Конспект по окружающему миру в подготовительной группе «Весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарипова Аниса Камилевна

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года (признаки, приметы весны, жизнь птиц)

Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

Развивающие задачи: развивать художественно-образное видение, воображение и понимание  не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины  и выражения настроения и отношения к увиденному.

Воспитательные задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по окружающему миру в подготовительной группе

Тема: «Весна»

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года (признаки, приметы весны, жизнь птиц)

Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

Развивающие задачи: Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание  не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины  и выражения настроения и отношения к увиденному.

Воспитательные задачи: Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин.

Предварительная работа: чтение рассказа  В. Бианки «Синичкин календарь», Знакомство со стихотворением  Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», чтение стихотворения  А. Плещеева «Весна», разучивание загадок, примет о весне, наблюдение сезонных изменений в природе.

Оборудование и материалы: электронный носитель с песней  «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, картина Саврасова  «Грачи прилетели», заготовки для аппликации….

Ход занятия:

Разговаривать мы сегодня с вами будем о весне.

В.- К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

 О каких признаках весны вы услышали в этом стихотворении. (сугробы тают, проталины появляются).

А что значит – «верно очень теплые ноги у весны»? (весной солнце пригрева жарче и светит ярче)

С наступлением весны вся природа просыпается  и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Мы долга с вами ждали весну? Значит, какая весна? (долгожданная). В старину считали, что весна не приходит сама. Её зазывали в гости и говорили такие слова.

Весна красна!В гости просим!Приди скорей!Принеси с собой…

(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)

Давайте, ребята,  мы все вместе дружно пригласим весну.

Весна красна!В гости просим!Приди скорей!Принеси с собой…

(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)

 Мне кажется, что после нашего приглашения, солнышко засветило ярче.

С наступлением весны все кругом радуется, ликует.

Хотя нет, я слышу чей-то плачь, как будто капают слезки. Прислушайтесь, ребята.

Д.- Да это сосульки плачут.

В.- А от чего же они плачут?

Д.- Солнышко пригревает.

В.- А как называется в природе этот признак?

Д.- Капель.

В.- Вот мы с вами и назвали некоторые признаки весны (тает снег, появляются проталины, светит ярче солнце, начинается капель).

В.- А еще,  какие признаки весны вы знаете, посмотрите кругом.

Д.- прилетают птицы из теплых стран, - ребята строят для скворцов скворечники,  - появляются первые цветы,

- бегут ручьи, - на деревьях набухают почки, - на реках начинается ледокол,  - ночи становятся короче, а дни длиннее.

В.- Так и хочется рассказать стихотворение, которое мы с вами учили:

Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Светлей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.  

В.- Кто написал это стихотворение? Как оно называется?

Д.-  «Весна». Алексей  Плещеев.

В. - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Становитесь на коврик в кружок.

Игра «Весенние слова».

В моем волшебном сундучке кое-что лежит. Давайте откроем и посмотрим.  Это подснежник. Мы будем передавать его друг -дугу и при этом называть весенние слова. (теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, добрая, цветущая, молодая, пестрая).

В.- Изменения весной происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.

Медведь и еж. Что изменилось в их жизни?  (Проснулись после спячки).

Белка, заяц. Что у них в жизни  изменилось? ( Они оба весной сменили шубки - теплые на легкие).

А волка с кем можно в пару поставить?  ( с лисой, они оба охотятся на зайцев)

А еще  у зверей весной кто появляется?

Д.-  (детеныши). У медведя - медвежата, у ежа – ежата, белки – бельчата, у зайца – зайчата. У волка – волчата, у лисы – лисята.

В. Ребята, а кто из вас помнит приметы весны?

- Летит скворец – зиме конец.

- Воробьи купаются в луже – к теплу.

- Высоко плывут облака – к хорошей погоде.        

- Длинные сосульки к долгой весне.

- Дружно летят птицы весной кк большому теплу .                          

В. - А сейчас, ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами немножко поиграем.

Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и даже совы – сплюшки! Лебеди, и утки и спасибо шутке!

В.  Коль мы с вами заговорили о птицах, то кто назовет птичку, которая первая прилетает к нам?

Д.- Грач.

В.- Давайте вспомним стихотворение –загадку про грача?                       

