Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" с элементами исследовательской деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное занятие для старшего дошкольного возраста с элементами исследовательской деятельности. Приложена презентация к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Волшебница вода" | 23.57 КБ |
Презентация к занятию "Волшебница вода" | 738.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.
Тема: «Волшебница вода»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать у детей знания о некоторых свойствах и особенностях воды: без цвета, прозрачная, текучая, растворяет вещества.
2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к воде;
- воспитание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, навыков самоконтроля;
- воспитание умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Методы и приемы:
наглядный - рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами
практический – экспериментирование с водой и некоторыми веществами;
словесные: беседа, отгадывание загадок.
Материал: глобус; презентация с картинками по ходу занятия; пластиковые прозрачные стаканчики по 2шт на ребёнка, формочки, кубики, термос с горячей водой; зеркало; корона для Королевы воды; зеленые галстуки; маски капелек.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной Королеве. Чтобы узнать к какой, отгадайте загадку.
«Она и в озере, она и в лужице,
она снежинками над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит,
она и в реченьке бежит, журчит…» (вода)
Правильно. Мы отправимся в гости к Королеве воды. Воспитатель произносит волшебные слова: «Раз-два, раз-два, королевой воды стану я!» (одевает на голову корону).
Королева вода: Здравствуйте дети, я Королева воды. Посмотрите, что я вам принесла? (глобус). А что такое глобус? (модель планеты Земля). Какой он формы? (круглой).
Королева вода: А кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).
Королева вода: А что обозначено желтым цветом на глобусе? (суша).
Королева вода: На глобусе больше суши или воды? (воды).
II. Основная часть
Королева вода: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? Презентация с картинками.
Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар).
Королева вода: В морях и океанах – вода соленая.
Воспитатель привлекает детей к речевой работе.
Вода в море – как называют её по-другому? Морская.
Вода в океане – …… океаническая,
Вода в реках - …… речная,
Вода в озёрах - ….. озерная,
Вода в родниках - ……родниковая
Вода в болотах - …..болотная.
Речная, озёрная, родниковая, болотная - какая это вода, в отличие от солёной, морской? (Пресная.)
А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)
Молодцы, ребята, все правильно сказали. А давайте поиграем в игру «Наоборот»
Словесная игра «Наоборот»
Ручей мелкий, а море – ……глубокое.
Ручей течет медленно, а река? (быстро)
В реке вода бежит, а в пруду? (стоит)
В роднике вода чистая, а в луже? (грязная)
В реке вода пресная, а в море? (соленая)
В колодце вода холодная, а в чайнике? (горячая)
На реке волны маленькие, а в море (большие)
Какие же вы умные ребята!
Королева вода: Дети, чтобы лучше узнать, что такое вода, нам нужно превратиться в ученых и отправиться в экологическое Научное царство. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три станем учеными мы!»
Воспитатель и дети повязывают зеленые галстуки.
Профессор: Ну что же дорогие коллеги, предлагаю вам пройти в лабораторию и провести исследование воды.
Ребята, в нашей лаборатории есть правила, которые нам необходимо выполнять:
-не шуметь - этим мы мешаем другим
-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
-слушать профессора и внимательно следить за результатами опытов
-закончив наблюдение, сделать вывод.
1 опыт!
Сейчас предлагаю определить, есть ли у воды цвет.
У вас на тарелке лежит картинка. Возьмите стаканчик с молоком и поставьте на картинку. Скажите, картинку видно? (нет) Уберите стакан с молоком и на картинку поставьте стакан с водой. А теперь картинку видно? (да)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода прозрачная, бесцветная (повторить хором с детьми)
Опыт 2!
Теперь определим, есть ли у воды вкус.
Возьмите трубочку и немного попробуйте воду из стаканчика. Вода сладкая? (нет), солёная? Может она кислая? А какая вода на вкус? Вы почувствовали? Есть у воды вкус?
Вывод: вода безвкусная (повторить хором с детьми)
Опыт 3!
Коллеги, у вас на столе лежит кубик, положите его на ладошку, скажите, кубик изменил свою форму? (нет) а как вы думаете, вода тоже как кубик может держать форму? (нет) А давайте проверим. У меня есть резиновая перчатка, я сейчас пройду, а вы перельете воду в перчатку, и посмотрим, изменила ли вода форму. Вода изменила свою форму? (да, она приняла форму перчатки, в которой находится)
Правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда или предмета, в котором находится.
Вывод: вода – жидкость (повторить хором с детьми)
Опыт 4! Самый интересный.
На столе у профессора, накрыта салфеткой, построена башня из кусочков сахара.
Посмотрите, что лежит на тарелке? (сахар)
Сейчас я покажу вам фокус возьму баночку с чистой водой, накрою ее крышкой и произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс…»
Профессор немного встряхивает воду в банке, и она окрашивается в красный цвет.
Теперь аккуратно выливаю окрашенную воду в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, как окрашенная вода проникает в сахар и смешивается с ним, что происходит с башней? (башня меняет цвет). Сначала окрасится основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, что произойдет с башней? (рухнет). Правильно, вода растворит сахар и башня рухнет.
Вывод: вода – растворитель (повторить хором с детьми)
5 опыт! Самый опасный.
- Что у меня в руках? (термос). Кто скажет, для чего нужен термос? (для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (нет). Почему? (можно обжечься). Молодцы!
-Открываю термос с горячей водой, видите, из термоса выходит пар. У меня в руках чистое, сухое зеркало. Сейчас я поднесу к горлышку термоса зеркало, и мы увидим, что же произойдет? Дети, посмотрите, что появилось на зеркале? (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии. Повторите!
Р.S. – Посмотрим, что стало с нашей башней.
Профессор: Благодарю вас мои коллеги за такую плодотворную работу в Научном царстве.
А теперь предлагаю вам превратиться в капли воды. Давайте сажем волшебные слова: «Раз-два, раз-два стану капелькою я!»
(презентация с картинками)
Капля воды: Ребята, вода существует в природе в трех состояниях. В каких? (жидком, твердом и газообразном).
-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
-А когда вода находится в жидком состоянии, то ее капельки могут двигаться и менять положение. Давайте возьмемся за руки и попробуем походить по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Капля воды: капли, нам пора возвращаться в детский сад, но чтобы вернуться нам нужно снова стать детьми. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три снова станем мы детьми!»
Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть вода? (да). Где? (в кране). Ребята, мы с вами должны беречь воду? (да) Как мы можем это сделать? (не оставлять открытым кран)
III часть. Практическая работа. Итог.
Воспитатель: Чтобы вы не забывали, как важно беречь воду, я хочу вам предложить самим сделать экологический знак «Берегите воду».
Детям раздаются круги с изображением крана, и дети изготавливают из них знаки. (образец на экране)
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?
Что вам понравилось больше всего на занятии?
Воспитатель: Мне понравилось с вами «путешествовать». Вы дружные, активные, любознательные, умеете общаться.
Давайте подарим наши знаки гостям, со словами «Берегите воду!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Море – морская вода
Океан – океаническая вода
Река – речная вода
Озеро – озёрная вода
Родник – родниковая вода
Болото – болотная вода
Водопровод – водопроводная вода
Состояния воды
Берегите воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и исследовательской деятельности в средней группе
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Галка"...
Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности на тему: "Удивительная глина".
Подвести детей к пониманию свойств глины и отличие ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.Воспитывать желание ...
Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....
Конспект НОД по лепке (с элементами исследовательской деятельности) Декоративная тарелка «Фиалка» (к проекту "Такие разные тарелки")
Лепка из соленого теста....
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...
Конспект занятия «Экологическое развитие дошкольников посредством исследовательской деятельности»
Занятие проведено для ГПО педагогов по познавательному развитию. Цель - средствами исследовательской деятельности развивать агроэкологические способности дошкольников. Дошкольники выстраивают эк...
Конспект занятия по ФЭМП с элементами театральной деятельности во второй младшей группе «Репка»
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе....