Рабочая программа "Эколята - Дошколята" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная программа построена на основе природоохранного социально - образовательного проекта "Эколята - Дошколята" по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры прородолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekolyata_-_doshkolyata_1_avtosohranennyy_wecompress.com_.docx | 107.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Эколята-Дошколята»
Оглавление
Раздел I. Целевой раздел ……………………………………………..3
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цели и задачи программы
- Характеристика особенностей развития детей
- Объем и сроки реализации программы
- Форма и режим обучения
- Ожидаемые результаты.
Раздел II. Содержательный раздел………………………………..7
2.1. Методы и средства реализации программы
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.3. Учебный план
2.4. Календарный учебный график
2.5. Материально-техническое обеспечение
2.6. Условия реализации программы
2.7. Учебно-методический комплекс
Раздел III. Организационный раздел…………………………………25
3.1. Оценка качества освоения программы
Список литературы.
Приложение
Раздел I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Данная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
Направленность программы
Экологическая, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
- Актуальность программы
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина маленького человека. Природа, история и культура родного края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
- Цели и задачи программы
Цель:
Формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
- Дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту родной природы;
- расширять представления об охране природы, формировать действенное отношение к окружению, природе в нашей области;
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- воспитывать у детей культуру Природолюбия.
- Характеристика особенностей развития детей:
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5 - 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5 - 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
- Объем и сроки реализации программы
Сроки реализации программы-1 год в разновозрастной группе:
1 этап:
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
- Формы и режим обучения
Формы обучения:
- Чтение, беседы, наблюдения, обсуждения;
-прослушивание тематических сказок и рассказов;
-логические задания;
-подвижные, дидактические игры;
-просмотры фрагментов фильмов или телевизионных передач;
-викторины, конкурсы, праздники.
- тематические выставки творческих работ;
- прогулки в лес, парк;
- опытно-экспериментальная деятельность;
Режим занятий: проводится 1 раз в неделю в первой половине дня.
Общее количество часов в год – 30 часов
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
- Ожидаемые результаты.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- Называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для
окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- понимать ценность природных объектов.
Раздел II. Содержательный раздел.
2.1. Методы и средства реализации программы
Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. В работе кружка применяются исследовательские методы обучения: репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений); продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск)
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эко центрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко знаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и кабинета по «познавательно – поисковой деятельности», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач: побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
Участие в Акциях
№ | Название акции | Сроки |
1 | «Птицы – наши друзья! Помоги другу!». | Ноябрь |
2 | «Сохраним Елочку – красавицу наших лесов». | Декабрь |
3 | «Сбережем первоцветы» | Апрель |
4 | «Берегите лес от пожара!» | Май |
2.3. Учебный план.
30 часов (1 час в неделю)
Раздел 1. «Я и природа» (3ч)
Тема 1. Оформление стенда «Эколята - Дошколята» (1ч)
Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». (1ч)
Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч)
Раздел 2. «Береги природу!» (3ч)
Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» (1ч)
Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». (1ч)
Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. (1ч)
Раздел 3. «Природа глазами детей» (3ч)
Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. (1ч)
Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». (1ч)
Тема 9. Заучивание стихотворений о природе (1ч)
Раздел 4. «Животный мир» (3ч)
Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. (1ч)
Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения» (1ч)
Тема 12. «Изготовление птички методом Оригами» (1ч)
Раздел 5. «Чудеса природы» (3ч)
Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия» (1ч)
Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») (1ч)
Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» (1ч)
Раздел 6. «Природа-твой друг» (3ч)
Тема 16. Загадки о природе (1ч)
Тема 17. Знакомство с Красной книгой (1ч)
Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» (1ч)
Раздел 7. «Человек-часть природы» (3ч)
Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне (1ч)
Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края. (1ч)
Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; (1ч)
Раздел 8. «Защищай природу!» (3ч)
Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; (1ч)
Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Югры» (1ч)
Тема 24. Заучивание стихотворений о природе. (1ч)
Раздел 9. «Я дружу с Природой!» (3ч)
Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». (1ч)
Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. (1ч)
Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч)
Раздел 10. «Эколята-молодцы!» (3ч)
Тема 28. Создание уголка природы Эколят. (1ч)
Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой». (1ч)
Тема 30. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы». (1ч)
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | «Я и природа» | Тема 1. Оформление стенда «Эколята - Дошколята» Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | 3 | 2 | 1 |
2 | «Береги природу!» | Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. | 3 | 2 | 1 |
3 | «Природа глазами детей» | Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». | 3 | 2 | 1 |
4 | «Животный мир» | Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения» Тема 12. «Изготовление птички методом Оригами» | 3 | 1 | 2 |
5 | «Чудеса природы» | Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия» Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | 3 | 2 | 1 |
6 | «Природа-твой друг» | Тема 16. Загадки о природе Тема 17. Знакомство с Красной книгой. Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» | 3 | 2 | 1 |
7 | «Человек-часть природы» | Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края. Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; | 3 | 2 | 1 |
8 | «Защищай природу!» | Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; Тема 24. Заучивание стихотворений о природе. | 3 | 2 | 1 |
9 | «Я дружу с Природой!» | Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | 3 | 1 | 2 |
10 | «Эколята-молодцы!» | Тема 28. Создание уголка природы Эколят. Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой». Тема 30. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы». | 3 | 2 | 1 |
Содержание учебно-тематического плана.
Неделя | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 неделя | Раздел 1. «Я и природа» | ||
Тема 1. Оформление стенда «Эколята -Дошколята» | Совместно с детьми оформление стенда «Эколята - Дошколята» на ватмане (список детей, возраст, значение программы «Эколята -Дошколята»). | Ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски; журналы, газеты, вырезки и т.п. | |
2 неделя | Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». | Праздничное оформление группы согласно теме. Посвящение детей в «Эколята - Дошколята». Беседа о проекте «Эколята - Дошколята» Создание у детей радостного настроения. Воспитывать бережное отношение к природе. | Цветная бумага, фломастеры, значки, Дидактическая игра. «Какой вода бывает?» |
3 неделя | Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы. Воспитывать бережное отношение к природе. | Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа» |
1 неделя | Раздел 2. «Береги природу!» | ||
Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» | Расширять представления о природе, о богатстве природы. Развивать познавательный интерес к природе. Познакомить с особенностями природы нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Иллюстрации природы, Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки. Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?». Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) | |
2 неделя | Тема 5. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». | Расширять представления о жизни животных в природе. Развивать интерес к природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Ватман, цветные карандаши, фломастеры, фотографии. |
3 неделя | Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. | Формирование читательского интереса к произведениям о природе, об охране природы. Учить видеть в произведениях красоту окружающего мира. | Книга для чтения в детском саду и дома (5-7 лет) В.В. Гербова и др., Книга для чтения в детском саду и дома (4-5 лет) В.В. Гербова и др. |
1 неделя | Раздел 3. «Природа глазами детей» | ||
Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. | Развивать познавательный интерес к природе. Развивать интерес к природе родного края. Учить составлять рассказ о природе. Воспитывать бережное отношение к природе | Оформление стенда | |
2 неделя | Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». | Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Воспитывать бережное отношение к природе. | Календарь природы, индивидуальные календари. Дидактическая игра «Времена года». Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» И. Белавина, |
3 неделя | Тема 9. Заучивание стихотворений о природе | Расширять представления о природе путем заучивания стихотворений и рассказ перед всеми детьми. Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям. | Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (А. Усачёв «Матушка природа», Е. Серова «Ландыш» и др.) Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (В. Лунин «Зеленые сны», Е. Серова «Одуванчик», И. Суриков «Зима» и др.) |
Раздел 4. «Животный мир» | |||
1 неделя | Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. | Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности. Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Воспитывать у детей любовь к природе родного края. | видеофильм, природный материал, оформление выставки работ из природного материала |
2 неделя | Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных нашего края. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | Видеофильм «География для самых маленьких», Дем. материал «Животные нашего края». Дид. игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?» |
3 неделя | Тема 12. «Изготовление птички методом Оригами» | Закреплять и расширять представления о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Модель птички, поэтапная инструкция изготовления. |
Раздел 5. «Чудеса природы» | |||
1 неделя | Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия» | Расширять и закреплять знания о природе. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Подготовка вопросов для олимпиады |
2 неделя | Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») | Учить наблюдательности. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Учить детей замечать сезонные изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Воспитывать бережное отношение к природе | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение». |
3 неделя | Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | Развивать интерес к природе родного края. Учить замечать взаимодействие обитателей леса. Познакомить детей с разнообразием видов растений и животных в природе. Закрепить правила поведения в природе. | Аудиозапись «Голоса животных». природный материал, иллюстрации птиц, животных, растений. Дидактическая игра по классификации птиц. Игра «Зоопарк». Модели «Что нужно растениям?» |
Раздел 6. «Природа-твой друг» | |||
1 неделя | Тема 16. Загадки о природе | Воспитывать бережное отношение к природе Учить видеть природу в загадках. | «Учите детей отгадывать загадки», Ю. Г. Илларионова, иллюстрации. |
2 неделя | Тема 17. Знакомство с Красной книгой. | Познакомиться с Красной книгой. Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Красная книга, листы, фломастеры, карандаши |
3 неделя | Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» | Общие условия для растений, животных и людей. Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Сезонные изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | природный материал. Операция «Осторожно, муравейник!» Изготовление знаков «Берегите природу». Обучающий фильм «Природа-друг» |
Раздел 7. «Человек-часть природы» | |||
1 неделя | Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне | Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить Воспитывать любовь и заботу к растениям. | Опыты с семенами. Огород на окне. Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями». |
2 неделя | Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края. | Учить детей наблюдательности. Развивать интерес к природе родного края. Выявить особенности жизни животных и растений. | Дидактическая игра «Кто заметит первым», «Угадай-ка». Обучающий видеофильм. |
3 неделя | Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; | Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Воспитывать бережное отношение к природе. | Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Экологическая игра «Берегите воду» |
Раздел 8. «Защищай природу!» | |||
1 неделя | Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; | Закреплять умения вести себя на природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание. | Просмотр видеофильма «Дикая природа». Дидактическая игра «Невидимые нити». Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм |
2 неделя | Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Югры» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Сезонные изменения в жизни животных. Воспитывать любовь к животным. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. | фотографии животных, листы, краски, фломастеры, карандаши. |
3 неделя | Тема 24. Заучивание стихотворений о природе. | Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. | Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (Е. Серова «Подснежник», К. Ибряев «Здравствуй, родина моя!» и др.) Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (А. Плещеев «Осенняя песенка», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.) |
Раздел 9. «Я дружу с Природой!» | |||
1 неделя | Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». | Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Дать понятие «Культура Природолюбия» | Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Игрушка-Незнайка. Стенд «Панорама добрых дел» |
2 неделя | Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. | Закреплять разнообразие видов растений в природе. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Особенности строения и назначения всех органов. Учить ухаживать за цветами. | Ведро, грабли детские, перчатки лопатки, палочки для рыхления, лейки. |
3 неделя | Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы. Воспитывать бережное отношение к природе | Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа» |
Раздел 10. «Эколята - молодцы!» | |||
1 неделя | Тема 28. Создание уголка природы Эколят. | Учить пересаживать комнатные растения. Развивать творчество у детей. Учить детей видеть красоту природы. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным. | комнатные растения, природный материал, листы, карандаши, фломастеры |
2 неделя | Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой». | Развитие творческих способностей у детей. Создание животных из природного материала. Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру | Природный материал, организация выставки «Фантазировать вместе с природой», листы, карандаши, фломастеры |
3 неделя | Тема 30. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы». | Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. Закреплять представление животных и растений. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю. | Подготовка вопросов для викторины, дидактическая игра «Когда это бывает?» |
Планируемые результаты:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ экологической этики и природоохранных действий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений;
- бережное отношение к природе родного края;
- эстетического отношения к живым объектам;
- реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам;
- воспитание культуры Природолюбия;
- развитие коммуникативных умений;
- знание животного и растительного мира родного края;
- наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих на территории своего местожительства;
- понимание общечеловеческой ценности природы.
2.4. Календарный учебный график:
Год обучения: 1
Возраст детей – 5-7 лет
Количество детей –19
Количество учебных недель – 32
Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.
Общее количество часов в год – 30 часов
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
2.5. Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
-Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:
«Организация работы в летний период» (наблюдения в природе)
фотоматериалы.
«Времена года» стихи русских поэтов о природе
«Экологические игры».
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира».
«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа).
«Земля»» (BBC: Живая природа).
Учебно-наглядные пособия:
- Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,
«Движение Земли вокруг Солнца»
- Демонстрационные картины и динамические модели.
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
- Глобус.
- «Красная книга».
- Календари природы.
Оборудование и материалы:
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Магнитная доска с магнитами.
- Сюжетные игрушки.
- Кормушки.
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.
- Сыпучие продукты: крахмал, соль.
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки,
палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных
материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
- Красители: пищевые, гуашь, акварель.
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
Материально- техническое оснащение
Теоретический материал:
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- «Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- наглядный и иллюстративный материал;
- дидактические и настольные игры.
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа;
- набор овощей пластмассовых;
- коллекция камней;
- коллекция круп;
- коллекция ракушек;
- коллекция шишек.
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
- стол для экспериментальной деятельности;
- специальная одежда (фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
2.6.Условия реализации программы:
- Настольно-печатные игры по экологии и окружающему миру;
- мультипрезентации на темы природы и экологии;
- групповое помещение для оформления стендов;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, репродукции картин;
- обучающие фильмы;
- произведения художественно-литературного творчества;
- лабораторный материал и технология проведения опытов, экспериментов;
- дидактические игры;
- инвентарь по уходу за растениями;
- природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
- уголок природы.
2.7. Учебно-методический комплекс
Методическое обеспечение:
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.
«Юный эколог» С.Н. Николаева
«Детям о природе» М.В. Лучичь.
«Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий. Л.Г. Кереева.
«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горботенко.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
Наглядно – дидактические пособия (в картинках) – М: Мозаика – Синтез 2005
«В горах», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Домашние животные», «домашние птицы», «Морские обитатели», «Мир животных», «Мир растений».
Демонстрационный материал–М: Мозаика – Синтез 2005 - 2016
«Домашние животные», «Лесные животные».
Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно».
Экологические знаки: «Как вести себя в лесу».
Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра».
Календари природы (настенный, настольный).
Дидактические игры по ознакомлению детей с природой.
Электронные материалы:
- «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
- «Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество» приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Песочные фантазии» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Природа и фантазия» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Экологические игры» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
- «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
- «Комплексные занятия (Издательство «Учитель»)
- «История о зверятах» (ООО КОМ-Медия)
- «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Секреты природы» (приложение ж-ла «Обруч», 2010г)
- «Уроки осторожности» (творческое объединение «Маски»)
- «Уроки живой природы, № 1» (творческое объединение «Маски»)
- «Уроки живой природы, № 2» (творческое объединение «Маски»)
- «Подводная фантазия» (подводные съёмки)
- «География для самых маленьких» (ООО «БЕРГ САУНД»)
- «Твои первые животные» (ООО «БЕРГ САУНД»).
Раздел III. Организационный раздел
3.1. Оценка качества освоения программы
Формы аттестации (контроля): викторина, олимпиада, тематические альбомы, фотовыставки, выставки рисунков, оформление стенда.
Оценочные материалы:
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).
Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Задание №2.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.
Задание №3.
Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №5.
Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.
- Какое время изображено?
- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
- Чем занимаются люди в это время года?
Задание №6.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №7.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).
Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;
Средний уровень – от 1,7 до 2,3 баллов;
Низкий уровень – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные признаки и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы для педагога:
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 107 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
- Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
- Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
- Планета – наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
- Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- 19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
- Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
- Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
- Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
- Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
Список литературы для детей и родителей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М.: Просвещение,1981
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
- Рыжова Н.А. «Я и природа». М.:, 1996
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
- Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
- Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
- Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита - Русь, 2008. – 256 с.
- Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
Диагностическая карта (Приложение)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга уровня усвоения программы «Эколята - дошколята»
(старшая группа, возраст 5- 6 лет)
Фамилия, имя ребёнка | Отношение к природе | Владение навыками экологически безопасного поведения в природе | Стремление к исследованию объектов природы , умение делать выводы | Знания, умения и навыки детей | Навыки экспериментирования | Общие показатели ознакомления детей с природой | |||||||||||||||||||
Неживая природа | Живая природа | ||||||||||||||||||||||||
Растения | Животные | ||||||||||||||||||||||||
Знание характерных признаков разных времен года | Знание причины времен года | Вода, ее свойства, значение для живого | Воздух, его свойства, значение для живого | Земля, почвы, их свойства и значение | Деревья | Кустарники | Растения леса, сада, луга, поля | Комнатные растения | Условия, необходимые для роста растений | Уход за растениями: рыхление, полив, прополка | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные средней полосы и их детеныши | Декоративные животные, животные живого уголка | Навыки ухода за животными: кормление, уборка клетки, чистка аквариума | |||||||||||
Проявление интереса к заметным явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе | Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы | Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности | ||||||||||||||||||||||
Условные обозначения: (+) – высокий уровень (v) – средний (-) – низкий
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга уровня усвоения программы «Эколята - дошколята»
(подготовительная группа возраст 6- 7 лет)
Фамилия, имя ребёнка | Отношение к природе | Владение навыками экологически безопасного поведения в природе | Стремление к исследованию объектов природы , умение делать выводы | Знания, умения и навыки детей | Навыки экспериментирования | Общие показатели ознакомления детей с природой | |||||||||||||||||||
Неживая природа | Живая природа | ||||||||||||||||||||||||
Растения | Животные | ||||||||||||||||||||||||
Знание характерных признаков разных времен года | Знание причины времен года | Вода, ее свойства, значение для живого | Воздух, его свойства, значение для живого | Земля, почвы, их свойства и значение | Деревья | Кустарники | Растения леса, сада, луга, поля | Комнатные растения | Условия, необходимые для роста растений | Уход за растениями: рыхление, полив, прополка | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные средней полосы и их детеныши | Декоративные животные, животные живого уголка | Навыки ухода за животными: кормление, уборка клетки, чистка аквариума | |||||||||||
Проявление интереса к заметным явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе | Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы | Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности | ||||||||||||||||||||||
Условные обозначения: (+) – высокий уровень (v) – средний (-) – низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )
Содержание I.Целевой раздел:1. Пояснительная записка2. Принципы и подходы к формирован...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет» по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «6-7 лет»...
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни
Рабочая тетрадь «Будем здоровы!» является особым средством формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Содержание задания тетради направлены на «соавторство» ...
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка. 2. Планирование непосредственно образовательной деятельности 3. Содержательная часть 3.1 Сюжетно-тематическое планирование образовательного про...
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Веселая прогулка по городу Витаминоград»
Данное пособие поможет воспитать у детей старшего дошкольного возраста осознанное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым, объяснить, что организму требуется пища богатая витаминами....
рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая прграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей....