презентация по Петербурговедению для детей старшей группы "Тайны фонарей Иоанновского моста"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Презентация содержит материал для НОД по Петербурговедению в старшей группе на тему "Фонари Иоанновского моста". Каждый слайд содержит красочные фотографии и познавательный материал. В конце презентации есть вопросы на закрепление материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санкт-Петербург с первых дней существования располагался на нескольких островах. Что нужно было делать, чтобы перебираться с острова на остров? Летом Петр Первый плавал на своем ботике, а зимой? Правильно, в те времена зимы были суровыми, лед на реке был крепкий, можно было не только пешком ходить, но и на санях проехать. Но вот, когда лед на реках начинал таять, то ни лодки н и паромы не спасали, нужна была постоянная устойчивая переправа. Что же решили построить люди, чтобы связать между собой острова? Сегодня наша с вами история про первый мост Санкт-Петербурга и его хранителей.
Почти сразу после закладки Петропавловской крепости рабочим, которые строили крепость, потребовался мост. Ведь нужно было перевозить много материалов для строительства, и пользоваться лодками было неудобно. Необходим был мост, но необычный. Ведь это был мост, ведущий в крепость. А какие обычно бывают мосты в крепости? Чаще всего в крепость ведут подъемные мосты. Они нужны, чтобы мост служил только добрым людям, а если на крепость нападут враги, то для них переправы нет. Мост поднимают. Так вот первые два моста, которые существовали до Иоанновского , могли раздвигаться, чтобы враги не могли войти в крепость. А потом Петербург стал большим городом, враги перестали угрожать крепости, и можно было построить постоянный мост в крепость.
Постоянный мост назвали Иоанновским . Иваном (Иоанном) звали брата царя Петра Первого. У моста были каменные опоры, он стал крепким и широким. И ему, конечно, были нужны решетки и фонари. Почему на мосту нужна решетка? Почему на мосту должны быть фонари? Верно, фонари нужны, чтобы освещать мост в темное время суток.
Давным-давно люди думали, что освещать улицы необязательно. Можно, ведь ходить по ним только когда светло, а в темное время сидеть дома. В городах не было освещения. Царю Петру Первому сидеть дома, когда темно, совершенно не хотелось. И тогда что он придумал привезти в Россию?
Правильно, фонарь. Уличных фонарей тогда во всем мире было мало, и освещали они, в основном, дворцы. И вот царь решил поставить фонари по всему городу.
Для петербургского фонаря приказал царь сделать особый «костюм». Петербургский фонарь должен был иметь особое число граней. Их всегда шесть. А еще первые петербургские фонари носили полосатые костюмы (черные в белую полоску). Кто-нибудь знает, у какого сооружения в городе был такой же «наряд»? Правильно, у караульных будок. В них стражи порядка несли службу в любую погоду. Фонарь был одет так не случайно, он тоже нес службу - ограждал город от темноты и мешал плохим людям делать злые дела по ночам.
Первые фонари имели охранника – караульного солдата, но им нужен был еще один помощник – фонарщик. Ведь фонари появились тогда, когда еще не придумали электричество. Каждый вечер фонарщик наливал в фонарь льняное масло и зажигал его, а утром - … (гасил).
А еще фонарщик должен был чистить фонарь. Какие приспособления были у фонарщика, чтобы помогать фонарю освещать город? (Лестница, бутыль с маслом)
Когда фонари в городе стали уже не в диковинку, людям захотелось, чтобы фонари не только освещали, но и украшали город. Тогда проекты фонарей стали заказывать архитекторам и скульпторам. Так появились новые фонари на Иоанновском мосту. Давайте рассмотрим их. Эти фонари украшены щитами, с изображением Медузы Горгоны.
Как вы думаете, Медуза Горгона добрая или злая? Что в ее изображении наводило ужас? (У нее лицо злой женщины, а прическа состоит из множества змей. Это было страшное чудовище. Каждый, кто встречал ее взгляд, превращался в камень. Многие храбрые люди пытались победить Гормону, но безуспешно. Все они каменели от взгляда страшилища.
Греческий герой Персей догадался, как с ней справиться. Сделал он это при помощи отполированного, как зеркало, щита. Эту хитрость ему подсказала м удрая богиня Афина. Эксперимент с зеркалом. Когда Персей сражался с Медузой, он смотрел в отполированный щит на ее отражение. После того как Персей победил Медузу Горгону, он принес богине Афине свой щит, в котором отразилось страшное лицо. Поэтому часто богиню Афину изображают со щитом, на котором видна голова Медузы Горгоны (такой щит называется эгида). Такой щит служил волшебной защитой. А на фонарях Иоанновского моста щит с головой Медузы Горгоны появился для того, чтобы…
Фонарный столб сделан из пучка копий, а щит с изображением Медузы Горгоны укрепили на двух коротких мечах. Сам фонарь висит на стреле. Копье, меч, стрела… Кому могли принадлежать эти предметы? Конечно же воину. Фонарь напоминает нам о славных победах, одержанных нашими воинами.
На вершине фонарного столба сидит золотой двуглавый орел. Где вы уже видели такого орла? (герб) Почему здесь изображена эта птица?
Когда садится солнце, в городе зажигаются тысячи огней. Они освещают дворцы, улицы, мосты нашего города. Фонари спасают от тьмы красоту, и даже ночью мы можем любоваться красотой нашего города.
Сегодня вопросы задает петербургский фонарь: У фонарей Иоанновского моста 4 грани. Сколько граней у всех петербургских фонарей? 2. Кто еще изображен на фонарях Иоанновского моста? 3. Как называется профессия человека, который зажигал, гасил и ремонтировал фонари? 4. Почему нужно охранять фонари?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...
Методическая разработка по Петербурговедению для детей старшего возраста
Содержание образовательной деятельности включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. В рам...
Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающ...
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны след...
Презентация по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста "Тайна адмиралтейского кораблика"
Презентация предназначена для проведения НОД по Петербурговедению в группах старшего дошкольного возраста, для дистанционного ознакомления с данной темой, для ознакомления родителей с изучаемой темой....
мультимедийная презентация по петербурговедения для детей подготовительной группы "История кота Феникса, или были и сказки Зимнего дворца"
Соайды презентации содержат фотографии и текст плана-конспекта из учебно-методического пособия О.В. Солнцевой и Е.В.Креневой-Леонтьевой "Город - сказка, город - быль"...
Презентация "О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ФОНАРИ ИОАННОВСКОГО МОСТА"
Материал будет полезен педагогам для формирования познавательного интереса к родному городу - Санкт-Петербургу...