ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологии»
проект (старшая группа)

Шишлова Людмила Владимировна

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovtelnyy_proekt_shishlova_lv.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский этап Всероссийского конкурса

«Педагогический дебют-2023»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством

ТРИЗ технологии»

ШИШЛОВА

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

воспитатель первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка» Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

Краснослободск, 2022

Пояснительная записка

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

В дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребёнка.

Работая в детском саду, нами  было выявлено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников.

Поскольку изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, возникла проблема, т.к. классическая педагогика предполагает, что ребёнок просто копирует или имитирует действия педагога. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя.

На основе данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: предполагалось, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ  технологии.

Образовательный проект

Определившись с темой, поставили перед собой цель: 

- создание условий для развития познавательной активности и творческого воображения детей  посредством ТРИЗ технологий.

Для достижения цели определили следующие задачи:

- учить самостоятельно добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;

- развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся;

- развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости);

- воспитывать у детей интерес к процессу познания.

И нами были предположены  результаты:

- дети могут свободно вести беседы на интересующую тему, анализировать произошедшие события, делать выводы;

- развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности;

- дети способны самостоятельно разрешать противоречия, находить выход из сложившейся ситуации;

- проявится познавательная активность детей.

Реализовывать проект планировался в три этапа.

  1. Подготовительный этап – мониторинг, обновление предметно-развивающей среды, ресурсное обеспечение.
  2. Практический этап – разработка перспективного плана, методическое обеспечение, обмен опытом, апробация методов триз.
  3. Обобщающий этап – обобщение опыта работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей, участие в конкурсах, трансляция результатов в интернет сети, мониторинг достижений детей.

Поставленную цель и задачи решали комплексно в познавательной, в художественной, игровой и других видах деятельности.

Согласно данной технологии, воспитатель  не дает готовые знания,  он учит их находить. Если ребёнок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ. Тем самым он ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Существуют различные методы и приёмы изобретательских задач (ТРИЗ).

В рамках данного проекта я хочу представить Вашему вниманию методы, которые я применяю в своей работе с детьми это, например – Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ).

В природе предметы находятся в трех состояниях – твёрдом, жидком, газообразном. Детям это можно представить при помощи метода маленьких человечков.

Человечки твёрдого вещества  крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие. Это, например, такие предметы, как камень, кирпич и т.д.Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вода, чай, молоко. Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Воздух в воздушных шарах, газ в газировке и т.д.

Вашему вниманию хочу представить картинки-схемы  чашки с горячим чаем и воздушного шара. Чашка – человечки твёрдого вещества, чай – жидкие человечки, пар – газообразные. Воздушный шар – состоит из твёрдых и газообразных человечков.

По этому методу наши  дети составляют такие схемы. (А ещё можно по данной схеме определить  заданный предмет).

Следующий метод ТРИЗ технологий Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей.

Хочу представить пособие изготовленное своими руками. Варианты игр с кругами Луллия можно использовать по всем образовательным областям, например, тематические карточки «Математика». Детям нужно  рассмотреть предложенную цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку, количество предметов, на которой соответствует этой цифре.

Нами изготовлены и другие тематические карточки, такие как «Профессии», «Животные», «Обучение грамоте».

И ещё один метод «Волшебный экран» или системный оператор. Детям, на примере стиха, я предлагаю рассмотреть какой-то предмет (например,  яблоко):

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО(объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО(функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО(подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО(надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Метод системного оператора или «Волшебный экран» очень удобен тем, что дети с помощью взрослого могут составить таблицу, рассмотрев предмет или явление целостно, и составить по ней собственный рассказ.

Вот я представила вашему вниманию только некоторые методы технологии ТРИЗ, на самом деле их очень много.

В результате использования методов ТРИЗ технологий мы провели диагностику развития интеллектуально-творческих способностей детей . Мы выявили, что показатели стали намного выше, чем в предыдущие годы (когда ТРИЗ ещё не внедрялся).

Выводы: Таким образом, результаты детей свидетельствуют о том, что разработанная комплексная система использования возможностей   технологии ТРИЗ оптимизирует образовательный процесс, в целом содействует гармонизации развития детей.

Включение в практику работы технологии ТРИЗ помогла развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.  

Риски проекта

В реализации проектов существуют некоторые риски, но в нашем педагогическом проекте риски отсутствуют. Т.к. материально-техническая база оснащена пособиями и играми сделанными своими руками. У нас работают подготовленные педагоги прошедшие курсы и вебинары по темам технологий ТРИЗ.

Мы предполагаем перспективу развития :

- повышения педагогического мастерства, дальнейшую трансляцию опыта;

- организацию работы на базе учреждения платной образовательной услуги по ТРИЗ;

- выступление детей в творческих конкурсах муниципального и областного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...