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашни от червей,

Целый день на вскачь

А зовется птица – грач.

 А  какие еще птицы прилетают? 

Д.- ласточки, скворцы, лебеди, утки, соловьи   ….

Ребята, а как с наступлением весны поменялось поведение птиц?

Д.- С наступлением весны птицы стали более оживленными, звонко поют песни, не прячутся, все больше находятся на улице).

А почему они оживленные, чем они занимаются? Для чего им гнезда?

В.- Ребята, давайте мы с вами закроем глаза и представим, что мы в лесу сидим на полянке и слушаем пение птиц.

Звучат голоса птиц.

Вам понравилось слушать пение птиц?

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Если вы гуляете в лесу с родителями  и случайно найдете гнездо, что нужно сделать? ( Сразу тихонько отойти от него. Ведь птица боится человека и улетает от гнезда до тех по, пока человек не отойдет. Никогда не берите яйца в руки, птицы могут вообще не вернуться в гнездо.) Можно ли шуметь в лесу, ломать ветки, рвать охапки цветов? Нужно всегда помнить, что мы в лесу кто? Гости.)

 В.- А сейчас, ребята, подойдите  все к доске.

Удивительный мир природы окружает нас. Увидеть ее красоту помогают нам художники.

-Как называются картины , изображающие природу? ( пейзажи)

Мы сегодня с вами рассмотрим картину, которая называется «Грачи прилетели», а написал ее Саврасов.

- Как художник показывает нам приближение весны? ( в полях растаял снег, видны проталины, чернеет пропитанная влагой земля).

-Всмотритесь в небо. Какое оно?( небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается  сквозь серые, хмурые облака).

-Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

-как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. На то. Что оно вот-вот  «Брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег).

В. -Что сразу задерживает наш взгляд?

(Деревья с многочисленными гнездами грачей). Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)

-Что вы видите за березами, вдали на картине? ( деревню, бесконечные дали. За березами виднеется старая деревянная постройка, За постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней.

- Что же делают грачи? ( грачи суетятся, кричат, шумят, ремонтируют гнезда, клюют, ловят; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве).

Дид.игра «Кто больше увидит на картине ». Вам нужно перечислить все, что вы видите на картине.

На картине все очень обычно: старая церквушка с просторами  бесконечных русских полей, неказистые березки, на которых вьют гнезда грачи, темный тающий снег.

Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.

Сегодня мы  с вами познакомились с чудесной картиной, которая известна во всем мире.  И я думаю, что вы не пройдете равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе., а задержите свой взгляд на прекрасном, и, наверное ,  станете лучше и добрее.

Физкультминутка: Руки подняли и покачали

                                    Это – деревья в лесе.

                                    Локти согнули, кисти встряхнули –

                                    Ветер сбивает росу.

                                     Плавно руками помашем -

                                     Это  к нам птицы летят.

                                     Как они сядут, покажем,

                                     Руки сложили назад.

 Ребята, а какой сейчас месяц весны? (апрель).Какой первый, какой третий?

 В народе месяц март называют как? (протальник) – почему?

Месяц апрель называют   как? (ледолом,  снегосгон) – почему?

Месяц май – цветень. Как вы думаете, почему?

В.- Трудно представить весну без цветов.

Мы сегодня будем с вами делать первый весенний цветок – подснежник.

Дети садятся на свои места.

 Объясняю ход работы. (дети делают цветы из ватных дисков).

Готовые работы выставляются у доски. Анализ работ.

В. Ребята, за ваши знания, терпение и старание я вручаю вам медальки-солнышки.

На этом занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Весна пришла"

Цель: Развитие познавательной активности детей, формирование знаний о сезонных изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательные:·        формиро...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весна идет — весне дорогу»

Конспект НОД«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ - ДОРОГУ»Образовательная область: Формирование целостной картины мираИнтеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе Весна в лесу

Данный конспект помогает обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных.Развитие лог...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»Цель: создание условий для закрепления представления детей о характерных признаках весны и весенни...

Конспект ООД по окружающему миру для подготовительной группы "Весна"

Конспект занятия для подготовиельной группы по окружающему миру на тему "Весна"....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весна идет-весне дорогу»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе«Весна идет-весне дорогу»...