Тайна сфинксов на Египетском мосту
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по петербурговедению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_zanyatiyu_peterburg.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения совместной деятельности в формате ФОП ДО
Тема: «Тайна сфинксов на Египетском мосту».
Цель: создать условия для развития любознательности у детей, на примере проявления познавательного интереса к скульптурам «Египетского моста».
Задачи:
Воспитательные: прививать любовь к городу, как месту своего проживания; воспитывать бережное отношение к историческим постройкам города.
Развивающие: развивать связную речь, память, воображение, мышление.
Обучающие: создать условия для обогащения представлений детей об архитектурном сооружении «Египетский мост», его назначении и скульптурном убранстве, на примере скульптур «сфинксы»; рассказать о достопримечательностях, памятных местах ближайшего окружения.
Межпредметные связи: образовательные области «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Оборудование: презентационный экран, мультимедиа проектор, ноутбук; деревянный и пластмассовый конструктор.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры | Образовательные результаты |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. | Ребенок имеет представления о легендах о сказочных существах города. Ребенок отвечает на вопрос, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации. |
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - общении, познавательно-исследовательской деятельности. | Ребенок отвечает на вопрос, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации. |
Ребенок обладает развитым воображением. | 1) Ребенок продуцирует образы-ассоциации (репродуктивное воображение). 2) Ребенок создает визуальный образ на основе представлений без опоры на образец (творческое воображение). |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. | Ребенок отвечает на вопрос педагога, делает предположения, доказывает свою точку зрения. Ребенок имеет в пассивном словаре понятие «сфинкс», «грифон», «ши-цза» Ребенок использует понятие «сфинкс», «грифон», «ши-цза» в активной речи. |
Ребенок интересуется причинно-следственными связями. | Ребенок имеет представление о скульптуре «сфинкс» Египетского моста, может сделать вывод о взаимосвязи функционального назначения постройки и его скульптурного убранства. |
План:
Подготовительный этап: (рассматривание иллюстраций по теме «Мифические существа города», чтение книги Татьяны Мучник «Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга»). Проводится на неделе, предшествующей занятию.
Поисковый вопрос: «Какие тайны могут хранить сфинксы?»
Совместная деятельность:
- Основный этап. Экскурсия в прошлое «Египетского моста». Тайна, которую хранят сфинксы
- Заключительный этап.
Образовательное путешествие детей к «Египетскому мосту».
Материал к совместной деятельности: презентации по теме «Сказочные существа города», «Сфинксы Египетского моста».
Технология: критического мышления. Тип: совместная деятельность.
На экране презентация из фотографий сказочных мифических существ нашего города (Львиный мост, ши-цза, грифоны на Банковском мосту, грифоны и сфинксы на Университетской набережной, сфинксы на Египетском мосту)
Воспитатель – каких животных можно встретить на улицах нашего города?
Дети – лошади, львы.
Воспитатель – давайте послушаем об истории их создания (выступают дети с рассказом).
Воспитатель - Давайте вспомним, что за сказочные существа «живут» в нашем городе?
Дети – Грифоны, ши-цза, сфинксы.
Воспитатель – давайте послушаем об истории их создания (выступают дети с рассказом).
-Как вы думаете, это единственные
сфинксы в нашем городе?
-Почему так думаете?
-Где?
-Это были подлинные памятники или
стилизованные?
-Попробуем позже ответить на этот вопрос.
Видеоряд (петербургские сфинксы)
-Какое произвели впечатление?
-Как вы думаете, это единственные
сфинксы в нашем городе?
-Почему так думаете?
-Где?
-Это были подлинные памятники или
стилизованные?
-Попробуем позже ответить на этот вопрос.
Видеоряд (петербургские сфинксы)
-Какое произвели впечатление?
-Как вы думаете, это единственные
сфинксы в нашем городе?
-Почему так думаете?
-Где?
-Это были подлинные памятники или
стилизованные?
-Попробуем позже ответить на этот вопрос.
Видеоряд (петербургские сфинксы)
-Какое произвели впечатление?
-Как вы думаете, это единственные
сфинксы в нашем городе?
-Почему так думаете?
-Где?
-Это были подлинные памятники или
стилизованные?
-Попробуем позже ответить на этот вопрос.
Видеоряд (петербургские сфинксы)
-Какое произвели впечатление
Воспитатель - На каких животных похожи сфинксы?
Дети – Тело льва, голова человека.
Воспитатель – Давайте вспомним, что в Древнем Египте сфинкс загадывал одиноким путешественникам загадку: «скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером - на трех?
Как же они появились в нашем городе?
Дети – Их привезли из Древнего Египта.
Воспитатель - Как вы думаете, это единственные сфинксы в нашем городе?
Дети – Нет.
Воспитатель - Это настоящие скульптуры, из Древнего Египта или созданные в Санкт-Петербурге?
Дети – (ответы детей).
Воспитатель - Я нашла для вас стихотворение-загадку, оно об одном экспонате нашего удивительного города-музея:
Над Фонтанкою - рекой
Мост обрушился цепной
Но был построен новый
С надежною основой!
А то, что было век назад
В тайне сфинксы сохранят.
Воспитатель - Хотите узнать эту тайну? (иллюстрация моста на экране)
Дети – да.
«Мозговой штурм»
Воспитатель – Как вы думаете, это первый мост или уже второй по счету?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель - Что бы вы хотели узнать о нем?
Дети - (Варианты могут быть разные, в зависимости от познавательного интереса детей:
Воспитатель – Хотите узнать, из-за чего он обрушился? Откуда эти сфинксы? Почему они не похожи на других сфинксов нашего города? Почему не похожи на сфинксов из Др.Египта? Вопросов много, и сейчас мы будем узнавать ответ на каждый из них.
Воспитатель: Но перед тем, как мы отправимся с вами на поиски ответов, предлагаю поиграть в игру.
Игра со Сфинксом.
«Что ты сфинкс лежишь, молчишь?
Так загадочно глядишь!
Лучше с нами в круг вставай
И немного поиграй!»
Сфинкс: Вы хотите поиграть?
Вас я буду догонять.
А тому, кого поймаю,
Я загадку загадаю.
Воспитатель – Замечательно поиграли, теперь бы мне хотелось показать вам иллюстрации старого моста.
Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.
(показ иллюстрации первого Египетского моста)
Воспитатель - 20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 часов дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие больницу при Николаевском артиллерийском училище. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».
(Показ иллюстраций рухнувшего моста)
Воспитатель - Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.
В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов.
Почему мост рухнул – до сих пор остается загадкой, и только сфинксы Египетского моста знают правду.
(Показ иллюстраций современного моста)
Воспитатель - Сейчас мы с вами на некоторое время превратимся в инженеров - архитекторов и будем строить свой мост (на столах у детей лежит пластмассовый и деревянный конструктор, из него предлагается сделать мост). Можно сделать по подгруппам, затем сравнить.
«Устное письмо другу»
Воспитатель - Давайте представим, что у вас есть друг, который никогда не был в Санкт-Петербурге и не видел «Египетский мост». Вам нужно будет сейчас описать его, как он выглядит, как украшен. Рассказать, чем этот мост интересен.
Дети – (ответы детей).
Подведение итогов занятия.
Воспитатель - Что нового вы узнали про «Египетский мост»?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель - Смогли ли вы узнать ответы на все свои вопросы?
Дети – (ответы детей).
Прогулка к «Египетскому мосту».
Воспитатель - По желанию вы можете вместе с родителями совершить прогулку к сфинксам на Университетской набережной, либо к любым другим скульптурным и архитектурным сооружениям по предыдущей теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект диагностической образовательной ситуации "Сфинксы на страже города"
В конспекты определены задачи и критерии диагностической образовательной ситуации. К конспету прилагается мини-презентация с вопросами...
презентация по Петербурговедению для детей старшей группы "Тайны фонарей Иоанновского моста"
Презентация содержит материал для НОД по Петербурговедению в старшей группе на тему "Фонари Иоанновского моста". Каждый слайд содержит красочные фотографии и познавательный материал. В конце...
К О Н С П Е К Т в кружке «Музей и дети» на тему: «Третье чудо света – египетские пирамиды, пирамида Хеопса и Сфинкс. Путешествуем на космическом корабле». Для воспитанников старшей группы
Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.Задачи:1....
Конспект занятия: "На Египетском мосту"
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в технике фроттаж....
«ЧИЖИК-ПЫЖИК И ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ МОСТОВ»
сценарий осеннего праздника для подготовительной группы...
сценарий интерактивного путешествия по Петербургу для подготовительной группы"Чижик-Пыжик и тайны мостов"
Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма;- приобщение дошкольников к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга....
Экскурсия для детей среднего-старшего возраста «Загадка Египетского моста»
Познавательная экскурсия. Знакомимся с достопримечательностями района, в котором живем....