Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепляем знания о деревьях и кустарниках.Знакомим с комнатными растениями,которые находятся в детском саду. Расширяем и уточняем представление о комнатных растениях.Закреплятем представления о том, что для роста растений нужен свет, влага, тепло, почва.Продолжатем знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков.Развиваем речь, память, внимание, мышление.Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, желание ухаживать за растениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Кто живет на подоконнике»
Цель: воспитывать любовь к природе.
Задачи:
-закреплять знания о деревьях и кустарниках;
-расширять и уточнять представление о комнатных растениях;
-закреплять представление о том, что для роста растений нужен свет, влага, тепло, почва;
- продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков;
- учить составлять сложноподчинённые предложения;
-закреплять умение рисовать с натуры, соблюдая пропорции.
-развивать речь, память, внимание, мышление, умение работать простым карандашом с лёгким нажимом, раскрашивать акварелью (или акварелью с гуашью), чувство формы, ритма и композиции.
-воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность, желание ухаживать за растениями.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Инновационные технологии:
- Здоровье - сберегающие;
- Проектной деятельности;
- Информационно – коммуникативные;
- Личностно – ориентированные;
- Игровая.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Дышит, растёт, а ходить не может».
Дети: - Растение.
Воспитатель: - Правильно. Какие группы растений вы уже знаете?
Дети: - Деревья, кусты, цветы, трава.
Воспитатель: - Какие деревья вы знаете?
Дети: - Берёза, дуб, тополь, осина и т.д.
Воспитатель: - Для чего нужны деревья, какая польза от деревьев?
Дети: - Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые -дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.
Воспитатель: - Молодцы. Какую ещё группу растений вы знаете?
Дети: - Кустарники.
Воспитатель: - Какие кустарники вы знаете?
Дети: - Малина, смородина, крыжовник и т.д. Какая польза от кустарников? Люди используют кустарник как изгородь. Кустарники дают плоды.
Воспитатель: - А какие цветы вы еще знаете?
Дети: Садовые, полевые, луговые, лесные.
Воспитатель: – К каким растениям относятся цветы, растущие у нас в группе?
Дети: Комнатные.
Воспитатель:-Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
-Давайте поиграем в игру «Угадай, кто я».
Отгадайте загадки и покажите цветы-отгадки на подоконнике в нашей группе.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Стоит мокрый Ванек,
А в кудрях – огонек. (Бальзамин)
Бальзамин называют «огонек» за яркие красные и малиновые цветки. А еще в народе он получил шутливо- ласковое название «Ванька мокрый» за свои прозрачно- водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Это неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают желто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползёт,
С собой листья везёт. (Плющ)
Растение родом из Европы. В народе его называют вьюнок. Любит яркий свет. Поливать Плющ нужно регулярно и обильно. Зимой полив сократить, давать земле подсохнуть.
Он на ёжика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
-У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (Кактус).
Родиной кактусов считается Америка. Именно Христофор Колумб привез эти растения в Европу, чтобы показать какие «диковинки» растут за морем. Вскоре это растение быстро разошлось по континенту - кактусы являются растениями, которые легче других переносят сильную жару. Для них температура в 60 градусов считается вполне комфортной. В далекие времена иголки от кактусов использовали в медицинских целях. Ими зашивали раны, предварительно простерилизовав иглу на раскаленных углах. Многие виды кактусов используют при приготовлении еды. Поскольку кактусы являются жителями пустынь, поливать их нужно редко и обильно. Уход за кактусами в домашних условиях очень прост – достаточно их поливать вовремя, когда земля в горшке полностью высохла. Зимой поливать кактусы нужно очень умеренно, а если в помещении прохладно – то можно вообще не поливать.
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (Фикус).
На окне моём растёт,
Никогда он не цветёт.
Лекарственный, полезный,
На вкус чуть горьковат.
Лекарь наш чудесный,
Он лечит всех подряд. (Алое, столетник).
Воспитатель: - Какие ещё комнатные растения вы знаете?
Дети: - Фиалка, папоротник, декабрист и т.д.
Воспитатель: - Правильно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Вспомните, что необходимо для растений?
Дети: - Почва, вода, свет, тепло, воздух.
Воспитатель: - Растениям нужна вода – поэтому комнатные растения надо регулярно поливать. Как это надо делать? Полив — дело тонкое. Поливать растения нужно с таким расчетом, чтобы они были достаточно обеспечены влагой в период роста, и земляной ком не пересыхал в период покоя. Поскольку потребность во влажном питании различна, только понаблюдав какое-то время за каждым отдельным растением, можно определить, когда и сколько ему нужно влаги. Растениям также нужна почва – поэтому растения растут в горшках с землёй. Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на
пол или под стол?
Дети: - Растениям нужен свет.
Воспитатель: - Какое ещё условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать?
Рассуждения детей.
Воспитатель: - Чтобы воздух попадал к корням растений, нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А ещё надо регулярно протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие опрыскивать пульверизатором. Комнатным растением нужна и чистота, поэтому их надо мыть. Растения ставят в тазик, землю закрывают целлофаном. Моют растения, поливая тёплой водой, вытирая каждый листик. Кожистые листья моют мыльной водой и ополаскивают. Стараются, чтобы мыльная вода не попала на землю – корни мыла не выносят. После такой бани растения сразу позеленеют, похорошеют. Прежде чем поставить растение на окно, протирают подоконник. Растения на подоконнике размещают так, чтобы им было просторно. На каждый подоконник лучше поставить растения разной формы и величины. Красиво оформленное окно придаст праздничный вид комнате. Ребята, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки (медленно встают)
К солнцу потянулись (на носочки, руки вверх)
Солнцу улыбнулись (разводят руки, ладони вверх)
Повернут цветочки (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Развернут бутоны (соединить руки над головой)
В солнышке утонут (раскрывают ладошки-бутоны).
Воспитатель: - Отдохнули, молодцы! Ребята, вспомните, какие помощники нужны растениям, чтобы расти?
Дети: - Почва, вода, свет, тепло, воздух.
Воспитатель: - Скажите, что человеку нужно, чтобы расти?
Дети: - Человеку нужна пища.
Воспитатель: - Как вы думаете, растению нужна пища, чтобы оно росло и развивалось? Где растение возьмёт пищу? Кто знает, чем же человек может покормить растение?
Дети: - Удобрением.
Воспитатель: - Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать, и подкормку проводим минеральными удобрениями для корней, для листьев.
Игра: «Закончи предложение».
Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».
Воспитатель: - Комнатные растения нужно поливать…
Дети: - Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.
Воспитатель: - Листья на комнатных растениях нужно протирать…
Дети: - Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.
Воспитатель: - Комнатным растениям нужен солнечный свет…
Дети: - Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо расти.
Воспитатель: - Комнатные растения нужны человеку…
Дети: - Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать его дом.
Воспитатель: - А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
Дети: - Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, давайте с вами внимательно рассмотрим кактус. Назовите основные части цветка.
Воспитатель ставит перед детьми кактус.
Дети: - Толстый стебель, листья имеют форму колючек.
Воспитатель: - Где растёт кактус?
Дети: - В горшке.
Воспитатель: - А, что больше горшок или кактус?
Дети: - Кактус.
Воспитатель: - То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение. Давайте определим цвет горшка и растения.
Дети: - Горшок – коричневый, кактус – зелёный.
Воспитатель: - Вспомните приемы рисования простым карандашом. Как мы работаем простым карандашом?
Дети: - Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.
Воспитатель: - Правильно! Ребята, давайте нарисуем с натуры кактус. Лист располагаем вертикально. В нижней части альбомного листа рисуем горшок, затем округлую (овальную) форму кактуса. Нарисуйте овальные ветви на кактусе. Сверху нарисуйте круг, чтобы показать положение цветка. В круге нарисуйте цветок с четырьмя лепестками волнистыми линиями. В центре цветка нарисуйте маленький круг, от центра на лепестках покажите короткие линии. Покажите, что кактусы в земле, нарисовав в горшке волнистые линии. Колючки изобразите в виде коротких линий. Тем, кто закончит рисовать карандашом, могут приступить к разукрашиванию акварелью.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Дети приступают к работе.
В заключении, воспитатель предлагает рассмотреть все рисунки и выбрать
наиболее выразительные и самые аккуратные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, основная область «Познание» «Сказочное путешествие с Буратино»
Выявить умение узнавать и называть цифры по порядку в пределах 20. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение читать схематические изображения. Ориентироваться на листе в клетку....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Мастеров»
В процессе занятия воспитанники закрепят представления об известных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру «Путешествие в мир природы»
Цель: Обобщение и систематизация знаний: о планете Земля, характерных признаках времен года, насекомых, домашних и диких животных, деревьях и кустарниках, правилах поведения в природе. Актуализац...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Cезонные изменения в жизни растений»
Актуальность:Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.Прир...