Мастер-класс "Путешествие по карте" как форма развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике на тему
Методическая разработка мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Путешествие по карте" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса
участника муниципального этапа IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в городском округе Красноуфимск в 2018году
Кузнецовой Татьяны Александровны, воспитателя
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад»
Тема. «Путешествие по карте», как форма развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Дата проведения: 2 марта 2018г.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.
Цель. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по форме работы с детьми дошкольного возраста «Путешествие по карте».
Задачи:
- обучающие:
- обучение участников мастер-класса конкретным умениям применения формы работы с детьми «Путешествие по карте»;
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- развивающие:
- воссоздание перед участниками мастер-класса формы работы с детьми дошкольного возраста в области ФЭМП;
-формирование у участников мастер – класса мотивации на использование в образовательной деятельности формы работы с детьми «Путешествие по карте»;
- воспитательные:
-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование.
- Мультимедийная презентация «Путешествие по карте».
- Материал для проведения мастер-класса (карта царства «Математики», конверты с заданиями, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
Планируемый результат:
- Информирование педагогического сообщества о форме работы с детьми дошкольного возраста «Путешествие по карте»;
- Сформировать представления педагогов о возможностях работы с разными видами карт.
Продолжительность: 15 минут. Мастер-класс для педагогов включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.
Литература
1.О.В.Толстикова, О.В. Савельева и др. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/doshkolnoe_obrazovanie/master_klass_quot_puteshestvie_po_karte_quot/36-1-0-2610
Ход мастер-класса
Организационный этап.
Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Татьяна Александровна.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Одним из способов познавательного развития ребёнка является исследовательская деятельность. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования, представленные на слайде.
В своей практике я использую форму работы с детьми «Путешествие по карте».
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто слышал о такой форме работы.
- А кто применяет в своей работе с детьми «Путешествие по карте»?
Путешествие мы начали с обычной географической карты, а потом стали создавать самостоятельно карту Царства Математики. Мы с детьми самостоятельно и постепенно создаём эту карту, сравнивая её с географической картой мира.
(Показ карты страны Математики)
Здесь есть остров Формадор, на котором расположен город Формадония, город Цифроград, река Смекалочка, остров Фигурляндия; остров Времени, путешествуя по которому мы можем оказаться на горе Неделия, проплыть по реке Времён года.
Два острова у нас ещё не изведаны.
- Уважаемые коллеги, какие названия для этих островов вы можете предложить?
(ответы)
Мне предлагали такие названия: остров Арифметических знаков, равенств и неравенств; остров измерения (размер, вес).
Теоретическая, практическая часть.
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А Коротковой. Кроме задач, предложенных Коротковой, я ставлю перед собой такие задачи:
- Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.
- Знакомство с геометрическими фигурами и телами, цифрами, счётом, величиной, временем.
- Развивать смекалку и сообразительность.
- Предлагаю вместе совершить путешествие по карте царства Математики. Приглашаю 4 человека желающих.
Будем работать по алгоритму:
1.Давайте выберем отправную точку пункта назначения.
- Откуда вы хотите начать путешествие? Отметим отправную точку красным кругом.
- Выберем пункт назначения. Куда бы вы хотели совершить путешествие?
Отметим пункт назначения также красным кругом.
2. Теперь нужно определить маршрут по карте и выбор транспортного средства. Маршрут на карте отмечается цветными «метками».
На данном этапе детям можно предложить задание «Собрать транспортное средство из блоков Дьенеша.
- Пока группа коллег выполняет задание, давайте вместе подумаем, на каком транспорте мы можем совершить путешествие, если передвигаемся по суше? (ответы зала).
Здесь можно предложить такие задания: Собрать нужный вид транспорта из геометрических фигур, или блоков Дьенеша. Можно предложить сложить транспорт из палочек Кюизенера по схеме или самостоятельно.
- А если мы путешествуем по морю, на каком виде транспорта можно путешествовать? (ответы зала).
- Какие задания вы предложите? (ответы).
Можно предложить стожить транспорт только из треугольников или кругов, или только из жёлтых палочек или фигур. Если дети предложат перейти по мосту, можно предложить построить мост, соблюдая алгоритм, или поэтому же принципу можно построить плот.
Я вижу, коллеги справились с заданием. Они сложили автобус из блоков Дьенеша жёлтого цвета и сделали плот квадратной формы из палочек Кюизенера, соблюдая правило: палочки одинакового цвета не должны граничить друг с другом.
Возвращаемся к карте. Давайте проследим наш путь. Мы начали путь из …, прошли сколько-то клеток вправо (влево, вниз, вверх), сколько-то клеток вверх (вниз, влево, вправо). Мы дошли до места. Здесь нас ждёт задание (группа коллег выполняет задание за столами).
- Пока коллеги выполняют задание, давайте поразмышляем, какие задания могут выполнить дети в пункте назначения (ответы коллег).
Коллеги справились с заданием (озвучивание задания и результата).
Путешествуя по карте, можно подвести итог разными способами, они представлены на слайде. На мой взгляд, один из самых эффективных способов подведения итогов – это изготовление и представление макета или фотовыставка работ, выполненных разными способами.
Для путешествий с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать физическую карту мира, России, математическую, карту города Красноуфимска, Свердловской области или микрорайона, а для детей младшего и среднего дошкольного возраста это может быть своеобразный пейзаж с изображением дороги.
Заключительная часть.
- Чтобы обобщить материал мастер–класса я предлагаю вам составить синквейн к словосочетанию «Путешествие по карте».
- Какие два прилагательных вы предложите? (Развивающее, познавательное, увлекательное…);
- Три глагола (учит, помогает, исследует, узнаёт, действует…);
- Короткое предложение из четырёх слов (знакомиться с миром математики интересно или Путешествие дарит радость открытия…);
- Слово-синоним (исследование, открытие…).
Мне приятно было сегодня с вами пообщаться. Я буду рада, если вы посетите мою страницу в интернете, где вы сможете познакомиться с различными материалами, в том числе с материалами по сегодняшней теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Круг друзей" как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Круг друзей - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проб...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....
Современные формы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
В данном материале ЛЭПБУК рассматривается, как одна из форм познавательных способностей дошкольников....
Консультация "Современные формы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений....
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
В статье описываю опыт работы....
«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсуди...