Конспект непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «По тропиночке лесной…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «По тропиночке лесной…»
Цель: Формировать предпосылки экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с охраняемыми северными природными заповедниками;
- Расширить представление о животном и растительном мире региона;
- Познакомить детей с «Красной книгой», ее значением;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей через организацию игровых и проблемных ситуации;
- Развивать умение логически излагать мысли;
- Развивать творческое воображение;
Воспитательные:
- Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
- Воспитывать любовь к «Малой Родине»;
- Содействовать воспитанию экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_tropinochke_lesnoy.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «По тропиночке лесной…»
Цель: Формировать предпосылки экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с охраняемыми северными природными заповедниками;
- Расширить представление о животном и растительном мире региона;
- Познакомить детей с «Красной книгой», ее значением;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей через организацию игровых и проблемных ситуации;
- Развивать умение логически излагать мысли;
- Развивать творческое воображение;
Воспитательные:
- Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
- Воспитывать любовь к «Малой Родине»;
- Содействовать воспитанию экологической культуры.
Технические средства:
Мультимедийная установка (проектор, экран), магнитофон, фонограммы песен: «Осенний вальс», «Матросский вальс».
Дидактический материал:
Дидактическая игра «Пирамида», дидактическая игра «Рассели животных»,
«Красная книга», листочек с посланием, бросовый материал, карточки с изображением правил поведения в лесу, маски деревьев, ягод.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов о природе, животном и растительном мире,
- Просматривание иллюстраций о животном и растительном мире Севера,
- Знакомство с «Красной книгой», «Красной книгой Архангельской области»,
- Знакомство с северным фольклором в периоды организации НОД по музыкальному воспитанию.
II. Ход:
Под музыку в зал входят дети, проходят круг и встают полукругом. (На экране мультимедийной установки меняются слайды, иллюстрирующие стихи).
Ведущий:
Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете
Лягушка, журавль, попугай и лисица,
Волк, медведь, стрекоза и синица,
Бабочки, тигры, змеи, ежи,
Львы, носороги и муравьи,
Светлые рощи, лесные дубравы,
Реки, озера, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе человек.
Ты самый умный, а значит в ответе.
За всё живое, что есть на планете.
Ведущий:
Ежегодно планета теряет безвозвратно десятки видов животных, птиц и растений. «Красная книга» разбухает от все новых и новых названий, вносимых в неё. Мы с вами не только познакомились с «Красной книгой» нашей планеты, но я вам показывала и «Красную книгу Архангельской области». Кто из вас скажет нам, что же это такое – «Красная книга»?
(идут ответы детей).
Ведущий:
Конечно! Да вот она у меня в руках! Показывает детям. Из книги выпадает листочек. Ой, что это? Да это же послание! Что бы это значило, от кого оно и кому? Прочитаем.
(На экране установки появляется изображение листа с посланием).
Послание:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я целый день.
Все в лесу мне интересно,
Каждый куст и каждый пень.
Я – веселый старичок.
Старичок – лесовичок.
Помогите мне, ребята
Одному не справиться
В заповеднике моем,
Что-то всё не ладится
(обратный адрес: Лесной заповедник)
Ведущий:
Ребята, кто из вас знает, что такое заповедник? (заслушиваются ответы детей). Кто их создает и с какой целью люди? (заслушиваются ответы детей).
Ведущий:
Правильно, ребята, заповедники создаются человеком. А точнее это работа многих людей. Человек вырубает леса, осушает болота, сооружает водохранилища, строит дороги. Все это изменяет природу и влияет на жизнь растений и животных. Их становится мало, или они исчезают совсем. Чтобы спасти исчезающие виды растений и животных, люди и создают заповедники. Заповедная земля занимает большие пространства. Заповедник – это необычный музей, созданный самой природой.
Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.
(На экране появляется слайд с изображением «Красной книги»).
Ведущий: Вспомним еще раз, что такое «Красная книга»? (Заслушиваются ответы). «Красная книга» - это сигнал опасности. Многие редкие животные, птицы, цветы занесены в «Красную книгу». Это значит, Заповеднику тоже грозит опасность!
Ну, что, ребята, поможем старичку–лесовичку. А как мы сможем ему помочь? (Заслушиваются ответы детей).
Ведущий: Вот мы с вами и составили первое правило поведения в лесу.
1 правило: Запоминать все увиденное и услышанное
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «ПОЧЕМУ»
Меж деревьями мчится,
Летит по пятам
За неведомой птицей.
Другое-
Пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою
Скок в ручеек.
«ЧТО» мышкой ныряет
Под листьями в норах,
«КТО» ищет в кустах
Притаившийся шорох,
Сидит «ОТЧЕГО»
На зелёном листке,
«КУДА» полетело верхом на жуке,
«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой
Влезло на пень…
Вопрос за вопросом
И так - целый день.
Пойдем – ка, дружок,
По тропинке, вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром
Ведущий провожает детей в путешествие по заповеднику. (На экране появляется иллюстрация с изображением тропинки). Дети двигаются «змейкой» и исполняют песню «Тропиночка». Останавливаются.
