«Путешествие по реке времени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие ретроспективного и перспективного взгляда на вещи, познавательный интерес к прошлому. Содействовать становлению субъективно- ценностного отношения к рукотворному миру предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная деятельность | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
тема: «Путешествие по реке времени»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование), «Здоровье»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская
Цель :
Развитие ретроспективного и перспективного взгляда на вещи, познавательный интерес к прошлому. Содействовать становлению субъективно- ценностного отношения к рукотворному миру предметов.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека, ее эволюцию от древности до наших дней совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функцию одежды.
Развивающие:
Развивать умение анализировать и сравнивать, формулировать суждения;
.активизировать творческое воображение, обогащать словарный запас,
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к предметам одежды; уважение к труду людей, занимающихся созданием материалов, умение взаимодействовать со сверстниками.
Планируемые результаты:
Проявляет интерес к прошлому; активен в беседе об изменениях и преобразованиях одежды человека в разное время, высказывает свою точку зрения, доброжелательно беседует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; использует знакомые и новые слова в речи; интересуется изобразительной деятельностью.
Словарная работа: лен, хлопок, ткацкий станок, тутовый шелкопряд
Предварительная работа: Рассматривание одежды и примерка ; беседа по признакам назначения и функции одежды; чтение книги М.Константиновского «Как ткани ткут и нити прядут»; дидактическая игра «Знаю все профессии».
Материалы и оборудование: выставка одежды, электронная презентация «История одежды», набор предметных карточек с изображением одежды ( праздничной, спортивной, специальной), картинка с изображением тутового шелкопряда, на каждого ребенка для опыта - вата , лупа, кусочек ткани (льняной, хлопчатобумажной, шелковой), стакан с водой, демонстрационный материал лен, хлопок,
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Везде ты видишь вещи эти
Ведь в них удобно и тепло
И много их на белом свете
Но их запомнить мудрено
Эти вещи надо знать,
В них хорошо гулять и спать
Гулять и летом и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
Красивы, всем на загляденье,
-О чем мое стихотворение? (Одежда)
-Правильно, эта
загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом- одежда.
#1047;накомство с выставкой одежды
.
-Ребята я вас приглашаю на выставку одежды. (дети подходят к вешалке, рассматривают одежду)
- Кто же придумал одежду? (Человек)
-Посмотрите друг на друга, какая у вас красивая одежда! Какой бывает одежда? (, зимней, летней, осенней, нарядной, спортивной)
- Ребята, а одежда зависит от погоды? (Ответы детей) От чего еще может зависеть одежда?(От профессии человека)
3. Дидактическая игра «О чем может рассказать одежда ?»
Рассмотрите карточки с изображением людей разных профессий.
Как можно назвать всю одежду для работы? (рабочей, специальной)
Кто работает в этой одежде? (пожарный, парикмахер, строитель, врач и т д.)
-Молодцы! После работы хочется отдохнуть. Как вы любите отдыхать? (ходить в гости, заниматься спортом, и т д.) В какой одежде можно пойти в гости? (в нарядной, красивой) А в какой одежде занимаются спортом? (в спортивной)
#1044;идактическая игра «Разложи картинки» Работа в парах.
#1041;еседа о прошлом одежды.
Ребята, сегодня, я предлагаю вам отправиться на машине времени в прошлое одежды. Согласны? (Да). Тогда проходите в наш зрительный зал, закрывайте глаза. Дети открывают глаза, перед ними картинка первобытного человека в набедренной повязке из листьев.
- Наша первая остановка «Древность»
Давным - давно люди жили в пещерах, в лесу и не было у них никакой одежды, им нечем было прикрыться от ветра и дождя. Человек придумал свою первую одежду: набедренную повязку из листьев. ( Показ слайда 2)
-Мог ли долго человек носить такую одежду? (листья сохли и опадали, в доме от листьев был мусор)
- Жизнь на земле менялась, менялся и климат, становилось холоднее. Человек добыл огонь, но и он не спасал от холода. Стали люди думать, чем им прикрыться от непогоды, они не сидели без дела, охотились на диких животных. Умный человек подумал, раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо. Так появилась одежда из шкур животных. (показ слайда 3) Люди научились сшивать шкуры костяными иголками, они даже украшали свою одежду, пришивали камешки, ракушки с дырочками посередине. (показ слайда 4)
- Как вы думаете, удобная ли была одежда из шкуры животного? Почему? (Плохо держится, тяжелая, плохо сохнет. летом в ней жарко)
И в наше время люди носят одежду из шкур животных. Вы знаете, какая это одежда? (шуба, унты, шапка)
6. Физминутка..
