Главные вкладки
Проект "Откуда хлеб пришел?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hleb_vsemu_golova.docx | 331.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Сакмарский детский сад «Берёзка»
Проект
старшая группа
Автор: Белова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с «Берёзка»
с. Сакмара Оренбургская область
2024 г.
Пояснительная записка:
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства.
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Эффективным средством обучения и воспитания, позволяющим закладывать в ребенка наряду с самостоятельностью, активностью, инициативностью и духовные, и нравственные начала, является метод проектов, который позволяет расширить образовательное пространство, включить в него большое количество детей и взрослых и дает возможность родителям поближе познакомиться и узнать друг друга, открыть в ребенке и в себе самом такие качества, умения, возможности, о которых раньше и не подозревали. Увлеченные темой проекта, все участники духовно сближаются, все «болеют» одним общим делом. Общий эмоциональный настрой позволяет творить чудеса.
Педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о хлебе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту.
Я предлагаю вашему вниманию проект, реализованный в нашем детском саду в старшей группе.
Тема: формирование знаний о том, как появляется хлеб, о профессиях, участвующих в этом процессе, через проектную деятельность
Проблемное поле: Слабые знания детей о том, откуда берётся хлеб. Небрежное обращение с хлебом. Как же научить детей уважать хлеб?
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Занятия; чтение художественной литературы;
- Дидактические игры; сюжетно – ролевые игры;
- Беседы; просмотр мультимедийных презентаций и мультфильмов по теме проекта;
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, содержащих информацию о соли;
- Наблюдения; опытно – экспериментальная деятельность;
- Продуктивная деятельность
- Совместная деятельность детей и их родителей; совместная деятельность родителей и педагогов.
Цель проекта: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Проектная карта | ||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | Познавательное развитие: ОД - «Берегите хлеб». Художественно – эстетическое развитие: Театрализованная деятельность по сказки «Колобок» | Физическое развитие: пальчиковые игры: «Каша в поле росла», «Мы тесто месили». | Социально- коммуникативное развитие: ОД: «Легкий хлеб» | Физическое развитие: подвижные игры: «Зернышко», «Каравай», «Едим в поле» | Физическое развитие: подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», |
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Экскурсия на кухню | Экскурсия с родителями в хлебобулочный отдел магазина (рассказы детей) | Рассматривание колосков, сравнивание при помощи лупы зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) и проба разных видов хлеба. | ||
3 | Рассказывание | Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; | Беседы: «О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу» | Экологическая беседа: «Что за чем» (как появляется росток из зерна). | Рассматривание книг, альбомов о хлебе и беседа по ним | Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». |
4 | Чтение художественной литературы | «Золотые серпы» Г. Науменко, «Как хлеб на стол пришёл» А. И. Мусатов. | «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; Дацкевич «От зерна до каравая». | «Полюшко поле» С. Романовский, В Крупин «Отцовское поле» | «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров, Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», | «Запах земли» Убайд Раджаб, А.Букалов «Как машины хлеб берегут», |
5 | Экспериментирование, моделирование | «Злаки родного края» - рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя. | Эксперимент: «Зернышко – мука» | Эксперимент «Проращивание зерна» | Замешивание теста | Выпечка изделий из муки в домашних условиях. |
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | Дидактические игры: «Что из какой муки испекли» «А какой он хлеб?»; | Сюжетно-ролевые игры : «Магазин», «Булочная». | Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел», «Золушка», «Разложи блинчик» | Д/и: «Все по полочкам». | Д/и «Что сначала, что потом», «Что нужно для работы хлебороба» |
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||
рисование | Рисование «Колосок» | |||||
аппликация | Аппликации («Хлеб, баранки, калачи вынимаем из печи») | |||||
лепка | Пластилинография «Колосок» | Лепка «Каравай» из соленого теста | ||||
конструирование | Квиллинг «Колосок» |
Планируемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Дети старшей группы | Продуктивная деятельность в процессе ОД Активное участие в беседах и играх, экспериментальной деятельности |
Воспитатели | Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова». Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе, иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды. Создание предметно-развивающей среды в группе: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: «Магазин», «Булочная», «Золушка», «Откуда хлеб пришел», «Разложи блинчики». |
Родители | Рисунки и поделки совместно с детьми на тему: «Хлеб». Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий. Привлечь родителей к изготовлению поделок из соленого теста Участие в фотовыставке «Я пеку, пеку, пеку» |
Итоговое мероприятие: фотовыставка «Я пеку, пеку, пеку»
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Выставка рисунков «Колосок»
- Конструирование в технике «квиллинг» – «Колосок»
- Стенд «Откуда хлеб пришёл?»
- Картотека дидактических игр.
- Выпечка крендельков.
- Презентация проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Состав участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Взаимодействие образовательных областей:
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Физическое развитие | Подвижные игры, изучение правил | Упражнять в умении быстро двигаться по сигналу, развивать интерес к играм-соревнованиям, развивать ловкость и быстроту, упражнять в умении давать ответ на вопрос взрослого соответствующим движением, сравнивать и классифицировать предметы по определенному признаку (сделаны из муки) |
2 | Речевое развитие | Чтение рассказов, сказок, загадок о хлебе. Беседы с детьми. | Поддержать интерес к чтению художественной литературы, развивать умение находить в тексте ответы на заранее поставленные вопросы. |
3 | Художественно-эстетическое | Изготовление поделок Прослушивание песен | Учить рисовать хлебный колосок, закреплять умение рисовать красками; Учить симметричному вырезыванию, составлять коллективную работу; закреплять умение лепить (скатывание, раскатывание, соединение деталей,,) передавая характерные особенности формы и цвета того или иного хлебного изделия( для с-р игры «Булочная»), развивать творческие способности Развивать певческие навыки в процессе разучивания новой песни , умение слушать музыкальное , произведение. обогащать музыкальные впечатления в процессе восприятия музыкального произведения |
4 | Социально-коммуникативное | Обыгрывание проблемных ситуаций | Развивать социальные навыки: учитывать интересы партнера, отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, вызвать интерес к теме игры, закрепить знания о труде пекаря, о последовательности его действий; закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Какие нужно соблюдать взрослым правила при пользовании ножом, нужно ли брать его детям и почему |
5 | Познавательное развитие | Беседы о хлебе и профессия, которые участвуют в выращивании злаковых культур | Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий. Познакомить детей с работой повара и процессом замешивания теста, вызвать интерес и уважение к труду взрослых |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Подготовить материал для изобразительной деятельности, лепки, художественную и познавательную литературу для чтения детям, атрибуты для экспериментов.
- Оформление мини-музея «От зерна до каравая» (фотографии).
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- Выполнение домашнего задания совместно с родителями приготовление выпечки.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 1 неделя (октябрь 2024г.)
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | определение уровня знаний детей по теме, постановка цели и задачи, определение методов работы, составление плана мероприятий по реализации проекта, вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему. | 07.10 - 11.10 |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. | 07.10 |
3 | Практический | Познавательное развитие: ОД - «Берегите хлеб». Художественно – эстетическое развитие: Театрализованная деятельность по сказки «Колобок» Физическое развитие: пальчиковые игры: «Каша в поле росла», «Мы тесто месили». Социально – коммуникативное развитие: ОД: «Легкий хлеб» Физическое развитие: подвижные игры: «Зернышко», «Каравай», «Едим в поле»; «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», Экскурсия на кухню Экскурсия с родителями в хлебобулочный отдел магазина (рассказы детей) Рассматривание колосков, сравнивание при помощи лупы зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) и проба разных видов хлеба. Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу» Экологическая беседа: «Что зачем» (как появляется росток из зерна). Рассматривание книг, альбомов о хлебе и беседа по ним Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». Чтение художественной литературы: «Золотые серпы» Г. Науменко, «Как хлеб на стол пришёл» А. И. Мусатов; «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; Дацкевич «От зерна до каравая»; «Полюшко поле» С. Романовский, В. Крупин «Отцовское поле»; «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров; Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»; «Запах земли» Убайд Раджаб; А.Букалов «Как машины хлеб берегут», «Злаки родного края» - рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя. Эксперимент: «Зернышко – мука» Замешивание теста Выпечка изделий из муки в домашних условиях. Дидактические игры: «Что из какой муки испекли», «А какой он хлеб?»; Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Булочная». Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел», «Золушка», «Разложи блинчик»; «Все по полочкам»; «Что сначала, что потом»; «Что нужно для работы хлебороба» Рисование «Колосок» Аппликации «Хлеб, баранки, калачи вынимаем из печи» Пластилинография «Колосок» Лепка «Каравай» из соленого теста Квиллинг «Колосок» | 07.10 - 11.10 |
4 | Презентационный | Фотовыставка «Я пеку, пеку, пеку» | 11.04. |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | 12.04. |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Образовательная деятельность | ОД «Берегите хлеб». ОД: «Легкий хлеб» | В течении проекта |
2 | Наблюдение | Рассматривание колосков, сравнивание при помощи лупы зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса) и проба разных видов хлеба. | |
3 | Экспериментирование, Моделирование | «Злаки родного края» - рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя. Эксперимент: «Зернышко – мука» Замешивание теста Эксперимент «Проращивание зерна» | |
4 | Экскурсии | Экскурсия на кухню Экскурсия с родителями в хлебобулочный отдел магазина (рассказы детей) | |
5 | Самостоятельная работа детей | Работа с дидактическими играми. Сюжетно – ролевые игры | |
6 | Взаимодействие с родителями | Исследовательская работа, беседы, консультации. Выпечка изделий из муки в домашних условиях. | |
7 | Групповое обсуждение | Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу» Экологическая беседа: «Что зачем» (как появляется росток из зерна). | |
8 | Дидактические игры | Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «А какой он хлеб?»; «Откуда хлеб пришел», «Золушка», «Разложи блинчик»; «Все по полочкам»; «Что сначала, что потом»; «Что нужно для работы хлебороба» | |
9 | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание книг, альбомов о хлебе и беседа по ним Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». | |
10 | Оформление тематических выставок | Фотовыставка «Я пеку, пеку, пеку» | |
11 | Просмотр познавательных мультфильмов | «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена; «Чудо – мельница!» русская народная сказка. | |
12 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Зернышко», «Каравай», «Едим в поле»; «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем» | |
13 | Проектная деятельность | Совместные детско – родительские проекты на заинтересовавшую ребенка тему | |
14 | Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением | «Золотые серпы» Г. Науменко, «Как хлеб на стол пришёл» А. И. Мусатов. «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; Дацкевич «От зерна до каравая». «Полюшко поле» С. Романовский, В Крупин «Отцовское поле» «Сдобный рожок» Ю. Крутогоров, Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Запах земли» Убайд Раджаб, А.Букалов «Как машины хлеб берегут», |
Список используемой литературы:
- Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
- Зимина Н.В Шедевры из соленого теста. М.: ООО ТД Издательство «Мир книги» 2009-192 с.:ил.
- Карандашева Ю.В. Как хлеб на стол попадает // Воспитателям ДОУ 2009, № 4
- Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
- Лосева Т.А Хлеб-всему голова// Логопед. 2008 № 5.
- Чурина Л.С. Украшения и поделки из соленого теста.– М.: АСТ «Полиграф» изд; СПб.: Сова, 2011-32 с.:ил
- Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
Приложение № 1
Беседа «Культура поведения за столом, культура еды»
Ход занятия:
Воспитатель: Нашу с вами беседу я хочу начать, посмотрев фрагмент из мультфильма: «Винни Пух в гостях у Кролика» (просмотр м/ф, фрагмент).
Ребята, как вы думаете, почему мы посмотрели именно этот фрагмент? О чём он? (ответы детей).
Что ещё Винни Пух делал не правильно? (Ответы детей).
О чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (Ответы детей)
Тема нашей беседы: «Культура поведения за столом, культура еды».
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Наши старшие воспитанники изучают в школе предмет: « Истории Древнего Мира», и знают из книги, что тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ножей, ни ложек. Воины, возвращавшиеся из походов, кинжалами отрезали от туши куски мяса. Громко чавкая, сопя, они ели. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.
Сервировка
Дано: скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), стаканы, вилки, ложки цветы.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.
Решение: Действие первое: на поверхность стола положить скатерть. Действие второе: если стол к обеду, на мелкую тарелку — поставь глубокую. Ножи положи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки — суповые — положи с правой стороны от тарелки, после ножа. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки — на тарелки. Цветы в вазочке украсят праздничный стол.
Красиво сервированный стол создаёт приятную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.
Вы, конечно, умеете пользоваться вилкой и салфеткой, но, между тем, вам часто взрослые делают замечания в связи с нарушениями правил поведения в столовой и за столом.
Например какие?
«Уберите локти со стола!», «Возьмите правильно ложку!», «Доешьте всё, что на тарелке!..» (ответы детей)
Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам? Ну не всё ли равно, как человек ест? Нет, не всё равно. Существуют строгие правила поведения за столом и за едой, они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами за столом.
Ситуации, которые могут возникнуть во время приёма пищи.
- Игорь сел за стол, повернулся боком, положив ногу на ногу, взял книгу и стал читать, при этом взял вилку в руки и начал есть.
За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно. Не сиди боком к столу или, положив ногу на ногу – это некрасиво (показывает, как правильно сидеть за столом).
- Позвали вас на завтрак, и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит Саша. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
- Юра, сел за стол и начал искать в хлебнице самый лучший кусок. Взяв его, откусил большой кусок хлеба. Начал разговаривать.
Из общего блюда, бери, крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь (показывает, как правильно брать хлеб).
А у нас в столовой бывают такие ситуации? Посмотрев со стороны, как это ни красиво, я надеюсь, вы больше так поступать не будите.
Стихотворение:
Аккуратно кушай хлеб –
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей, чаек, не проливая!
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем
У кого ты пищу ел.
Воспитатель: Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть хозяева увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.
На этом наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание!
Беседа «Как хлеб на стол пришел»
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника
Как называются машины, которые убирают зерно, Вы знаете? (ответы детей)
– комбайн. А профессия – комбайнер.
Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.
Вот и полный бункер зерна. К комбайну подъезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.
Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.
Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.
Беседа «Что за чем»
Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочено
Шел к тебе издалека…
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.
Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.
Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.
Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.
Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.
Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.
И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.
Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.
Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.
Приложение № 2
Конспект ОД: «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.
Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.
Подошел к нему волк, спрашивает:
- Ты что ешь?
- Хлеб, - отвечает мужик.
- А вкусный он?
- Страсть, какой вкусный!
- Дай мне попробовать.
- Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!
- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….
Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Легкий хлеб»
Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?
Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.
Воспитатель: Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.
Воспитатель: Где растет хлеб?
Дети: В поле
Воспитатель: Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: Что делают люди в поле на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.
Воспитатель: Зачем нужны людям в поле сеялки?
Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.
Воспитатель: Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель: Что за машина помогает убрать хлеб с поля?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Как называют людей, которые водят эти машины?
Дети: Комбайнеры.
Воспитатель: Куда с полей везут зерно?Дети: На элеватор.
Воспитатель: Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
Воспитатель: Что дальше происходит с зерном?
Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.
Воспитатель: Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)
Воспитатель: А что дальше?
Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Воспитатель: А кто печет хлеб?
Дети: Пекари.
Воспитатель: На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Воспитатель: Ребята, а как нужно относиться к хлебу?
Дети: Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.
Воспитатель: Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Конспект ОД «Берегите хлеб»
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе под салфеткой набор хлебобулочных изделий. В гостях у детей кукла Маша.
Воспитателя: Жила - была девочка, которая не очень хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорит: "Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд". А капризная девочка отвечает: "Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!"
Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросить. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушел из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось тоже самое. Подошла она к маме и спрашивает: "Мама, почему нет хлеба? Почему он ушел от меня?"
Вопрос детям:
- Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (ответы детей)
Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:
Мальчик, Ногою пинающий хлеб,
Мальчик, Голодных не знающий лет,
Помни, Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,За хлеб воевали
Не для того,Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда
Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Не играй с хлебом.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Приложение № 3
Сюжетно-ролевые игры
Игра «Магазин»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия);
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Ход игры:
- Куда везут хлеб, когда его испекли?
- Кто работает в магазине?
- Кто будет продавцом?
- Что делает продавец?
- Что надо для работы продавцу?
- Подготовьте магазин к открытию.
Игра «Булочная»
Цель: познакомить детей с трудом работников пекарни, формировать умение объединяться для игры, действовать в соответствии с выбранной ролью, развивать мелкую моторику, уважение к труду людей.
Задачи: Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Ход игры
Все встают в круг (это пирог или торт или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.
Приложение № 4
Дидактически игры
«Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки
«А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
«Золушка»
Цели:
- развитие мелкой моторики;
- учить различать крупы;
- учить различать цвета.
Для хранения круп используем небольшие пластиковые контейнеры с крышкой. В них мы положили рис и гречу, горох желтый и зеленый, фасоль белую и красную, макароны двух цветов. Также необходимо взять два пустых контейнера, размера чуть поменьше: в них мы разбираем крупы.
Ход игры: Разобрать все крупы по ячейкам.
«Откуда берется хлеб»
Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
«Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
«Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
«Все по полочкам»
Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон?
Цель: Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.
хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)
хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)
«Откуда хлеб пришел?»
Поиск соответствующего понятия
Где хлеб купили? — ... (В магазине.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
«Что сначала, что потом? »
На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты.
Задача: Дети должны сказать, что было до и после.
Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки – зёрнышко, комбайн, хлебозавод).
Рассказ по картинкам
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
«Слушай внимательно»
Задача: Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!
Игра со словами
- А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.
- ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
- ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
- ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
- ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
«Что — сначала, что — потом».
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.
«Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
«Назови ласково».
Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.
Хлеб -… (хлебушек);
Пирог –… (пирожок);
Калач - … (калачик);
Блин -…(блинчик);
Булка - … (булочка);
Батон - …(батончик);
Пряник - …(пряничек);
Торт - … (тортик);
Лепешка – (лепешечка);
Баранка - …(бараночка);
Ватрушка - … (ватрушечка);
Бублик - …(бубличек);
Приложение № 5
Пальчиковые игры
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Каша в поле росла»
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Приложение № 6
Подвижные игры
«Мы посеяли зерно».
Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.
Весной давно Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем вверх)
Скоро будут колоски (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора выйдут в поле трактора (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали Горки объехали. И на поле приехали!
«Блинчики»
В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами ладоней)
Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
Засыпаем всё мукой, (движение руками: жмём- жмём)
Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)
Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)
В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
И оладышки печём! (хлопаем в ладоши)
Блинчик – папе!
Блинчик – маме!
Блинчик – бабушке Наталье!
Блинчик – дедушке Кузьме!
А последний блинчик – мне!
(загибаем пальчики на одной руке на каждую строчку)
«Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Из взрослых выбирается один ведущий — Царь.
Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:
— Здравствуй, Царь.
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
— Что вы делали?
— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.
«Зернышко».
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся.
Каравай
Цель игры: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, кто произносит громко, правильно все слова».
Слова: Как на Ванин день рожденья, Испекли мы каравай.
Вот такой... Вот такой... Вот такой... Вот такой...
— Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай!
Приложение № 7
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
-Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют!
Поговорки о хлебе.
•Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом,
Режут ножом. (Хлеб)
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят. (Пирог)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное (Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки? (Лапша)
Приложение № 8
Экскурсия на кухню
Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задача. Показать детям, как повара готовят булочки
Экскурсия в хлебный магазин
Цели и задачи: Формирования бережного отношения к продуктам человеческого труда, знакомство с профессией продавца, продолжаем формировать знания по хлебобулочным продуктам.
Эксперимент: «Зернышко – мука»
Цель: показать, как можно получить муку в домашних условиях и поучаствовать в процессе превращения зерна в муку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Откуда хлеб пришел"
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...
Проект "Откуда хлеб пришёл"
Помощь педагогам в составлении проектов, в организации работы по формированию у дошкольников представлений о хлебе....
Проект «Откуда хлеб пришел»
Проект «Откуда хлеб пришел»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5533227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 448px; height: 336px; float: left;"}}]][[{"type":"me...
Проект "Откуда хлеб на стол пришел"
Цель проекта: Расширить представления детей о зерне и его произрастании, хлебе и его изготовлении; воспитать бережное отношение к хлебу, к труженикам, которые прилагают немало усилий для того, чтобы х...
презентация долгосрочного проекта: "Откуда хлеб пришел" (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба....
Проект Откуда хлеб пришел
Проект "Откуда хлеб пришел"возраст старшая и подготовительная группа...
Проект "Откуда хлеб на стол пришел"
Данный проект был реализован с детьми в процессе изучения лексической темы "Хлеб. Хлебобулочные изделия"....