(На экране появляется картинка леса после вырубки).
Ведущий:
Вот мы добрались до заповедника.
Здесь деревья стоят
И листвой шелестят
Речки малые текут,
Птицы звонкие поют,
Хорош добрый лес, зелёный лес!
Ой, тут что- то произошло!?!
( В зале появляется Старичок - лесовичок).
Старичок-лесовичок:
Здравствуйте, детишки - девчонки и мальчишки! (Дети здороваются).
Часто сам человек по недомыслию губит природу. Если он всё уничтожит, то сам не сможет жить без чистого воздуха, чистой воды, без растений и животных, без насекомых и рыб. А какими своими действиями люди уничтожают природу, назовите, ребята? (заслушиваются ответы детей).
Что же делать? Как нам быть? Надо лес восстановить!
В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, никому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох. Давайте поиграем в игру, и я узнаю, как вы меня поняли.
Дидактическая игра «Пирамида» Задача: из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить их на модели леса по величине от самых высокорастущих до низкорослых.
(На экране появляется картинка с изображением леса). Ведущий обращает на это внимание и вместе с детьми составляет второе правило.
2 правило. Не ломать ветви деревьев.
Лесовичок: Посмотрите, ребята, как будут радоваться мои деревца, если мы их будем беречь! (выходят дети и исполняют по музыку «Танец деревьев»)
Ведущий: Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети: ничего
Ведущий: А мы должны были услышать в Заповеднике много звуков. Какие звуки мы можем услышать в заповеднике? (идут ответы детей о слышимых звуках леса).
Ведущий: Старичок-лесовичок, что творится в твоём заповеднике?
Старичок-лесовичок: Вам об этом лучше мои птички расскажут.
(Дети-птички исполняют песню под музыкальное сопровождение)
Птички:
В наш заповедник заходили
Вредные мальчишки
И из рогаток в нас стреляли
Мальчишки - сорванишки
Хотели гнезда разорить,
Но мы там будем дальше жить!
Ведущий: Дорогие птички, не обижайтесь! Без вас в заповеднике уныло! Мы обещаем «Не разорять птичьих гнёзд»
3 правило: «Не разорять птичьих гнёзд» (птички со щебетом улетают).
Лесовичок:
Птички, не улетайте! (хочет их вернуть).
Подвижная игра «Верни птичку»
(На экране появляется иллюстрация с изображением лесной поляны).
Ведущий:
Пока птичек догоняли
На полянку мы попали….
Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка».
А на солнечной полянке
Тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло,
Всюду битое стекло.
Здесь до нас уже сидели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Лесовичок:
Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится?
Дети: Много мусора, разбитое стекло, банки, бумага.
Лесовичок: Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора. Помогите мне разобрать весь этот хлам.
(Дается задание - разобрать мусор по видам. Дети разбирают мусор по материалам: пластмасса, бумага, дерево, стекло).
(На экране меняется слайд с изображением чистой лесной полянки с ягодами).
Ведущий:
Посмотрите-ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Формулирует новое правило вместе с детьми.
4 правило гласит: Не мусорить!
Ведущий: На полянке появились ягодки. Им теперь ничто не мешает расти.
(Выходят Девочки-ягодки и поют северные частушки).
Ведущий: А вот готово и 5 правило: Не рвать траву, ягоды, грибы в и заповеднике!
Лесовичок:
Такие ягодки - веселушки, что и нам захотелось в пляс пойти. Давайте, ребята, заводите хоровод (Дети танцуют «Осенний хоровод»).
Лесовичок:
Давайте сядем, отдохнём на полянке и послушаем звуки леса. Когда мы слышим эти звуки, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым звучанием леса!
Звучит музыка « Звуки леса».
Ведущий составляет новое правило.
6 правило: Не кричать, не включать громко музыку, чтобы не спугнуть обитателей заповедника.
(На экране новая картинка полянки с изображением опасных туристов).
Лесовичок:
Вы ничего, дети, не замечаете? Что-то дымком потянуло! Это, наверное, браконьеры костер разожгли! Пойду их прогоню. (Уходит)
Ведущий: Лесовичок так торопился, что оставил свою корзинку. А в ней записка: Вы ребята не скучайте, без меня вы поиграйте.
(Ведущий раздает детям коробочки с разными запахами и предлагает сыграть в новую игру). Дидактическая игра: «Угадай по запаху».
(Приходит Лесовичок, у него в руках головёшка)
Лесовичок: Всех браконьеров разогнал, но костер тушить устал! Ведущий предлагает Лесовичку сесть и отдохнуть (Лесовичок садится)
Ведущий: Что это у тебя в руках?
Лесовичок:
Если б я не успел
Лес давно уже сгорел.
Головёшку вам принес
Вот теперь мой к вам вопрос?
Я смотрю, вы поиграли?
Запахи все отгадали?
Дайте мне уже ответ
Что приятней?
