Познавательно - творческий проект "Краски осени"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Агеева Анастасия Петровна

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и так далее. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы. 

Именно младший возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kraski_oseni.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Краски осени»

Вторая младшая группа

   Проблема проекта: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и так далее. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы.

Именно младший возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Актуальность проекта:

     Какое замечательное и красивое время года - осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудная пора! Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе.

    Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить - это то, что необходимо нам с раннего детства. Но часто взрослые забывают понаблюдать с ребёнком, полюбоваться красотою мира природы, не поддерживают детскую любознательность.  

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для ознакомления детей с природой во всех её проявлениях в осенний период времени через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формировать элементарные представления об осени, как времени года;
  1. Вызвать интерес к исследованию природы родного края;
  2. Расширить представление о многообразии и пользе овощей, фруктов и ягод;
  3. Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения происходящие в природе;
  4. Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе;
  6. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Длительность проекта: Краткосрочный (1 месяц)

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели

     Необходимое обеспечение:

  • картины с изображением осеннего пейзажа;
  • настольный, кукольный и пальчиковый театры;
  • картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста;
  • картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста;
  • Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста;
  • Художественная литература по теме;
  • Музыкальные произведения об осени.

     Задачи проектной деятельности:

     Образовательные:

  1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей;
  3. Формировать экологическую культуру.

     Развивающие:

  1. Развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящими в природе;
  2. Развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
  3. Развивать художественно - творческие способности.

     Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

     Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.

     Ожидаемые результаты проекта:

     У детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность, выразят свои впечатления в различных видах деятельности. Дети будут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.

     Вовлечение родителей в педагогический процесс группы укрепит заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ. Полученные знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок, будут применять на практике. Привлечь родителей в участии в совместной творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Составление плана совместной работы с детьми.
  2. Подбор методической литературы.
  3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
  4. Подбор дидактических пособий и игр.
  5. Подбор музыкального материала .
  6. Подбор художественной, детской литературы
  7. Создание предметно - развивающей среды: внесение элементов осенних признаков в оформлении групповой комнаты.
  8. Информирование родителей о реализации проекта.
  9. Участие в творческом конкурсе «Осенний вернисаж»

     Основной этап.

Тематический план работы с детьми

Разделы работы

Основное содержание

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей овощей и фруктов, грибов.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада

ФЦКМ.

«Осень золотая», «Дары леса: грибы, ягоды», «Овощи с огорода», «Чудо - фрукты»

РЭМП. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей», Игра «Чудесный мешочек», игра «Грибок, полезай в кузовок»

Беседы:

«Осень в гости к нам пришла»

«Что такое листопад»

«Растения осенью»

«Осенние цветы»

«Какая сегодня погода»

«Как изменилась одежда людей»

«Дары осени»

«Урожай»

«Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой?»

Речевое развитие

Словесная игра «Осень в лесу», «Что растёт на грядке, в саду»

Творческое рассказывание детей на тему «Что я видел в лесу?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Загадки про осень (лист, дождь, туча, ветер, лес, небо, дерево)

Чтение художественной литературы:

И.Бунин «Лес точно терем расписной», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ю. Тувим "Овощи", Р.Н.С. «Вершки и корешки», «Колосок», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», «Под грибом», Е. Бацева «Сказка про фрукты».

Социально - коммуникативное развитие

Игра - ситуация: «Мокрые дорожки», «Листики в садочке», «Кто из нас из овощей», «Ветер - ветерок»

Сюжетная игра: «Овощной магазин», «Собираем урожай»

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Художественно - эстетическое развитие

Рисование: «Падают, падают листья», «Ягодка за ягодкой», «Яблоко с листочком», «Овощи»

Аппликация: «Листопад», «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Лепка: «Ягодки на тарелочке», «Репка на грядке»

Музыка: слушание П.И.Чайковского «Времена года», разучивание песен об осени, слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса», «Дождь» ;пляска с листочками, хоровод «Что нам осень принесла»,

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ветер и листья», «Мы осенние листочки», «Осенью», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Огуречик», «Собери грибы»

Физкультминутки: «Листочки», «Листики осенние», «Яблоко», «Компот», «Репка», «Огород»

Пальчиковая гимнастика: «Осенью», «Осенние листья», «В огороде много гряд», «Я - зелёная капуста», «Фрукты», «Фруктовая ладошка»

Хороводная игра: «Кабачок».

Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку».

Дидактические игры.

Игровая деятельность

«Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Овощное и фруктовое лото», «Времена года», «Собери картинку» (разрезные овощи и фрукты), «Что растет на грядке?», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Найди такой же листок», «Прилетела птичка ягод поклевать», игры на липучках «Осень».

Наблюдение

Наблюдение «Деревья осенью», «Одежда людей осенью», наблюдение за листопадом в ветреную погоду, за дождём, за осенним небом, за перелётными птицами.

Трудовая деятельность

Уборка опавшей листвы, сбор природного материала для поделок на прогулке, сбор и засушивание листьев.

Беседы о правильном поведении на природе, о бережном отношении к растениям, деревьям.

Совместно с родителями изготовление поделок из природного материала.

Взаимодействие с родителями.

Оформление папки - передвижки: «Осень, её признаки и приметы», «Осенняя одежда на прогулку»

Консультации: «Как одеть ребёнка осенью», «Дары осени», «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Оформление стенда: «Игры с детьми осенью», «Читаем детям про осень»

Вместе с детьми готовят поделки из природного материала для творческого конкурса «Осенний вернисаж»

     Заключительный этап.

     Оформление творческой выставки «Осенний вернисаж»

     Развлечение «Осенняя прогулка»

     Итоги проекта:

     Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные и дидактические игры, наглядный материал)

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; полюбили слушать стихи и рассказы об осени; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, репродукции картин.

Дети знают и называют большое количество овощей и фруктов, осенние приметы и явления. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

Подготовлено и проведено развлечение

Родители проявили интерес к проекту и приняли активное участие в совместной творческой деятельности.

Организована творческая выставка «Осенний вернисаж»

Список используемой литературы.

1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников: Младшая группа – М.: Мозаика - Синтез, 2017.

2. Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет / М. М. Борисова. – М. : Мозаика - Синтез, 2013.

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: планы занятий / В. В. Гербова. – М. : Мозаика - Синтез, 2007.

4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: вторая младшая группа / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика - Синтез, 2017.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа – М.: Мозаика - Синтез, 2015.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: вторая младшая группа - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2018

7. Пономарева И.А. Формирование элементарных математических представлений: система работы во второй младшей группе детского сада – М.: Мозаика - Синтез, 2013.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2021.

9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа – М.: Мозаика - Синтез, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проек "Осенняя красота природы"

Познавательно - творческий проект "Осенняя красота природы" для старшего дошкольного возраста...

Познавательно-творческий проект: "Осень"

Цель проекта:     Формировать и расширять знания детей о природе. Организовывать сотрудничество с родителями.Задачи проекта:     Закрепить и расширить знания детей о хара...

Информационно — познавательно - творческий проект «Осеннее настроение»

У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях. Воспитанники второй младшей группы не знак...

Познавательно - творческий проект "Осень золотая"

Познавательно - творческий проект в средней группе детского сада "Осень золотая"...

Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"

Цель проекта: обогащение знаний детей по лекическим темам "Осень", "Овощи", "Фрукты"....