презентация по Петербурговедению для детей старшей группы "Тайны фонарей Иоанновского моста"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Гурьевна Кошкина

Презентация содержит материал для НОД по Петербурговедению в старшей группе на тему "Фонари Иоанновского моста". Каждый слайд содержит красочные фотографии и познавательный материал. В конце презентации есть вопросы на закрепление материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем рассказывают фонари Иоанновского моста?

Слайд 2

Санкт-Петербург с первых дней существования располагался на нескольких островах. Что нужно было делать, чтобы перебираться с острова на остров? Летом Петр Первый плавал на своем ботике, а зимой? Правильно, в те времена зимы были суровыми, лед на реке был крепкий, можно было не только пешком ходить, но и на санях проехать. Но вот, когда лед на реках начинал таять, то ни лодки н и паромы не спасали, нужна была постоянная устойчивая переправа. Что же решили построить люди, чтобы связать между собой острова? Сегодня наша с вами история про первый мост Санкт-Петербурга и его хранителей.

Слайд 3

Почти сразу после закладки Петропавловской крепости рабочим, которые строили крепость, потребовался мост. Ведь нужно было перевозить много материалов для строительства, и пользоваться лодками было неудобно. Необходим был мост, но необычный. Ведь это был мост, ведущий в крепость. А какие обычно бывают мосты в крепости? Чаще всего в крепость ведут подъемные мосты. Они нужны, чтобы мост служил только добрым людям, а если на крепость нападут враги, то для них переправы нет. Мост поднимают. Так вот первые два моста, которые существовали до Иоанновского , могли раздвигаться, чтобы враги не могли войти в крепость. А потом Петербург стал большим городом, враги перестали угрожать крепости, и можно было построить постоянный мост в крепость.

Слайд 4

Постоянный мост назвали Иоанновским . Иваном (Иоанном) звали брата царя Петра Первого. У моста были каменные опоры, он стал крепким и широким. И ему, конечно, были нужны решетки и фонари. Почему на мосту нужна решетка? Почему на мосту должны быть фонари? Верно, фонари нужны, чтобы освещать мост в темное время суток.

Слайд 5

Давным-давно люди думали, что освещать улицы необязательно. Можно, ведь ходить по ним только когда светло, а в темное время сидеть дома. В городах не было освещения. Царю Петру Первому сидеть дома, когда темно, совершенно не хотелось. И тогда что он придумал привезти в Россию?

Слайд 6

Правильно, фонарь. Уличных фонарей тогда во всем мире было мало, и освещали они, в основном, дворцы. И вот царь решил поставить фонари по всему городу.

Слайд 7

Для петербургского фонаря приказал царь сделать особый «костюм». Петербургский фонарь должен был иметь особое число граней. Их всегда шесть. А еще первые петербургские фонари носили полосатые костюмы (черные в белую полоску). Кто-нибудь знает, у какого сооружения в городе был такой же «наряд»? Правильно, у караульных будок. В них стражи порядка несли службу в любую погоду. Фонарь был одет так не случайно, он тоже нес службу - ограждал город от темноты и мешал плохим людям делать злые дела по ночам.

Слайд 8

Первые фонари имели охранника – караульного солдата, но им нужен был еще один помощник – фонарщик. Ведь фонари появились тогда, когда еще не придумали электричество. Каждый вечер фонарщик наливал в фонарь льняное масло и зажигал его, а утром - … (гасил).

Слайд 9

А еще фонарщик должен был чистить фонарь. Какие приспособления были у фонарщика, чтобы помогать фонарю освещать город? (Лестница, бутыль с маслом)

Слайд 10

Когда фонари в городе стали уже не в диковинку, людям захотелось, чтобы фонари не только освещали, но и украшали город. Тогда проекты фонарей стали заказывать архитекторам и скульпторам. Так появились новые фонари на Иоанновском мосту. Давайте рассмотрим их. Эти фонари украшены щитами, с изображением Медузы Горгоны.

Слайд 11

Как вы думаете, Медуза Горгона добрая или злая? Что в ее изображении наводило ужас? (У нее лицо злой женщины, а прическа состоит из множества змей. Это было страшное чудовище. Каждый, кто встречал ее взгляд, превращался в камень. Многие храбрые люди пытались победить Гормону, но безуспешно. Все они каменели от взгляда страшилища.

Слайд 12

Греческий герой Персей догадался, как с ней справиться. Сделал он это при помощи отполированного, как зеркало, щита. Эту хитрость ему подсказала м удрая богиня Афина. Эксперимент с зеркалом. Когда Персей сражался с Медузой, он смотрел в отполированный щит на ее отражение. После того как Персей победил Медузу Горгону, он принес богине Афине свой щит, в котором отразилось страшное лицо. Поэтому часто богиню Афину изображают со щитом, на котором видна голова Медузы Горгоны (такой щит называется эгида). Такой щит служил волшебной защитой. А на фонарях Иоанновского моста щит с головой Медузы Горгоны появился для того, чтобы…

Слайд 13

Фонарный столб сделан из пучка копий, а щит с изображением Медузы Горгоны укрепили на двух коротких мечах. Сам фонарь висит на стреле. Копье, меч, стрела… Кому могли принадлежать эти предметы? Конечно же воину. Фонарь напоминает нам о славных победах, одержанных нашими воинами.

Слайд 14

На вершине фонарного столба сидит золотой двуглавый орел. Где вы уже видели такого орла? (герб) Почему здесь изображена эта птица?

Слайд 16

Когда садится солнце, в городе зажигаются тысячи огней. Они освещают дворцы, улицы, мосты нашего города. Фонари спасают от тьмы красоту, и даже ночью мы можем любоваться красотой нашего города.

Слайд 17

Сегодня вопросы задает петербургский фонарь: У фонарей Иоанновского моста 4 грани. Сколько граней у всех петербургских фонарей? 2. Кто еще изображен на фонарях Иоанновского моста? 3. Как называется профессия человека, который зажигал, гасил и ремонтировал фонари? 4. Почему нужно охранять фонари?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.

Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...

Методическая разработка по Петербурговедению для детей старшего возраста

Содержание образовательной деятельности включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. В рам...

Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающ...

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны след...

Презентация по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста "Тайна адмиралтейского кораблика"

Презентация предназначена для проведения НОД по Петербурговедению в группах старшего дошкольного возраста, для дистанционного ознакомления с данной темой, для ознакомления родителей с изучаемой темой....

мультимедийная презентация по петербурговедения для детей подготовительной группы "История кота Феникса, или были и сказки Зимнего дворца"

Соайды презентации содержат фотографии и текст плана-конспекта из учебно-методического пособия О.В. Солнцевой и Е.В.Креневой-Леонтьевой "Город - сказка, город - быль"...

Презентация "О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ФОНАРИ ИОАННОВСКОГО МОСТА"

Материал будет полезен педагогам для формирования познавательного интереса к родному городу - Санкт-Петербургу...