Запах леса или нет
(На экране появляется картинка с изображением полянки с костром)
Ведущий и дети составляют новое правило.
7 правило: Не разжигать костры.
Ведущий: Лесовичок, а кто такие браконьеры?
Лесовичок: Это такие жестокие люди, которые в заповедниках отлавливают редких животных, ловят рыбу, уничтожают насекомых. Все живое население заповедника в страхе убежало, улетело, уплыло! Помогите мне их вернуть!
(Организовывается дидактическая игра «Рассели животных, птиц, насекомых, земноводных, рыб».
Цель игры: Закреплять знания детей о животном мире леса и водоёма. (Лесовичок загадывает загадки, дети отгадывают и выставляют фигурки на модели леса.)
- На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?... Ответ: Стрекоза.
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — красота!
А зовут её ... Ответ: Лиса
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... Ответ: Соловей
- Верещунья белобока, а зовут её...
Ответ: Сорока
- Вместо шёрстки иглы сплошь,
Враг мышей — колючий... Ответ: Ёж.
- «Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» —
Щёлкает зубами... Ответ: Щука
- Не то стойло, не то хата.
В ней скотинушка рогата.
Рожки высунуть боится.
- Не мычит и не доится.
Не корова, не коза,
Непонятно, где глаза.
Для неё прогулка — пытка!
- А зовут её... Ответ: Улитка.
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её ... Ответ: Синичка
- Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... Ответ: Пчела
- Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост — липучки!
Ты меня не проведёшь! —
Я тебя поймаю,...! Ответ: Ёрш
- Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево... Ответ: Бобры
Летом, в болоте, вы её найдёте.
- Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы Филины и... (совы)
- В овечках знает толк
Свирепый, жадный... (волк)
8 правило. Не ловить насекомых, не отлавливать мальков и лягушек, не истреблять животных и птиц. Дети составляет новое правило.
(На экране картинка леса)
Лесовичок: Замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки!
Ведущий: Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. И у нас в Архангельской области есть такие: Это Кинозерский национальный парк, Пинежский заповедник, Водлозерский национальный парк (информация сопровождается показом слайдов: заповедники Архангельской области)
Лесовичок:
Заповедник-это общий дом для растении и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Люди восхищаются красотой леса, озер, рек. Нужно бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
Ребята, помните эти слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
Ведущий: Ребята, а мы и не заметили, как в течение нашего путешествия создали «Красную книгу правил поведения в заповеднике». Давайте еще раз
вспомним эти правила.
(Дети называют 8 правил, составленных в ходе экскурсии).
Лесовичок: Спасибо вам за помощь! Ребята, вы теперь и сами можете всем рассказать что можно, а что нельзя делать в заповеднике. Вы теперь стали настоящими защитниками леса и можете меня заменить. А защитникам полагаются медали «За защиту Природы» (дарит медали). Мне пора с вами прощаться (уходит).
Ведущий:
И нам пришла пора прощаться с заповедником.
По тропиночке лесной в садик мы пойдём родной.
(под песню «Тропиночка» дети возвращаются домой, идут по залу змейкой). (Появляется на экране иллюстрация детского сада).
Ведущий: Вот мы и дома! Вот наш родной сад!
(Дети говорят по одной строке из стихотворения Е. Каргановой)
- Мы хотим, чтоб птицы пели,
- Чтоб вокруг леса шумели,
- Чтобы были голубыми небеса,
- Чтобы речка серебрилась,
- Чтобы бабочка резвилась
- И была на ягодах роса!
- Мы хотим, чтоб солнце грело,
- И березка зеленела,
- И под елкой жил смешной колючий ёж,
- Чтобы белочка скакала,
- Чтобы радуга сверкала,
- Чтобы летом лил весёлый дождь!
Ведущий: Ребята, наше путешествие по Заповеднику закончилось. Как много мы вспомнили с вами, как много узнали нового. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать кружочки на ленточках: красные – вам что-то было не понятно; желтые – вам все понятно и все понравилось, фиолетовые – вы остались не довольны. Кружочки повесьте на шею, рядом с медалями.
III. Методическая литература:
- Картушина М.Ю. Сборник конспектов, Москва: «Просвещение», 1999;
- Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1 Осень-зима. - Волгоград: «Учитель», 2007;
- Мокроусова Л. И. «Лети над Севером песня», Сборник песен. – Архангельск, 2007, фонограмма песни «Осенний вальс», «Матросский вальс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Буратино идет в школу» Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего дошкольного возраста
открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Осень золотая».
Обощение и систематизация знаний детей об осени....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Конь».
Знакомство детей с народныи творчеством....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Достопримечательности города Санкт-Петербурга».
История и культура Санкт-Петербурга....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Достопримечательности города Санкт-Петербурга».
История и культура Санкт-Петербурга....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: « Этот загадочный космос…».
Систематизация и актуализация знаний детей о космосе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст). Тема "Жигули живописные".
В данном конспекте рассматривается вопрос о патриотическом воспитании дошкольников и показано как строится и проводится работа с детьми по заданной теме.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","...