ПРОЕКТ «Родные люди» (младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кубышина Татьяна Михайловна

С детства человек впитывает от старшего поколения мудрость, основы культуры и родной речи. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций. Проект направлен на воспитание у детей чувства уважения и любви к старшему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание семейных ценностей.914.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №9» (дошкольное отделение1)

ПРОЕКТ

«Родные люди»

(младшая группа)

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-07/1690805023_pictures-pibig-info-p-babushka-i-dedushka-risunok-instagram-78.jpg

Подготовила воспитатель:

Кубышина Т.М

2024г

Тема: «Лучшие друзья- дед, бабуленька и я»

Актуальность: 

С детства человек впитывает от старшего поколения мудрость, основы культуры и родной речи. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций. Проект направлен на воспитание у детей чувства уважения и любви к старшему поколению.

Цель проекта: формирование уважительного отношения к своей семье.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать представление детей о семье, старшем поколении, семейных и родственных отношениях;

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки общения, связную речь;

- развивать творческие и познавательные способности детей;

Воспитательные:

- воспитывать доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, любовь и уважение к близким людям;

- вызвать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, информационно-социальный.

Вид: творческий.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Время проведения: 9.10 – 13.10.2023г

Ожидаемые результаты:

- дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях;

- дети научатся проявлять заботу, толерантность, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения ;                                                                                                                - раскроются возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

Реализация проекта:

1-й этап Подготовительный

Разработка проекта:

  1. Подбор методической литературы
  2.  Выбор форм работы с детьми и родителями
  3.  Выбор основных мероприятий
  4.  Определение объема и содержания работы для внедрения проекта
  5. Определение и формулировка ожидаемых результатов

2-й этап Основной

 Организация деятельности проекта

Познавательное развитие

 Беседа «Мамина мама»

- Д/и «Угадай по описанию» 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «С бабушкой в магазин», «Семья», «В гости к бабушке»

Речевое развитие

 -Чтение художественной литературы - «Колобок», «Курочка Ряба», Л. Квитко «Бабушкины руки»

- «Рассказы о своей семье» 

- Отгадывание загадок про бабушек и дедушек

- Словесная игра «Назови ласково»

- Беседа «Мои бабушка и дедушка», «Бабушка (дедушка) – мой лучший друг»

Художественно – эстетическое развитие

 Лепка «Сушки и баранки»

- Аппликация «Репка для бабушки и дедушки»

- Свободное раскрашивание «Бабушка рядышком с дедушкой»

- Настольный театр «Репка»

- Прослушивание музыкальных произведений о бабушках и дедушках

Физическое развитие

 Подвижная игра «Наседка и цыплята»

- Пальчиковая игра «Моя семья»

 

Взаимодействие с семьей

1. Рекомендации в подборе литературы для прочтения детям.

2. Подготовка фотографий для видеопоздравления.

3. Консультация «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании»

 

3-й этап Заключительный

 

Результат проекта (практический выход)

 

Совместная деятельность родителей и детей: фотовыставка

«Лучшие друзья-дед, бабуленька и я!»

C:\Users\kubys\Desktop\20231010_123216.jpg

Приложение

Беседа с детьми: «Мои бабушка и дедушка»

 Цель: ознакомление детей с праздником - День пожилого человека.

Задачи: 

1. Учить детей выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление

2. Побуждать детей подбирать ласковые слова для своих бабушек и дедушек..

3.Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку.

Ход беседы: 

Воспитатель читает стихотворение:

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

 И солнцу золотому,

 Идут дожди вослед,

А за теплом - ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость,

Меняет человек.

Так жизнь идет по кругу,

Года спешат друг к другу,

Но радостью, надеждой Наполнен год и век.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть такой праздник «День пожилых людей», который отмечают в октябре? А кого называют пожилыми людьми? (Ответы детей). 

Воспитатель: А я вам хочу загадать загадки:

 Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки? Это наша… (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед Мой родной, любимый …(дед)

 Воспитатель: Правильно. И мы сегодня с вами, как вы уже все догадались, поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны заботиться о них. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи. Порой родители не знают о вас того, что знают они. Бабушкины руки такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо.

Я вам сейчас хочу прочитать стихотворение про бабушку:

У папы – работа.

 У мамы – работа.

