"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"
статья на тему
Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavaeva_s_a_pesochnaya_terapiya_deti_s_tnr.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Светлана Анатольевна Яваева
Воспитатель логопедической группы, 1 КК
МБДОУ- детский сад
комбинированного вида№ 427
Чкаловского района, г.Екатеринбурга
«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. У детей с диагнозом тяжелые нарушения речи выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля, агрессивное поведение и частую смену настроения. Эффективным методом в работе с этой группой детей является песочная терапия. Она не имеет ограничений, противопоказаний и является безопасным методом снятия напряжения. Весьма полезна как для гиперактивных детей и детей с необоснованной агрессией, так и для детей с чувством тревожности и страха.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.Этот вид используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, ребенок ощущает покой и одновременно получает огромные возможности. Песок служит посредником для установления контакта. А если ребенок плохо говорит (непонятно для других детей) и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
Цель песочной терапии не менять ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность обретения внутренней гармонии, позволяющей выразить себя, понять свои чувства,научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой.
Задачипесочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации и ориентированы на то, чтобы помочь:
- развить самооценку и более позитивную Я – концепцию;
- развить эмоционально–волевую сферу (толерантность, снятие тревожности, агрессии);
- сформировать навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром;
- развить зрительно–мотивационную координацию;
- сформировать коммуникативные навыки;
- развить сензитивность (чувство, ощущение) к процессу преодоления трудностей;
- сформировать и развить творческие способности детей.
Из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата у детей нашей группы (повышенное чувство тревожности, гиперактивность, эмоциональная неустойчивость)применение песочной терапии оказалось весьма полезно. Тактильная экспрессия, с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также деревянных и пластиковых материалов наиболее естественна для детей с определёнными речевыми нарушениями.
Работать с «песочной страной» мы начали с 2014 года в подгруппах и индивидуально. Для работы использовали специальные деревянные подносы – песочницы размером 50-70-10, голубого цвета, песок разного цвета и фактуры (для создания цветных картин и объемных композиций в соединении с водой). Изначально дети учились самостоятельно разрешать конфликты, преодолевать трудности, слышать других. Для этой цели использовали такие игры, как:
- «Ладошки»
- «Кулачки»
- «Закапывание рук и ног»
- «Пещерки»
- «Большие и маленькие горы»
- «Найди игрушку».
Создавали «нечто» (остров, речку, океан, дом, дворец).В «песочной стране»использовали все, что считали нужным: мелкие игрушки, символические предметы,различные постройки.Каждая выбранная фигурка воплощала какой-либо персонаж, который взаимодействовал с другими героями.Затем строили сказочные города, придумывали разные истории для сказочных жителей. Такие игры позволили определить лидера, конфликтныхдетей, выявить скрытые таланты.
Для успешного внедрения песочной терапии в воспитательно–образовательный процесс использовали бинарные занятия в сотворчестве с учителем – логопедом.
По плану идёт лексическая тема «Лето». Дублируя организованную деятельность учителя–логопеда по данной теме, использовались следующие приёмы:
-составление описательных загадок с рисованием отгадок (солнце, дождь);
-чтение стихотворения про солнце, с подбором однокоренных слов, с дорисовкой лучиков к каждому однокоренному слову (солнечный, солнышко);
-подбор слов - действий, с зарисовкой цифр к каждому слову (1-светит, 2-греет и т.д.);
-подбор слов – признаков, с закапыванием ладоней в песок (песочный массаж);
-игра – ассоциация «Лето», с использованием нетрадиционной техники рисования на песке (изображение дождя, насекомых).
Эта работа позволила педагогу одновременно решить задачи диагностики и развития детей, а каждому ребёнку – задачи самовыражения, самосознания и самооценки.
Так как объектом педагогического воздействия являются не только дети, но и родители, то для повышения их педагогической компетенции по данному вопросу постоянно проводятся мастер – классы.
Предлагаемые темы:
-«Песочный мир чудес»;
-«Песок в жизни ребёнка»;
-«Удивительные игры с песком. Полезно и увлекательно».
В песочной терапии используются следующие виды игр:
Развивающие:
«Твёрдое – мягкое»
«Сухое – мокрое»
«Отпечатки» пальцем, ладонью, кулачком, ребром ладони.
Образовательные:
«Составь слово»
«По моей дорожке»
«Следы птиц и зверей»
«Ягоды. Лесные. Садовые»
Проектные:
«Нарисуй сказку»
«Птичий двор»
«Морское дно»
Систематическое использование песочной терапии в течение всего учебного года позволило добиться высоких результатов в развитии творческого потенциала, в сформированности эмоционально-волевой сферы и коммуникативности. Качественное использование песочной терапии обеспечивают следующие принципы:
- систематичность;
- доступность;
- постепенность;
- личностно – ориентированный подход.
Опыт работы показывает, что:
- у воспитанников значительно возрос интерес к бинарным занятиям;
- детистали более успешными;
- повысилась мотивация речевого общения;
- дети легко обмениваются идеями, что позволяет им строить партнёрские отношения в социально приемлемой манере.
Рекомендации по организации работы с песком:
-«присоединение» к ребёнку;
-искренняя заинтересованность событиями и сюжетами в песочнице;
-строгое следование профессиональным и общечеловеческим ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи
Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Данный материал раскрывает роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....
Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...
Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...