Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Cезонные изменения в жизни растений»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Софронова Екатерина Вячеславовна

Актуальность:

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.

Цель:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире растений. Дать представления о сезонных изменениях в неживой природе, происходящих на земле.

Задачи:

1.Знакомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2» городского округа Самара

Россия, 443028, г. Самара, мкр. Крутые Ключи, ул. Мира д.91

Тел.: (846) 254-81-47, e-mail:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Cезонные изменения в жизни растений»

Автор: Софронова Е.В.,

воспитатель

Самара, 2023


Актуальность:

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.

Цель:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире растений. Дать представления о сезонных изменениях в неживой природе, происходящих на земле.

Задачи:

#1047;накомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений.

#1042;оспитывать бережное отношение к природе.

#1056;азвивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.

Методы:

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты;

- словесная беседа, чтение произведений литературы: стихотворения А.Н. Плещеева «Осень наступила…», «Осенняя песенка», А.Н. Майкова «Осень», К.Д. Бальмонт «Осень», дидактическая игра «Наоборот», физкультурная минутка «Мы осенние листочки»;

- наглядные: составление общей схемы для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений:

семечко – росток - взрослое растение – цветок – плод

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну под названием «Природа». Что входит в понятие «природа»? (предполагаемые ответы детей). Давайте присядем на лужайке и послушаем, как поэты любовались природой России и создавали красивые стихотворения.

(чтение стихотворений об осени)

Русские поэты очень любили русскую осень, даже тогда, когда в конце осени погода изменилась, стало мрачно, серо. Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц.

Воспитатель: А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

Ребёнок: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся —

Это время года осенью зовётся.

(Звучит шорох листвы, лёгкого ветра).

Воспитатель: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

Предполагаемые ответы детей: На ковёр.

(Дует ветер, летят листья).

Воспитатель: Ребята, что это сейчас было?

Предполагаемые ответы детей: Листопад.

Воспитатель: А что это такое Листопад?

Предполагаемые ответы детей: На деревьях кустарников нет ни одного листочка.

Проводится физкультурная минутка "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети, приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Проведение дидактической игры «Найди такой же…». Посмотрите какой у меня в руках листок (пример: дубовый, кленовый, березовый). Давайте соберем сначала все кленовые, березовые, дубовые.

Воспитатель: А давайте создадим свой красивый, необыкновенный, ковер из осенних листьев, прикрепим их с помощью клея на ватман. (Дети создают коллаж из листьев.)

Опыт-экспериментирование «Почему растения осенью вянут?». Установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Материалы: Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Вывод: Осенью цветы вянут потому, что корни растения не переносят холодной воды, хотя воды осенью очень много - цветы вянут.

Предполагаемые ответы детей: Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут.

Опыт-экспериментирование «Как продлить лето для цветов?».

Материалы: Цветы с клумбы с частью почвы (вносятся в помещение). Дети наблюдают за изменениями цветов в помещении и на клумбе.

На клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении – продолжают цвести).

Провести опыт-эксперимент «В тепле и в холоде». Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Продукты:

1. Создание коллажа “ Ковер из осенних листьев”.

2. Составление общей схемы для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений:

семечко – росток - взрослое растение – цветок – плод.

Результаты:


Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. — 159 с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников .-М.: Творческий центр Сфера.- 188 с.
  3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
  4. Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. - №5. - С. 44-39.
  5. Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, с.
  6. Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. - Средний урал, с.
  7. Таратынова Е.А. Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- №7 .- с. 27-29
  8. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 155с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» воспитателя Светланы Валерьевны Бусло

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей логопедической группе «Лекарственные растения»    Цель: расширять представления детей о лекарственных ра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир комнатных растений»

Закрепляем знания о деревьях и кустарниках.Знакомим с комнатными растениями,которые находятся в детском саду. Расширяем и уточняем представление о комнатных растениях.Закреплятем представления о том, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...