Конспект непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «По тропиночке лесной…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Канюкова Лидия Владимировна

Конспект непосредственно образовательная деятельность

для  детей старшего дошкольного возраста

Тема: «По тропиночке лесной…»

Цель: Формировать предпосылки экологического сознания детей   старшего дошкольного возраста.

         Задачи:

         Образовательные:

  • Познакомить детей с  охраняемыми северными природными заповедниками;
  • Расширить представление о животном  и растительном мире региона;
  • Познакомить детей с «Красной книгой», ее значением;

          Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей через организацию игровых и проблемных ситуации;
  • Развивать умение логически излагать мысли;
  • Развивать творческое воображение;

           Воспитательные:

  • Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
  • Воспитывать любовь к «Малой Родине»;
  • Содействовать воспитанию экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tropinochke_lesnoy.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательная деятельность

для  детей старшего дошкольного возраста

Тема: «По тропиночке лесной…»

Цель: Формировать предпосылки экологического сознания детей   старшего дошкольного возраста.

         Задачи:

         Образовательные:

  • Познакомить детей с  охраняемыми северными природными заповедниками;
  • Расширить представление о животном  и растительном мире региона;
  • Познакомить детей с «Красной книгой», ее значением;

          Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей через организацию игровых и проблемных ситуации;
  • Развивать умение логически излагать мысли;
  • Развивать творческое воображение;

           Воспитательные:

  • Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
  • Воспитывать любовь к «Малой Родине»;
  • Содействовать воспитанию экологической культуры.

           Технические средства:

Мультимедийная установка (проектор, экран), магнитофон, фонограммы   песен: «Осенний вальс», «Матросский вальс».

Дидактический материал: 

Дидактическая игра «Пирамида», дидактическая игра «Рассели животных»,

«Красная книга», листочек с посланием, бросовый материал, карточки с изображением правил поведения в лесу, маски деревьев, ягод.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов о природе, животном и растительном мире,
  2. Просматривание иллюстраций о животном и растительном мире Севера,
  3. Знакомство с  «Красной книгой», «Красной книгой Архангельской области»,
  4. Знакомство с северным фольклором в периоды организации НОД по музыкальному воспитанию.

       

 II.  Ход:

Под музыку в зал входят дети, проходят круг и встают полукругом. (На экране мультимедийной установки меняются слайды, иллюстрирующие стихи).

        Ведущий:

Знают все взрослые, знают все дети

Что вместе с нами живут на планете

Лягушка, журавль, попугай и лисица,

Волк, медведь, стрекоза и синица,

Бабочки, тигры, змеи, ежи,

Львы, носороги и муравьи,

Светлые рощи, лесные дубравы,

Реки, озера, деревья и травы,

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе  человек.

Ты самый умный, а значит в ответе.

За всё живое, что есть на планете.

       Ведущий: 

       Ежегодно планета теряет безвозвратно десятки видов животных, птиц и растений. «Красная книга» разбухает от все новых и новых названий, вносимых в неё. Мы с вами не только познакомились с «Красной книгой» нашей планеты, но я вам показывала и  «Красную книгу Архангельской области». Кто из вас скажет нам, что же это такое – «Красная книга»?

      (идут ответы детей).

      Ведущий:

       Конечно! Да вот она у меня в руках! Показывает детям. Из книги выпадает листочек. Ой, что это? Да это же послание! Что бы это значило, от кого оно и кому? Прочитаем.

      (На экране установки появляется изображение листа с посланием).

Послание:

  Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно,

Каждый куст и каждый пень.

Я – веселый старичок.

Старичок – лесовичок.

Помогите мне,  ребята

Одному не справиться

В заповеднике моем,

Что-то всё не ладится

         (обратный адрес: Лесной заповедник)

Ведущий:

Ребята, кто из вас  знает, что такое заповедник? (заслушиваются ответы детей). Кто их создает и с какой целью люди? (заслушиваются ответы детей).

         Ведущий:

         Правильно, ребята, заповедники создаются человеком. А точнее это работа многих людей. Человек вырубает леса, осушает болота, сооружает    водохранилища, строит дороги. Все это изменяет природу и влияет на жизнь растений и животных. Их становится мало, или они исчезают совсем. Чтобы спасти исчезающие виды растений и животных, люди и создают заповедники. Заповедная земля занимает большие пространства. Заповедник – это необычный музей, созданный самой природой.

          Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

                   (На экране появляется слайд с изображением «Красной книги»).

Ведущий: Вспомним еще раз, что такое «Красная книга»? (Заслушиваются      ответы).    «Красная книга» - это сигнал опасности. Многие редкие животные, птицы, цветы занесены в «Красную книгу». Это значит, Заповеднику тоже грозит опасность!

Ну, что, ребята, поможем старичку–лесовичку. А как мы сможем ему помочь? (Заслушиваются ответы детей).

        Ведущий: Вот мы с вами и составили первое правило поведения в лесу.

        1 правило: Запоминать все увиденное и услышанное

        Когда ты идёшь по тропинке лесной,  

Вопросы  тебя обгоняют гурьбой.

Одно «ПОЧЕМУ»

Меж деревьями мчится,

Летит по пятам

За неведомой птицей.

Другое-

Пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою

Скок в ручеек.

        «ЧТО» мышкой ныряет

         Под листьями в норах,

«КТО» ищет  в кустах

Притаившийся шорох,

Сидит «ОТЧЕГО»

На зелёном листке,

        «КУДА» полетело верхом на жуке,

         «ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой

         Влезло на пень…

Вопрос за вопросом

И так -  целый день.

Пойдем – ка, дружок,

По тропинке, вдвоём

        Ответы искать под зелёным шатром

Ведущий провожает детей в путешествие по заповеднику. (На  экране появляется иллюстрация с изображением тропинки). Дети двигаются  «змейкой» и  исполняют песню «Тропиночка».  Останавливаются.

(На экране  появляется картинка леса после вырубки).

        Ведущий: 

Вот мы добрались до заповедника.

Здесь деревья стоят

И листвой шелестят

Речки малые текут,

Птицы звонкие поют,

Хорош добрый лес, зелёный лес!

Ой, тут что- то произошло!?!

        ( В зале появляется Старичок - лесовичок).

        Старичок-лесовичок:

        Здравствуйте,  детишки - девчонки и мальчишки! (Дети здороваются).

Часто сам  человек по недомыслию губит природу. Если он  всё уничтожит, то сам не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб. А какими своими действиями люди уничтожают природу, назовите, ребята? (заслушиваются ответы детей).

         Что же делать? Как нам быть? Надо лес восстановить!

         В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, никому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох. Давайте поиграем в игру, и я узнаю, как вы меня поняли.

          Дидактическая игра «Пирамида» Задача: из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить их на модели леса по величине от самых высокорастущих до низкорослых.

(На экране появляется картинка с изображением леса). Ведущий обращает на это внимание и вместе с детьми составляет второе правило.

        2 правило.  Не ломать ветви деревьев. 

        Лесовичок: Посмотрите, ребята, как будут радоваться  мои деревца, если мы                 их будем беречь! (выходят дети и исполняют по музыку «Танец  деревьев»)

        Ведущий: Ребята, вы что-нибудь  слышите?

        Дети: ничего

        Ведущий: А мы должны были услышать  в Заповеднике много звуков. Какие    звуки мы можем услышать в заповеднике? (идут ответы детей о слышимых звуках леса).

        Ведущий: Старичок-лесовичок,  что творится в твоём заповеднике?

        Старичок-лесовичок: Вам об этом лучше мои птички  расскажут.

        (Дети-птички исполняют песню под музыкальное сопровождение)

        Птички: 

        В наш заповедник заходили

Вредные мальчишки

И из рогаток в нас стреляли

Мальчишки - сорванишки

Хотели гнезда разорить,

Но мы там будем дальше жить!

Ведущий: Дорогие птички, не обижайтесь! Без вас в заповеднике уныло! Мы   обещаем «Не разорять птичьих гнёзд»

3 правило: «Не разорять птичьих гнёзд» (птички   со щебетом улетают).

Лесовичок:

Птички, не улетайте! (хочет их вернуть).

Подвижная игра «Верни птичку» 

(На экране появляется иллюстрация с изображением лесной поляны).

Ведущий:

Пока птичек догоняли

На полянку мы попали….

Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка».
А на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло, 

Всюду битое стекло.

Здесь до нас уже сидели,

Жгли костры, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Лесовичок:

Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится? 
Дети: Много мусора, разбитое стекло, банки, бумага.

Лесовичок: Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора. Помогите мне разобрать весь этот хлам.

(Дается задание - разобрать мусор по видам. Дети разбирают мусор по материалам: пластмасса, бумага, дерево, стекло).

(На экране меняется слайд с изображением чистой лесной полянки с ягодами).

Ведущий: 

Посмотрите-ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Формулирует             новое правило вместе с детьми. 

4 правило гласит:  Не мусорить!         

Ведущий: На полянке появились ягодки. Им теперь ничто не мешает расти.

(Выходят Девочки-ягодки и  поют северные частушки).

Ведущий: А вот готово и 5 правило: Не рвать траву, ягоды, грибы в и   заповеднике! 

            Лесовичок:

     Такие ягодки - веселушки, что и нам захотелось в пляс пойти. Давайте, ребята,      заводите хоровод (Дети танцуют «Осенний хоровод»).

     Лесовичок:

Давайте сядем, отдохнём на полянке и послушаем звуки леса. Когда мы слышим эти звуки, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым звучанием  леса!
Звучит музыка « Звуки леса». 

Ведущий составляет новое правило.

6 правило: Не кричать, не включать громко музыку, чтобы не спугнуть обитателей заповедника. 

(На экране новая картинка полянки с изображением опасных туристов).

Лесовичок:

Вы ничего, дети, не замечаете?  Что-то дымком потянуло! Это, наверное, браконьеры костер разожгли! Пойду их прогоню. (Уходит)

Ведущий: Лесовичок так торопился, что оставил свою корзинку. А в ней записка: Вы ребята не скучайте, без меня вы поиграйте.

(Ведущий раздает детям коробочки с разными запахами и предлагает сыграть в новую игру).  Дидактическая игра: «Угадай по запаху».

(Приходит Лесовичок, у него  в руках головёшка)

Лесовичок: Всех браконьеров разогнал, но костер тушить устал! Ведущий предлагает Лесовичку сесть и отдохнуть (Лесовичок садится)

Ведущий: Что это у тебя в руках?

Лесовичок:

Если б я не успел

Лес давно уже сгорел.

Головёшку вам принес

Вот теперь мой к вам вопрос?

Я смотрю, вы поиграли?

Запахи все  отгадали?

Дайте мне уже ответ

Что приятней?

Запах леса или нет

(На экране появляется картинка с изображением полянки с костром)

Ведущий  и дети составляют новое правило. 

7 правило: Не разжигать костры. 

Ведущий: Лесовичок, а кто такие браконьеры?

Лесовичок: Это такие жестокие люди, которые в заповедниках отлавливают        редких животных, ловят рыбу, уничтожают насекомых. Все живое население заповедника  в страхе убежало, улетело, уплыло! Помогите мне их вернуть!

(Организовывается дидактическая игра «Рассели животных, птиц, насекомых,  земноводных, рыб».

Цель игры: Закреплять знания детей о животном мире леса и водоёма. (Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают и выставляют фигурки на модели леса.)

  1. На ромашку у ворот

           Опустился вертолёт —

           Золотистые глаза.

           Кто же это?... Ответ: Стрекоза.

  1. Хитрая плутовка,

      Рыжая головка,

      Хвост пушистый — красота!

       А зовут её ... Ответ: Лиса

  1.  Кто без нот и без свирели

      Лучше всех выводит трели,

      Голосистее, нежней?

      Кто же  это?... Ответ: Соловей

  1. Верещунья белобока, а зовут её...

     Ответ: Сорока

  1. Вместо шёрстки иглы сплошь,

      Враг мышей — колючий... Ответ: Ёж.

  1. «Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» —

     Щёлкает зубами... Ответ: Щука

  1. Не то стойло, не то хата.
    В ней скотинушка рогата.

