«Путешествие по «реке времени»» - форма познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Романкина Татьяна Аркадьевна

Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность» - «старина» - «наше время» - «будущее».

Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puteshestvie_po_reke_vremeni.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие по «реке времени»» форма познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Автор: Романкина Татьяна Аркадьевна МАДОУ»Радость» сп - детский сад №168 Г.Нижний Тагил

Слайд 2

Форма работы «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова «Путешествия по «реке времени»» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации. Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа.

Слайд 3

Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см , на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время» - «будущее». Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Слайд 4

« Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей

Слайд 5

«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже

Слайд 6

«Наше время» - современный мир.

Слайд 7

Принципы Принцип доступности , который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Слайд 8

Методы Словесный метод- помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Наглядный метод- способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. Составление и оформление макетов. Практический метод Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. Игровой метод Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Слайд 9

Этапы проведения «Путешествия по «Реке времени»» 1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы 2. Обсуждение идей. Предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем 3. Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями 4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности

Слайд 10

Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»» Обсуждение реального или вымышленного события Постановка цели исследования (узнать) Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Вывешивание таблицы на стене группового помещения Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Слайд 11

ИСТОРИЯ КУКОЛ

Слайд 12

Куклы первобытных людей Кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо. Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества.

Слайд 13

Первые куклы на Р уси Впоследствии куклы стали носили обрядовый и обережный характер. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.

Слайд 14

Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно и обстоятельно, с надеждой и, главное, с большой любовью. Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки, нитки. Если использовалась ткань, то брали натуральную и обязательно «счастливую», то есть, ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни болезнями. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали, читали молитвы, и только в редких специальных случаях хранили молчание.

Слайд 15

Обрядовые куклы Обрядовые куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами. Известными примерами обрядовых кукол, дошедших до наших дней, могут служить соломенное чучело Масленицы. Масленица- большая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Её делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

Слайд 16

Купавка Начало купаний символизировала другая кукла – Купавка. Делали эту куколку на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Затем наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки, таким образом, девушки загадывали заветные желания, и отправляли плыть по реке, а ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и и невзгоды.

Слайд 17

Куклы обереги Сначала кукла была «игрушкой» для богов, а потом она стала защитой от болезней, несчастий и злых духов. Она как бы отвлекла на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Называть её стали оберег, берегиня, оберегашка. Оберег делали без лица, чтобы в него не могла вселиться нечистая сила. Если человек желал избавиться от какой либо напасти, он брал куклу- берегиню, трижды поворачивался с ней против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Слайд 18

Кубышка-травница «Кубышка-Травница» . Это целительная кукла-хозяюшка. Наши предки использовали её для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний. Вешали или ставили куколку «Кубышку-Травницу» в местах, где застаивался воздух или над колыбелью ребенка.. В основе этой куклы юбка-мешок, наполненный лекарственными травами Таким образом поступали наши предки, охраняя дом от злых духов, хвори. Для хорошего сна куколку нужно поместить в спальне, возле кровати. Для профилактики простудных заболеваний – зверобой, ромашка аптечная, бессмертника; шалфей, тысячелистник, полынь. При заболеваниях верхних ж\дыхательных путей полезно набить куклу травой чабреца. Можно куклу «кубышку-ть в кухне, набив ее юбку листочками смородины, базилика, мелиссы. А если добавить гвоздику или корицу благоухание будет ярче. Через два года траву в мешочке надо менять.

Слайд 19

Десятиручка Десятиручка – помогает своему обладателю справляться с большими объёмами любой работы. Куклу изготавливали из травы, соломы или лыка, красиво оформляли, и как правило, дарили на свадьбу невесте, для того, чтобы в доме у молодой женщины всё было в порядке.

Слайд 20

Кувадка (Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Зайчик на пальчик Зайчика-на-пальчик чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.

Слайд 21

Счастье Счастье (Ржевское счастье) – это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками. Главное в кукле – коса, которая символизирует женскую силу. Коса так же служит опорой самой кукле. Кукла дарилась на счастье. В русских народных сказках, где герои ищут своё счастье, упоминается эта куколка, как кукла-помощница . Неразлучники --интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза Неразлучники

Слайд 22

Куклы современные

Слайд 23

Куклы 21 века Барби Братц Феи Ла Ди Да

Слайд 24

Работа с родителями Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Они становятся непосредственными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо: заинтересовать родителей проблемой: “Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии “река времени”. Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей. Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях, подготовке сообщений с детьми, изготовлению поделок и макетов.

Слайд 25

Вывод Данный опыт работы показывает, что технология “путешествие по реке времени” дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно “река времени” способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников.

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...