У них для меня остаётся суббота.

 А бабушка дома всегда. О

на не ругает меня никогда.

 Усадит, накормит.

«Да ты не спеши,

Ну что там стряслось у тебя, расскажи».

 Я говорю, а она не перебивает,

По крупинкам гречку, сидит, перебирает.

Нам хорошо вот так вдвоём.

Без бабушки какой же дом?

 Воспитатель: А помните игры, которым вас учили бабушки, когда вы были совсем маленькие? Давайте поиграем в одну такую игру.

Ладушки – ладушки. (Хлопают в ладоши).

Где были? У бабушки.

 А у бабушки ладони

В морщинки собраны. (Показывают руки ладонями вверх).

А у бабушки ладони Добрые-предобрые. (Поглаживают ладонь о ладонь). Всё работали ладони Долгими годами. (Постукивают кулачком по ладони). Пахнут добрые ладони Щами, пирогами. (Постукивают кулачком по ладони). По кудрям тебя погладят Добрые ладони. (Гладят себя по голове).

 И с любой печалью сладят Тёплые ладони. (Обнимают себя за плечи). Ладушки-ладушки! (Хлопают в ладоши).

Где были? У бабушки!

 Воспитатель: Молодцы! У кого из вас есть дедушка?

Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.) 

Я вам сейчас прочитаю стихотворение про дедушку:

Мы с дедушкой часто гуляем вдвоём,

 Играем в машинки, и чай вместе пьём.

Он может гудеть, как большой паровоз,

И знает ответ на любой мой вопрос.

Люблю я дедулю - скажу Вам друзья,

И знаю, что дедушка любит меня.

Воспитатель: Дед, дедушка, дедуля - как ни скажи это слово - всё равно будет ласково и сердечно. О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. Воспитатель: 

Давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово».

 - Моя бабушка самая (ласковая, добрая, заботливая, хозяйственная, рукодельная и т. д.).

 - Мой дедушка самый (сильный, умелый, трудолюбивый, внимательный, весёлый и т. д).

Воспитатель: Наша беседа о любимых родственниках старшего поколения закончилась. У каждого из вас – самая лучшая бабушка и самый лучший дедушка- Воспитатель предлагает детям раскраски.

Свободное раскрашивание «Бабушка рядышком с дедушкой»

Консультация для родителей

Тема: «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании».

 «Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду».

К.Д. Ушинский

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Поэтому, отношение бабушки и дедушки к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках.

В русском быту бабушка и         дедушка испокон веков занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица.  Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

Но и в наше время членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. При этом положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим и друг к другу, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями. И создать такую атмосферу в семье, порой, под силу представителям старшего поколения.

От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет бабушек и дедушек. Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлёк к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное общественное дело.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Именно дед передаёт своему внуку навыки мужественности в самом широком смысле этого понятия.

Укрепляет отношения родных нескольких поколений и проведение праздников: Нового года, дней рождения. Организацию таких мероприятий, как правило, берут на себя бабушки. Во многих семьях существует традиция хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях с удовольствием принимают участие все члены семьи от мала до велика.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём

детстве, работе. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребёнка.

Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку - уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни. Это углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.

Но, к сожалению, нередко между разными поколениями в семье возникает конфликт. При этом, ученые подметили, что он, как правило, не затрагивает бабушек и внуков, а локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей, как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как избежать семейных дрязг, от которых страдают дети?

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя». Одно из них гласит: «Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость».

Так какие же советы, руководствуясь вышеизложенным можно дать

Молодым родителям:

  • Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.
  • Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.
  • Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.
  • Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.
  • Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

Бабушке и дедушке:

  • Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».
  • Не забывайте о том, что старость — это мудрость.
  • Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.
  • Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные люди" для первой младшей группы

Практико-ориентированный межпредметный проект в первой младшей группе по теме периода "Мой родной дом"...

Проект "Родные люди"

Проект «Родные люди» - это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.Участниками проек...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Проект «Родные люди»

Групповой проект «Родные люди» в старшей группе...

Творческий проект в 1 младшей группе "Солнышко" - "Твори добро людям!"

Данный краткосрочный проект помогает улучшить и активизировать работу с родителями, а главное установить связь между детьми, родителями и пелагогами....

Проект "Родные люди"

Проект посвященный дню пожилого желовека....