Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Cезонные изменения в жизни растений»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность:
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.
Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.
Цель:
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире растений. Дать представления о сезонных изменениях в неживой природе, происходящих на земле.
Задачи:
1.Знакомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений.
2.Воспитывать бережное отношение к природе.
3.Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2» городского округа Самара
Россия, 443028, г. Самара, мкр. Крутые Ключи, ул. Мира д.91
Тел.: (846) 254-81-47, e-mail:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Cезонные изменения в жизни растений»
Автор: Софронова Е.В.,
воспитатель
Самара, 2023
Актуальность:
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.
Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны.
Цель:
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире растений. Дать представления о сезонных изменениях в неживой природе, происходящих на земле.
Задачи:
#1047;накомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений.
#1042;оспитывать бережное отношение к природе.
#1056;азвивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
Методы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты;
- словесная беседа, чтение произведений литературы: стихотворения А.Н. Плещеева «Осень наступила…», «Осенняя песенка», А.Н. Майкова «Осень», К.Д. Бальмонт «Осень», дидактическая игра «Наоборот», физкультурная минутка «Мы осенние листочки»;
- наглядные: составление общей схемы для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений:
семечко – росток - взрослое растение – цветок – плод
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну под названием «Природа». Что входит в понятие «природа»? (предполагаемые ответы детей). Давайте присядем на лужайке и послушаем, как поэты любовались природой России и создавали красивые стихотворения.
(чтение стихотворений об осени)
Русские поэты очень любили русскую осень, даже тогда, когда в конце осени погода изменилась, стало мрачно, серо. Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц.
Воспитатель: А какие ещё признаки осени Вам знакомы?
Ребёнок: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся —
Это время года осенью зовётся.
(Звучит шорох листвы, лёгкого ветра).
Воспитатель: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Предполагаемые ответы детей: На ковёр.
(Дует ветер, летят листья).
Воспитатель: Ребята, что это сейчас было?
Предполагаемые ответы детей: Листопад.
Воспитатель: А что это такое Листопад?
Предполагаемые ответы детей: На деревьях кустарников нет ни одного листочка.
Проводится физкультурная минутка "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети, приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Проведение дидактической игры «Найди такой же…». Посмотрите какой у меня в руках листок (пример: дубовый, кленовый, березовый). Давайте соберем сначала все кленовые, березовые, дубовые.
Воспитатель: А давайте создадим свой красивый, необыкновенный, ковер из осенних листьев, прикрепим их с помощью клея на ватман. (Дети создают коллаж из листьев.)
Опыт-экспериментирование «Почему растения осенью вянут?». Установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Материалы: Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Вывод: Осенью цветы вянут потому, что корни растения не переносят холодной воды, хотя воды осенью очень много - цветы вянут.
Предполагаемые ответы детей: Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут.
Опыт-экспериментирование «Как продлить лето для цветов?».
Материалы: Цветы с клумбы с частью почвы (вносятся в помещение). Дети наблюдают за изменениями цветов в помещении и на клумбе.
На клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении – продолжают цвести).
Провести опыт-эксперимент «В тепле и в холоде». Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Продукты:
1. Создание коллажа “ Ковер из осенних листьев”.
2. Составление общей схемы для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений:
семечко – росток - взрослое растение – цветок – плод.
Результаты:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
- Сформировались знания об уходе за растениями.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
- Дети научились воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.
Список используемой литературы:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. — 159 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников .-М.: Творческий центр Сфера.- 188 с.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
- Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. - №5. - С. 44-39.
- Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, с.
- Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. - Средний урал, с.
- Таратынова Е.А. Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- №7 .- с. 27-29
- Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 155с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".
Конспект занятия по окружающему миру с использованием современных образовательных технологий в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» воспитателя Светланы Валерьевны Бусло
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Лекарственные растения» Цель: расширять представления детей о лекарственных ра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир комнатных растений»
Закрепляем знания о деревьях и кустарниках.Знакомим с комнатными растениями,которые находятся в детском саду. Расширяем и уточняем представление о комнатных растениях.Закреплятем представления о том, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...