Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хасанова Диля Рузилевна

Цель: раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

Образовательные: Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Развивающие: развивать интерес и уважение к родной культуре, показать ее взаимосвязь со славянской культурой. Развивать познавательную активность, воображение, внимание, память. Развивать активный словарь детей.

 

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.miru_den_slavyanskoy_kult.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

Образовательные: Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Развивающие: развивать интерес и уважение к родной культуре, показать ее взаимосвязь со славянской культурой. Развивать познавательную активность, воображение, внимание, память. Развивать активный словарь детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: сундучок, Азбука, картинки с изображениями

Раздаточный материал: листочки на каждого ребенка, ручка.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, рассматривание книг, разучивание стихотворений и пословиц.

Словарная работа: Азбука, букварь

Методические приемы: художественное слово; вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей; взаимопроверка, поощрение и похвала детей.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.

Воспитатель: здравствуйте, дети. Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: а теперь поприветствуем друг друга.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Воспитатель: доброе утро ребята!

Дети: доброе утро.

Воспитатель: хорошо, ребята, а сейчас я вас попрошу пройти и сесть на свои места. Ноги вместе, спина прямая.

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Вы знаете, ребята, что ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Я решила вам сделать сюрприз. Ой, смотрите ребята, что это у нас тут под платочком; волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что скрывается внутри, но почему-то он не открывается. Ребята давайте все дружно произнесём волшебные слова:

Чок-чок, чок-чок,

Открывайся, сундучок!

Дети: Чок-чок, чок-чок,

Открывайся, сундучок! ( хоровые ответы детей)

(Воспитатель дует на волшебный сундучок, сундучок открывается – там Азбука.)

Воспитатель: как вы думаете, ребята, что это?

Дети: книга, Азбука( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: для чего она нужна?

Дети: дети учат по ней буквы, учатся читать( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: все буквы вместе как называются

Дети: алфавит( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, молодцы. А сейчас нам Сергей прочитает стихотворение

Сергей:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

Воспитатель: молодец, Сергей. Ребята, а как вы думаете зачем нам нужны буквы?

Дети: мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: а сейчас я вам расскажу как появились буквы, и как появилась письменность.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. А как вы думаете, легко ли было написать сообщение и доставить его по назначению на камне?

( Вывешивается картинка камня)

Дети: нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. ( Вывешивается картинка бересты)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага ( Вывешивается картинка пера и бумаги)

Вот такая история появления письменности. Еще я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий.( Вывешиваются их портреты)

Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. ( Вывешиваются 44 буквы)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита ( Вывешивается картинка первой азбуки)

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово».

А теперь, ребята давайте отдахнем.

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Воспитатель: хорошо, молодцы, садитесь на свои места, спина прямая, ноги вместе. А теперь давайте выполним следующее задание. Перед вами лежат листы бумаги, вам нужно на этих листах напечатать первую букву своего имени. Игра-задание называется «Напечатай букву», ручку мы держим правильно, тремя пальцами. Приступаем к работе. ( работа за столами)

Воспитатель: хорошо, Дарина, ты какую букву напечатала?

Дарина: я напечатала букву Д, так как мое имя начинается на Д.

Воспитатель: хорошо, Аня, ты какую букву напечатала?

Аня: я напечатала букву А, так как мое имя начинается с буквы А.

Воспитатель: ну молодцы, ребята. Смотрю все с этим заданием справились. А теперь послушайте дальше. Первая бука древнего алфавита называлась «Аз»( показывается слог) вторая - «Буки» ( показывается слог). Идем, Кирилл выходи к доске и Попробуй их сложить вместе и посмотри, что получится. ( работа у доски)

А вы дети складывайте эти слоги у себя на листочках, напоминаю ручку мы держим правильно. Спина у нас тоже прямая. Ну, Кирилл, Какое слово у нас получилось?

Кирилл: получилось слово «АЗБУКА».

Воспитатель: правильно, молодец. Ребята и вы проверьте у всех получилось это слово? И проверьте обязательно у своего соседа. ( взаимопроверка)

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения? Идем, Арина, расскажи нам пословицу.

Арина: Не пером пишут — умом.

Воспитатель: молодец, а кто еще какие пословицы знает?

Дети: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать. ( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: молодцы, дети. Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. ( Вывешивается картинка первого букваря)

Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так ( Вывешивается картинка с алфавитом)

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям ( вывешивается картинка букваря)

Послушайте стихотворение:

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: узнали, что 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры, говорили о первой азбуке и букваре, рассматривали картинки, печатали первую букву своего имени, складывали слоги. ( индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: молодцы, ребята. На этом наше занятие закончено, Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...