершали целевые прогулки к какому-либо объекту (дерево, кустарник, овощное растение, травинка, цветок). На месте проводилась беседа об этом растении. Дети собирали природный материал. Наблюдая с детьми за окраской листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: дни стали короче и холоднее, листьям не хватает солнечного света и тепла. Листочки начинают менять свою окраску и опадать — это явление называется листопад.

Выполняя задуманное, мы знакомили детей с правилами сбора природного материала, с важнейшим принципом «Не навреди окружающей природе». Собирая ягоды рябины, мы не должны забывать, что это лакомство для птиц. Поэтому забирая, мы должны что-то оставить взамен. Мы должны следовать правилу: «Забирая восполни». Вспомнили, чем можно подкармливать птиц (несоленое сало, пшено, семечки, крошки белого хлеба, овсяные хлопья, и т д.). Так же, дети знакомились с правилами заготовки природного материала (проблемная ситуация: собранные листочки на следующий день свернулись в трубочки).

В ходе реализации проекта  дети вели наблюдения, экспериментировали, устанавливали причинно-следственные связи в окружающем мире, просматривали презентации, принимали участие в празднике «Хлебушек, хлебушек,  всему ты - голова!», рисовали, лепили, конструировали,  играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

Мы надеемся, что знания, полученные детьми во время проекта, пробудят чувство любви к родному краю. Ибо воспитание любви, бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе родного края возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Используемая литература

1. «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная группа» О.В.Дыбина

2 «Ознакомление с природой в дет саду. подготовительная группа» О.А.  Соломенникова

3 «Этические беседы с детьми 4-7 лет. ФГОС» В.И. Петрова

4 «Трудовое воспитание в дет. саду для детей 3-7 лет» Л.В. Куцакова

5 Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

6 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Просвещение.

7. "Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О.Н., Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель, 2013 г. 

8«Хрестоматия для чтения в дет. сад. подготовительная группа»

Фотоотчет по проекту

пластилинографика «Рябинка»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175256847.jpg    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175301979.jpg

Рисование «Осенний лист»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175376518.jpg 

               «Осенний пейзаж»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175323476.jpg

Лепка «Тыковка»                                                  работы для выставки

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175384842.jpg         C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175366503.jpg                C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175357630.jpg

                                                                             Выставка «Осень золотая»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175458143.jpg   C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731178336276.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1731175450647.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА"- ЧАСТЬ 4

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - КОНКУРС КОЛЛАЖЕЙ...

Проект "Что нам осень принесла"

Наш детский сад уже давно использует в работе комплексно - тематическое планирование, при такой системе работы очень просто планировать и воплощать в жизнь различные проекты, вот например такой:...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Что нам осень подарила?»

Использования проектной деятельности в формировании знаний детей по теме "Овощи"....

Проект "Времена года. Осень."

Детям сложно запомнить признаки и название межсезонья, для решения этой проблемы был разработан проек совместно с музыкальным руководителем. Проект расчитан на неделю. К нему прилагаются конспек...

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Проекта «Информационно – творческий» Проект «По следам осени»

Проект «По следам осени»Актуальность темы: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очере...