Конспект НОД "Лес в жизни человека" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зинина Ирина Павловна

Расширить знания детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.  Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_les_v_zhizni_cheloveka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по экологии

для детей подготовительной группы

на тему: «ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Воспитатель: Зинина И.П.

Цель:

  1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.
  2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
  3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
  4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Материал:

- иллюстрации деревьев;

- картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;

- ветки хвойных деревьев;

- записи звуков леса;

- выставка «Дары леса»

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.

- отгадывание загадок.

- заучивание пословиц и поговорок.

- рассматривание и наблюдение за природой.

- экскурсии в лес

Ход:

Загадки: 1. Встал стеною до небес,

                    Перед нами чудо.. (лес).

                2. Весной веселит, летом холодит,    

                    Грибами, ягодами одаривает.

                    Осенью умирает, весной оживает.        

                                                                         (лес)

Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».

   - Хочешь знать, что значит лес?

   Это сосны до небес,

   Ели да осины, да кусты калины.

   Шелест листьев в синеве,

   Утром пенье птичек,

   И в некошеной траве

   Огоньки лисичек.

   Лес меняется, растёт

   Долгими годами,

   Всё живое в нём живёт,

  Вечно дружит с нами.  

- Что такое лес?  (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).

- Почему его так называют?

Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.

-Почему леса поредели?

- А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?

 Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущественные.

       - Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом,)

  - Какова роль леса в жизни человека?  (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками,

красотой природы, укрепляет своё здоровье, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины)

     Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом -  насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.

               Предлагаю закрыть глаза, послушать музыку леса и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.
- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.
                         Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

                          Ты же видишь – МЫ СВОИ.

- А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:

       Это дерево не ёлка,

       Хоть есть шишки и иголки.  

       Как колонна каждый ствол,  

       Сверху крона, как шатёр.                

                                                (сосна)

Выставляю картину «Сосновый бор»

- А как называется место, где растут одни сосны?  (сосновый бор)

- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».

 Давайте и мы подышим воздухом от сосны и поиграем в игру «У медведя во бору»

Следующую загадку загадывает ребёнок.

- Зимой и летом одним цветом.

                                                   (Ель)

- А как называется лес, где растут одни ели?  (ельник)

- А почему в ельнике так сыро и темно?  (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).  

Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить.

- У меня длинней иголки, чем у ёлки,

  Очень прямо я расту в высоту.

- А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря. Сейчас мы потрем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы.

Загадка: Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

                 Но в отличие от ёлки – опадают все иголки.

                                                                         (Лиственница)

- А чем отличается ёлка от лиственницы?

- Что используют в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу использовали при порезах и нарывах; слой, расположенный между корой и древесиной).

- А как называется лес, где растут одни ели, сосны, лиственницы? (Хвойный)

- Почему?

- Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве (угощаю детей витамином).

Загадка: Клейкие почки, зелёные листочки.

                С белой корой расту под горой.

                                                              (Берёза)

Выставляю картины с берёзовой рощей.

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.

        Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку.  Есть такая старинная загадка:

 «Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья:

 первое – от темной ночи свет (лучина),

 второе – некопаный колодец (березовый сок),

 третье – старому – здоровье (банный веник),

 четвертое – разбитому связь (береста)».

           Недаром русскую березку на Руси прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

- Как называется лес, в котором растут одни берёзы?  (березняк, берёзовая роща)

- Что весной собирают с деревьев берёзы?  (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких).

- После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

 ( залепить смолой сосны или пластилином).

- Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей.

                                         (дуб)

- А как вы догадались? Правильно у этого дерева толстый, коряжистый необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, силы и крепости.

  - Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)

- Почему?

- А смешанный лес – это какой? (В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).

- Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

- Как вы думаете, понимают животные друг друга?

- Смогут ли они прожить без леса? Почему?

- А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда?   (человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).

-  Тогда давайте попрощаемся с лесом и отправимся на выставку «Дары леса», где мы увидим всё, что даёт нам лес.  
- Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

А вот мы и на выставке «Дары леса»

  1. Бумажно-картонные изделия из ели;
  2. Заготовки грибов и ягод;
  3. Предметы из дерева.

      - Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно лёгкое и удобное в обработке. Мы ходим по деревянному полу, покрытыми досками, открываем и закрываем двери и окна из дерева, сидим на деревянных стульях, сидим за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Из древесины делают различные предметы, посуду, игрушки, дома и бумагу. И поэтому мы должны беречь деревянные изделия и экономить чистую бумагу.

- Но прежде чем всё это сделать, кто же валит лес? (Лесорубы. Они валят деревья, обрубают ветки и вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий цех, завод. Где их распиливают на доски, брус разных размеров, а потом из них строят дома, заборы, мебель.

       Лес  – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лесник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес  был чистым следит за тем, чтобы  люди  не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес  умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы заботимся сами о себе.

Вспомним пословицы:

1.Много леса – не губи

   Мало леса – береги,
  Нет леса – посади.

 2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
    - А сейчас давайте  вспомним
 правила, которые мы должны запомнить и не забывать, придя в  лес.  Я вам буду показывать карточки, а вы по очереди будете рассказывать какое правило обозначено на них.

        – Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.
         Очень важно беречь лес, и его жителей.

         Дерево, трава, цветок и птица,

         Не всегда умеют защититься.

         Если будут уничтожены они,

         На планете мы останемся одни.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле....

Конспект "Права человека" (подготовительная группа)

В ходе проведения НОД продолжаем знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме....

"Непосредственно образовательная деятельность по экологии. Тема: «Лес в жизни человека» (подготовительная группа)

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека; обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Воспитывать бережное отношение к лесу, закладывать основ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию естественно-научных представлений по здоровьесберегающим технологиям на тему "Зачем человеку кожа?"

Цель : познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.Образовательные задачи:1.     Познакомит с внешним ...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Воздух в жизни человека».

Познавательное развитие: 1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.3. Развивать способности уст...

Конспект занятия по основам здорового образа жизни в подготовительной группе "Из чего состоит тело человека"

Занятие поможет сформировать у детей представления об организме человека, о своем здоровье, о строении и функциях тела....