      Рожки высунуть боится.

  1. Не мычит и не доится.

      Не корова, не коза,

      Непонятно, где глаза.

      Для неё прогулка — пытка!

  1. А зовут её... Ответ: Улитка.
    Синяя косынка, темненькая спинка.

      Маленькая птичка Звать её ... Ответ: Синичка

  1.  Над цветком она летала,

       И пыльцу из цветка собирала.

       Полосатая она.

       И зовут её...       Ответ: Пчела

  1.   Ах, какой же ты колючий!

        Плавники и хвост — липучки!

        Ты меня не проведёшь! —

        Я тебя поймаю,...! Ответ: Ёрш

  1.    Под водою целый склад!

         Плот из веток мастерят.

         Зубы так у них остры!

         Точат дерево... Ответ: Бобры
        Летом, в болоте, вы её найдёте.

  1.     Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка)
       И в лесу, заметьте, дети,

          Есть ночные сторожа.

          Сторожей боятся этих,

          Мыши прячутся, дрожа!

          Очень уж суровы Филины и... (совы)

  1.      В овечках знает толк

          Свирепый, жадный... (волк)
8 правило. Не ловить насекомых, не отлавливать мальков и лягушек, не истреблять животных и птиц. Дети составляет новое правило.

(На экране картинка леса)

Лесовичок: Замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки!

Ведущий: Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. И у нас в Архангельской области есть такие: Это Кинозерский национальный парк, Пинежский заповедник, Водлозерский национальный парк (информация сопровождается показом слайдов: заповедники Архангельской области)

Лесовичок:

Заповедник-это общий дом для растении и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.  Люди восхищаются красотой леса, озер, рек. Нужно бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Ребята, помните эти слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».

Ведущий: Ребята, а мы и не заметили, как в течение нашего путешествия создали  «Красную книгу правил поведения в заповеднике». Давайте еще раз

вспомним эти правила.

 (Дети называют 8 правил, составленных в ходе экскурсии).

Лесовичок: Спасибо вам  за помощь! Ребята, вы теперь и сами можете всем рассказать что можно, а что нельзя делать в заповеднике. Вы теперь стали настоящими защитниками леса и можете меня заменить. А защитникам полагаются медали «За защиту Природы» (дарит медали). Мне пора с вами прощаться (уходит).

Ведущий: 

И нам пришла пора прощаться с заповедником.

По тропиночке лесной в садик мы пойдём родной.

(под песню «Тропиночка» дети возвращаются домой, идут по залу змейкой). (Появляется на экране иллюстрация детского сада).

Ведущий: Вот мы и дома! Вот наш родной сад!

(Дети говорят по одной строке из стихотворения Е. Каргановой)

  1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
  2. Чтоб вокруг леса шумели,
  3. Чтобы были голубыми небеса,
  4. Чтобы речка серебрилась,
  5. Чтобы бабочка резвилась
  6. И была на ягодах роса!
  7. Мы хотим, чтоб солнце грело,
  8. И березка зеленела,
  9. И под елкой жил смешной колючий ёж,
  10. Чтобы белочка скакала,
  11. Чтобы радуга сверкала,
  12. Чтобы летом лил весёлый дождь!

Ведущий: Ребята, наше путешествие по Заповеднику закончилось. Как много мы вспомнили с вами, как много узнали нового. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать кружочки на ленточках: красные – вам что-то было не понятно; желтые – вам все понятно и все понравилось, фиолетовые – вы остались не довольны. Кружочки  повесьте на шею, рядом с медалями.  

III. Методическая литература:

  • Картушина М.Ю. Сборник конспектов, Москва: «Просвещение», 1999;
  • Лапшина Г. А.  Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1 Осень-зима. - Волгоград: «Учитель», 2007;
  • Мокроусова Л. И.  «Лети над Севером песня», Сборник песен. – Архангельск, 2007, фонограмма песни «Осенний вальс», «Матросский вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст). Тема "Жигули живописные".

В данном конспекте рассматривается вопрос о патриотическом воспитании дошкольников и показано как строится и проводится работа с детьми по заданной теме.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","...