Проект по ранней профориетации в старшей группе на тему : «Чем пахнут ремесла?».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Проект образовательной деятельности по ранней профориентации воспитанников подготовительной группы на тему :
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Выполнила: Плотникова С.Е.
2023-2024 уч.год
Содержание
- Актуальность ……………………………………………………………4
- Цель………………………………………………………………………4
- Задачи…………………………………………………………………….5
- Ожидаемый результат…………………………………………………..5
- Этапы ……………………………………………………………………6
- Таблица проекта………………………………………………………..7
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: Образовательно-позновательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный(1учебный год).
Ресурсы проекта: Элементы предметно-развивающей среды: ноутбук, дидактические пособия, энциклопедии, музыкальные колонки и т.д.
Актуальность проекта:
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено взаконе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства ипрофессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он долженстать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Углубленное изучение профессий, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями и профессиями своих родителей.Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.
Цель:Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях,создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей опрофессиях; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей иместу их работы.
Задачи:
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизникаждого человека.
Дать возможность сориентироваться в профессиях, выявить свои стремления,
желания и наклонности.
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы ивиды деятельности.
Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях в том числе своих родителей (место работы родителей, значимость труда, гордость и уважение к труду взрослых);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
-понимание детьми значения слово «профессия».
- формирование знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
-умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
-повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
После завершения проекта дошкольники смогут:
-Узнавать и называть профессии а так же место работы родителей.
-Владеть обобщающим понятием «профессия».
-Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.
-Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.
Этапы реализации:
1 этап- Подготовительный:
Постановка целей и задач.
Подбор и изучение дополнительной методической литературы.
Подбор художественной литературы для детей.
Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике.
Разработка и подбор сюжетно- ролевых игр.
2этап- Практический:
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых, разучивание стихов, отгадывание загадок.
Беседы с детьми о профессиях родителей.
Беседа с детьми о профессиях настоящего и будущего.
Знакомство с профессиями через дидактические и настольно печатные и сюжетно ролевые игры.
Просмотры презентаций, художественное творчество в свободное время по теме проекта.
Создание в группе тематической папки о профессиях.
Организация информационных стендов для родителей.
Привлечение родителей к оформлению альбома «Кем работают наши родители».
3 этап- Заключительный:
Выставка детских работ «Кем я хочу стать»
Выставка альбома «профессии наших родителей»
Формы реализации проекта: Беседы, рассматривание иллюстраций, презентации, чтение художественной литературы, дидактические игры, экскурсии, наблюде6ния.
Таблица проекта
месяц | Задачи | Формы работы | |||
Сентябрь школа |
| Сюжетно – ролевая игра «Школа»
| |||
Октябрь Сельское хозяйство | Расширить представления детей о сельском хозяйстве. - Познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями, помочь понять важность и необходимость каждой профессии (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер). -Развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека. -Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; упражнять в правильном употреблении названий сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). -Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям, присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. | Беседа на тему «Кто такой комбайнёр?» беседы: «Труд людей в селе», «Сельскохозяйственная техника», «Как трудились наши предки». Просмотр презентаций «Как появился хлеб» Чтение пословиц и поговорок о хлебе Рассматривание иллюстраций «На поле», «На ферме» Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши», Д. Кедрин «Бабье лето», Э. Успенский «Трое из Простоквашино», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня», С. Нурдквист «Переполох в огороде», сказки «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка». Сделать дидактические и настольные игры «Профессии села», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Вершки и корешки», «Что растёт в поле», «Отгадай профессию». Д/и «Поймай – скажи», Д/и «Отгадай профессию», «Отгадай орудие труда». | |||
ноябрь Деревообрабатывающее предприятие | Познакомить с профессиями: Пилорамщик, Столяр Расширить знание детей о профессиях связанных с деревообрабатывающим предприятий. | ||||
Декабрь Металлургия Металлообрабатывающие заводы | познакомить детей с профессиями людей, работающих на металлургических заводах: металлург, сталевар, сварщик, конвертерщик, разливщик, прокатчик; | «Беседа о профессии металлурга» Сюжетно – ролевая игра «Металлург»; Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Игровая деятельность · дидактическая игра «Угадай профессию»; Д/игра «Кому, что нужно для работы?», Д/игра «Собери картинку». · Игры-викторины: «Знатоки профессий»; «Спор профессионалов»; «Угадай профессию по ключевым словам». · Этюды: «Угадай, кем я хочу стать?» (подействию); «Покажи разные профессии» (сиспользованием орудий труда). · Пословицы о труде Беседа «Знакомство с различными видами выпускаемой продукции в металлургии». Чтение стихотворения Л.Яниной « Пуск завода». беседы «Кто такой металлург?», «Как развивалась металлургия» | |||
Январь РЖД | Уточнить и расширить представления детей о железнодорожном транспорте и профессиях (машинист, проводник, диспетчер, монтер пути, обходчик, осмотрщик вагонов, билетный кассир), инструментах необходимых для работы ; Развивать интерес к железнодорожным профессиям; Сформировать понимание того, что работа на железной дороге нужна и ответственна; Познакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе; Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых; Воспитывать интерес к профессии железнодорожника. | Презентация по теме «Какие бывают вагоны»; Видеоролик «Из истории развития железной дороги»; Создание альбома «Железнодорожные профессии»; Отгадывание загадок; Чтение книги С.Я. Маршака «Багаж»; Знакомство со стихотворением В. Степанова «Белый терем, зимний лес»; | |||
Февраль Банковский работник | Расширять представления детей о профессиях, связанных с банком (управляющий, консультант, кассир, секьюрити, программист); Познакомить детей с деятельностью банка (хранение, получения денег, обслуживания людей). | Беседа «Зачем человеку деньги?», «Кто работает в банке?» Дидактическая игра «Орудия труда банкира». Сюжетно-ролевая игра «Банк» Изготовление банкнот и банковских карточек. Изготовление лотерейных билетов. Рисование монет | |||
Март Конструкторское бюро | Познакомить детей с профессиями конструкторского бюро:начальник бюро, инженер- конструктор, проектировщик, дизайнер менеджер, экономист, рабочие по изготовлению, ремонтные работники , испытатели, водители. Обогащать словарь детей понятиями, связанными с конструкторской деятельностью; Побуждать создавать конструкции разной сложности с использованием различного строительного и бросового материала и использовать их в игре; Формировать представления детей о работе конструкторских бюро, технологических бюро, изобретательской деятельности; | Беседа «Что такое «Конструкторское бюро»? Сюжетно-ролевая игра «Открытие Конструкторского бюро»; Игра «определи из чего сделано» (материалами: дерево, пластмасса, железо, резина, картон); Игры на внимание «Какой части бытового прибора не хватает в рисунке?» Настольные игры: лото «Наши приборы», «Из чего состоит машина». Игры по конструированию разнообразных объектов. | |||
Апрель Шахтер | Познакомить детей с трудом шахтера, разными профессиями: машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер; Познакомить детей с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают шахтерам: горный комбайн, вагонетка, конвейер; Воспитать у детей уважения к сложному труду шахтера.
| сюжетно-ролевая игра «Шахтер». Чтение художественной литературы «Кем быть». | |||
Май Салон красоты | расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.Познакомить со специалистами салона красоты: парикмахер, визажист, косметолог, массажист, маникюрша, администратор; Раскрыть смысл деятельности специалистов салона красоты: парикмахер, визажист, косметолог, массажист, маникюрша, администратор; Обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем | Беседа: Что такое «Салон красоты?» | |||
Ландшафтный дизайнер | Познакомить детей с понятием «Ландшафтный дизайнер»; Формировать представления детей о работе ландшафтного дизайнера; Формировать представления детей о многообразии растительного мира и осознанного отношения к растениям; Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей. Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, человеку. | Беседы: о труде садовода, о цветах, насекомых. Беседа: «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Для чего человек сажает лес?» Беседа: «Жители цветочной клумбы»(о насекомых) Рассматривание иллюстраций (цветов, насекомых) Стихи, загадки, пословицы о цветах и насекомых. Чтение художественной литературы: «Золотой луг» М. Пришвин, «Желтый, белый и лиловый» Н. Павлова, «В живой комнатке» Н. Павлова. Сказка «Аленький цветочек», Ф. Губайдулина «Бэпембэ»(одуванчик, «Подснежник» Н.Павлова «Растения осенью», А.Прокофьев «Рябины», Е.Благинина «Рябина», К.Ушинский «Почему опустел лес?», Ю. Прокопович «Раненные деревья» «Ой, ты мой дубочек», «Запах волшебства», И. Токмакова «Деревья» Игры: «Собери цветок», «Что сначала что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?», «посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, наблюдение за цветами, ведение дневника наблюдений). Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение» | |||
Профессия Библиотекарь | Знакомить с трудом библиотекаря; Формировать представление детей о библиотеке; воспитывать уважение к труду работников библиотеки; | Беседа «Мои любимые книги» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу» С.Жупанин « Я - библиотекарь» Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны» Показ кукольных спектаклей Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги), «Расскажи сказку». Ремонт «больных» книжек | |||
Модельер | Расширять представления детей о работниках ателье. Развивать умение комбинировать представления, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры. Активизировать словарь детей: ателье, клиент, приемщик, модельер, выкройки, швея, Мастер по ремонту швейных машин,закройщик, лекало, мерки, шаблоны. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умение договариваться и уступать друг другу. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона. |
|
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.
3 Ильчук Н.П. Хрестоматия для детей старшего дошкольного - М.: АСТ, 1998.
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- № 10.
6. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде-М.: Просвещение,1974.
7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста– спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
9. Детство. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования . Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
10Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ. – Авт.-сост.: Бондаренко Т. М. , Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208 с
11«Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников
(Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина)
14. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1983.
15. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"
В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями....
Проект Календарно – тематического планирования в старшей группе по теме «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Календарно – тематическое планирование в старшей группы по теме: «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е....
Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: «Делаем сосульку»
Представленный материал включает в себя проект организации познавательно-исследовательской деятельности. Делая сосульку, мы расписываем содержание темы по компонента...
ОО Познавательное развитие. Проект организации поисковой деятельности в старшей группе на тему: "Свойства сахара"
Организация поисковой деятельности в ДОО...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества) 2022 год
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Конспект выступления на тему: «Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»
Конспект выступления на тему:«Представление собственного педагогического проекта в образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна пришла»...