Конспект занятия по познавательному развитию "Эксперименты с мукой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Эксперименты помогают детям узнавать новое об окружающем мире, развивают наблюдательность и любопытство. Экспериментальная деятельность помогает детям учиться анализировать , делать выводы и предположения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledov_rab_hleb.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию «Эксперименты с мукой» в старшей группе
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Образовательные задачи:
– Познакомить со свойствами муки. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий. Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: беседа: «Откуда хлеб пришел», «Производство хлеба».
Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры, щепотка, сито, дрожжи.
Демонстрационный материал: слайды с изображением мучных изделий, слайды с изображением профессий, сахар, дрожжи, чашка с теплой водой, мяч.
Раздаточный материал: глубокие мисочки с мукой, ложка, влажные салфетки, стакан с водой, тарелочки для готовых изделий, доска для лепки, стеки, фартуки - комплект на каждого ребенка.
Оборудование: кофемолка электрическая, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит тарелочка, накрытая салфеткой. Хотите узнать, что я скрываю? Я обязательно вам покажу, если вы угадаете загадку.
Мельник взял мешок зерна,
Положил на жернова.
Завертелась мельница -
Зёрна перемелются,
И получится тогда -
Вместо зёрнышек…
Дети: Мука
Воспитатель: Правильно. А для чего нужна мука?
Дети: Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье.
Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия. А чтобы это сделать, нужно хорошо знать свойства муки.
Практическая часть:
Воспитатель: Предлагаю нам с вами сегодня изучить свойства муки.
Пройдите в нашу лабораторию, наденьте фартуки. Посмотрите, что у нас на столах.
Дети: Тарелочки с мукой, ложки, стаканчики, ситечки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки. Садитесь за столы.
Опыт №1 «Запах»
Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?
Дети: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.
(Ставим обозначение «Мука имеет запах»)
Опыт № 2 «Сыпучая»
Воспитатель: Возьмите ложечку муки, насыпьте в ситечко и просейте через ситечко. Что происходит с мукой?
Дети: Сыпется.
(Ставим обозначение «Мука сыпучая».)
Опыт № 3 «Мягкая»
Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая?
Дети: Легкая, мягкая, пышная, гладкая, воздушная
(Ставим обозначение «Мука – мягкая, пушистая».)
Опыт № 4 «Растворяется в воде»
Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?
Дети: Растворилась
(Ставим обозначение «Растворяется в воде»)
Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?
Дети: Получилось жидкое тесто.
Воспитатель: Какое стало тесто?
Дети: Тесто тягучее, липкое, плотное, густое.
Воспитатель: Таким образом, замешивают тесто для выпечки.
(Ставим обозначение «Мука + вода = тесто»)
Опыт № 5 «Как сделать дрожжевое тесто»
Воспитатель: Для того, чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
Давайте пройдем за другой стол.
Ребята, я замесила такое тесто как у вас в двух стаканчиках.
Сейчас, в стаканчик №1 добавим немножко сахара и дрожжей. И оба стаканчика поставим в чашку с теплой водой. И немножко подождем.
Физкультминутка.
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Воспитатель: Молодцы!
Из муки люди производят разные мучные изделия – кондитерские, хлебобулочные, макаронные. Назовите, какие вы знаете кондитерские изделия.
Дети: торт, пирожное, вафли, печенье, пряники.
Воспитатель: А какие знаете хлебобулочные изделия?
Дети: Хлеб, батон, булочка, ватрушка, рогалики, бублики.
Воспитатель: Какие знаете макаронные изделия?
Дети: вермишель, рожки, ракушки, спагетти, лапша, салма.
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали. Пройдемте за другой стол. (дети подходят к столу)
В тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим и определим, как они называются.
Дети: Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка, рожь.
Воспитатель: А как будет называться мука
из пшеницы (пшеничная)
из овса (овсяная)
из риса (рисовая)
из гречки (гречневая)
из кукурузы (кукурузная)
из ржи (ржаная)
Ребята, в нашей стране самая распространенная мука это пшеничная и ржаная. Посмотрите, вот такой хлеб выпекают из этих видов муки. Как вы думаете, а мука будет какого цвета, такого же, как хлеб?
Воспитатель: Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и ржи. Посмотрите, что за прибор на столе?
Дети: Это кофемолка.
Воспитатель: Правильно, это кофемолка. Ребята на мельнице мелят зерно почти также, как и в кофемолке.
(Взрослый измельчает пшеницу и рожь в кофемолке)
Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась, как она называется?
Дети: пшеничная, ржаная.
Воспитатель: А давайте сравним пшеничную и ржаную муку.
Дети: Разного цвета.
Воспитатель: Посмотрите, у меня на 2 тарелочках разные виды хлеба, как вы думаете в какой из них пшеничный, а в какой ржаной.
Давайте попробуем эти два вида хлеба.
Понравился? А какой больше понравился?
Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Воспитатель: Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.
Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Давайте посмотрим на экран и назовем эти профессии. Это – трактористы, комбайнёры, мельники, пекари, водители, продавцы. (Показ слайдов)
Нужно беречь их труд, с хлебом обращаться бережно.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим тестом, которое мы оставили в теплой воде. Что мы видим?
Дети: В первом стаканчике, куда мы добавили дрожжи, тесто поднялось, а во втором нет.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать?
Дети: Именно дрожжи и сахар делают тесто пышным и воздушным.
(Ставим обозначение «Тесто+дрожжи+сахар= дрожжевое тесто»
Воспитатель: Тесто, в которое добавляют дрожжи, называется….
Дети: дрожжевое
Воспитатель: Из него пекут пироги, пирожки, хлеб.
Ребята, давайте посмотрим на наши схемы и вспомним все свойства муки, которые мы узнали.
Дети: Мука имеет запах, мука сыпучая, мука мягкая, мука растворяется в воде, из муки и воды получается тесто.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось наше занятие?
А что было самым интересным?
Вы довольны своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"
конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...
Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"
Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...
Познавательно-исследовательский проект «Мука такая разная»
Описание деятельности по реализации познавательно-исследовательского проекта «Мука такая разная»...
Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."
Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...
Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные
Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...
конспект занятияпо ознакомлению с окружающем
ознакомление детей с животным миром...
Конспект по познавательному развитию: " Эксперименты с мукой"
Цель:Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментированиеЦель познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование...