Занятие НОД по познавательному развитию в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шереметова Анастасия Николаевна

Тема «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта:

                1.Закрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку.

                2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

                  3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.

                 4.Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва.  

                 5.Формировать познавательную деятельность.

                 6.Развивать любознательность, связную речь, навыки экспериментирования.

                 7.Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.

                 8.Развивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.

               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznovatelnoe_razvitie_hleb_vsemu_golova.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие НОД по познавательному развитию в старшей группе.

Тема «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта:

#1047;акрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку.

2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.

#1042;вести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва.

#1060;ормировать познавательную деятельность.

#1056;азвивать любознательность, связную речь, навыки экспериментирования.

#1042;оспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.

#1056;азвивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.

Предварительная работа:

Беседы о хлебе.

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе и труде взрослых.

Рассматривание иллюстраций картин: «На пашне» Клодта, «Сеятель», «Жатва» Мясоедова, Шишкина «Рожь». Чтение с обсуждением: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», В. Куприн «Отцовское поле».

Прослушивание песен о хлебе.

Лепка их теста «Хлебобулочных изделий».

Игра «Узнай на вкус». Сюжетно ролевая игра «Маразин».

Наблюдение за последовательностью выращивания семян (ржи, пшеницы).

Экскурсия на хлебозавод.

Оборудование:

Несколько видов хлеба, колоски пшеницы, ржи, ячменя, серия картинок «Как пришел на стол хлеб», мельничка, камни для имитации жерновков, мука (ржаная, пшеничная), зерна (пшеницы, ржи, овса, просо).

Интеграция образовательных областей:

Познание.

Художественное слово.

Коммуникация. Социализация.

Труд. Физкультура. Безопасность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Восп. Сегодня занятие необычное и интересное, о чем оно узнаете из загадки:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белей,

А бывает – подгорелый,

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет.

Дети: ХЛЕБ.

Восп. Правильно хлеб, и говорить мы будем о хлебе. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб.

Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый, без него какой обед.

Хлеб наше богатство, он дает здоровье и силу людям. Но не всегда был хлеб. Послушайте его историю. (рассказывает подготовленный реденок).

«Когда и где родился хлеб».

Впервые хлеб появился на земле более 15 тысяч лет назад .Первым « хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеница, а дуб. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появилась первая мука и первый хлеб. Большой скачок в приготовлении хлеба произошел, когда человек научился добывать огонь. Зерна поджаривали на огне, затем добавляли воду. Получалась каша. Затем изобрели ручные мельницы и появился первый печеный хлеб. Прошло еще много времени и египтяне научились готовить хлеб из кислого теста, так на смену лепешкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие

пекари. Они выпекали хлеб в горшках – «КЛИБАНОСАХ». Именно от этого названия и появилось слово «ХЛЕБ».

Воспит. Вспомним пословицы о хлебе:

«Хлеб - всему голова»

«Без хлеба нет обеда»

Восп. Вспомним скороговорку:

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

(читают быстро, медленно, громко, тихо).

Восп. За ширмой что – то спрятано. Отгадайте загадку.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Дети: колосок

Стих. читает ребенок:

В кулачке у колоска

Зернышки – малышки.

В каждом зернышке

Мука, пироги и пышки.

(Рассматривание колосков различных культур и нескольких видов муки.)

Посмотрите какие разные колоски, и сколько много в них зерен. У каждого зернышка свой домик. Какой? (пузатый, колючий, шершавый). Зернышки какие? (гладкие большие и маленькие) – тактильная память.

Восп. Как называется – колосок пшеницы (пшеничный), а мука (пшеничная),

колосок ржи (ржаной), мука (ржаная), колосок ячменя (ячменный).

Посмотрите и мука разная (белая, серая). Потрогайте, какая мука (мягкая, пушистая, рассыпчатая) (тактильная память)

Пальчиковая игра «Мукомол».

Как в древности изготовляли муку?

Сначала разгрызали, затем размельчали между плоскими камнями, потом стали строить мельницы (ветряные и водяные).

Восп. Вспомним, как из зернышка вырастают колоски. (алгоритм).

Пластический этюд – превращение детей в колоски.

Восп. Посмотрите какие у нас выросли колоски, чтобы такое поле колосьев выросло, много людей старались, трудились. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.

Стих. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит».

«Сделал дело – гуляй смело».

Созрели наши колоски, куда их повезли? (на элеватор, там его просушат и очистят, затем на мельницу – для размола зерна в муку). Потом куда? (муку отвезли на хлебозавод, добавили воду, дрожжи получилось тесто, а из него изготовляют разные хлебные изделия) (выставляем картинки)

Стих. «Каравай»

Продуктивная деятельность: лепка с элементами рисования: «Хлебобулочные изделия».

СПРАВКА: «Виды хлеба разных народов».

В России пекли калачи: уральские, саратовские, московский хлеб.

На Украине – паляница, арнаут киевский, булочки дарницкие.

В Белоруссии – подовый белорусский хлеб, минский.

В Прибалтики – литовский и каунасский хлеб, булочки рижские.

В Средней Азии – лепешки, баурсаки, чаботы, шоти, тонкий лаваш….

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем !

Приложение :

Игра «Мукомол»: Мукомол, мукомол! В землю зернышко попало

Ты нам зерна молол! Прорастать на солнце стало

А теперь из муки Дождик землю поливал,

Все, что хочешь пеки! И росточек подрастал

Мишке - пышки; К свету и теплу тянулся

Зайке – сайки; И красавцем обернулся.

Для ежа отличные

Бублики пшеничные.

Стихотворение «Каравай» Погореловский С.

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый.

Словно солнцем налитой!

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал пришел.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

ЗАГАДКИ

Ходит полем Месяц – новец

Из края в край, Днем на поле блестел,

Режет черный каравай. К ночи на небо слетел.

(плуг) (серп)

Всем нужен, Овсом не кормит,

А не всякий сделает. Кнутом не гонят,

(хлеб) А как пашет, семь плугов тащит.(трактор)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены,Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(колос)

ПОСЛОВИЦЫ

«Не трудится – хлеба не добиться». «Кто не работает, тот не ест».

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе.

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"

Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Космос»

Расширять представления детей о космическом пространстве, о профессии космонавт....

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему"Правила дорожного движения".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема:" правила дорожного движения". Цель: формирование осознанно-правильного отношен...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Царство растений-грибы".

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе/Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е.В.Задачи:1. Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов...

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия-развлечения по познавательному развитию в старшей группе «ВСЯКОМУ МОЛОДЦУ РЕМЕСЛО К ЛИЦУ»

Конспект занятия-развлечения по познавательному развитию  в старшей группе...