Ох, испачкалась одежда
Мы ее не берегли
(руки к щекам, наклоны в стороны)
Обращались с ней небрежно
Мяли, пачкали в пыли
(руки за спину, топаем ногами)
Надо нам ее спасти
(руки в стороны)
И в порядок привести
(руки на пояс)
В тазик воду наливаем
Порошочку насыпаем
Всю одежду мы замочим
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
(выполняем соответствующие движения)
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках
(потянуться на носочках, руки вверх)
А пока одежда сушится
Мы попрыгаем, покружимся.
- Следующая остановка «Старина».
-Прошло много времени, прежде, чем человек научился изготовлять ткань из стебельков растения. Это был лен. (Показ слайда 5). (Показ демонстрационного материала) Люди были очень наблюдательными, они заметили, что если эти стебельки помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно. Ткань изо льна стала заменят одежду из шкур. Она была прочной, но очень дорогой. Древние египтяне и римляне носили тоги (кусок ткани, которым они обертывались вокруг тела) . (Показ слайда 6).
Педагог обматывает нескольких детей тканью.
-Удобно вам ходить? Удобно вам что-нибудь делать?
- Удобно ли было ходить в такой одежде людям? А работать? Почему? (Одежда свисала, можно запутаться и упасть)
- Манера людей одеваться менялась в зависимости от времени, в котором они живут.
- Умный человек узнал, что из растения хлопок тоже можно изготовлять одежду - хлопчатобумажную. (Показ демонстрационного материала) Человек творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани . (Показ слайда 7)
7. Познавательно- исследовательская деятельность
-Остановка «Экспериментальная»
- Давайте проведем эксперимент- перед вами….? Вата. Вата- это хлопок, только очищенный. Возьмите кусочек ваты, намочите его и скручивайте пальцами, вот так, но при этом чуть растягивайте.
- Что получается? Нить.
- Не очень ровная, но зато настоящая хлопчатобумажная нить.
- Посмотрите на ткань через увеличительное стекло. Что видите? (Нити переплетены)
#1041;еседа о возникновении тканей.
- Остановка «Наше время»
- Жизнь человека менялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Скажите какую, вязаную одежду вы знаете? Научились также делать и искусственные ткани. (Демонстрация)
- Но самое необычное из чего люди решили сшить себе одежду это- шелк. Шелковую нить прясть не надо ее прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом. (Показ иллюстрации) Эта гусеница оплетает себя тончайшей нитью и получается кокон из одной непрерывной нити. Люди собирают эти коконы и везут на фабрику, где их разматывают, и ткут тончайшую, нежную ткань, из нее шьют одежду. (рассмотрите кусочки шелка потрогайте руками)
-Посмотрите, перед вами лежат несколько лоскутков шерстяного, хлопкового, шелкового, плащевого, болоньевого, мехового материалов.
Как вы считаете, шерстяная ткань для пошива какой одежды используется? Почему? А хлопковая? Почему? И т.д. Как вы думаете, почему для пошива осенней одежды используют болоньевый или плащевой материал? Предлагаю, проверить какая промокает ткань или нет. Для этого возьмем пипетку и капнем на все ткани. Проверим сначала болоньевую ткань. Посмотрите, вода скатилась, а ткань не намокла. Предлагаю проверить другие материалы. Таким образом, сделаем вывод: какие материалы предназначены для пошива зимней одежды? Летней? Осенней?
#1055;родуктивная деятельность.
- Сейчас мы с вами отправляемся в лабораторию юных модельеров. Все вместе попробуем пофантазировать, придумать и нарисовать «Одежду будущего», а затем поделиться своими мыслями и предположениями. Пожалуйста, проходите на свои рабочие места, усаживайтесь поудобнее и приступайте к работе (дети рисуют)
#1056;ефлексия
- Замечательные работы, сохраните их. Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то нарисуйте красный кружок, если не понравилось, то - синий.
-Что для вас было самым интересным?
Какие трудности вы испытывали?
-Что бы вы хотели еще узнать? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Проект "Путешествие по реке времени"
Ознакомление дошкольников с историей жилища человека от древности до наших дней....
Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой
Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».
НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....