Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" с элементами исследовательской деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Даянова Светлана Эвальдтовна

Познавательное занятие для старшего дошкольного возраста с элементами исследовательской деятельности. Приложена презентация к занятию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.

Тема: «Волшебница вода»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать у детей знания о некоторых свойствах и особенностях воды: без цвета, прозрачная, текучая, растворяет вещества.

2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

3. Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к воде;

- воспитание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, навыков самоконтроля;

- воспитание умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Методы и приемы:

наглядный - рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами

практический – экспериментирование с водой и некоторыми веществами;

словесные: беседа, отгадывание загадок.

Материал: глобус; презентация с картинками по ходу занятия; пластиковые прозрачные стаканчики по 2шт на ребёнка, формочки, кубики, термос с горячей водой; зеркало; корона для Королевы воды; зеленые галстуки; маски капелек.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной Королеве. Чтобы узнать к какой, отгадайте загадку.

«Она и в озере, она и в лужице,

она снежинками над нами кружится,

она и в чайнике у нас кипит,

она и в реченьке бежит, журчит…» (вода)

Правильно. Мы отправимся в гости к Королеве воды. Воспитатель произносит волшебные слова: «Раз-два, раз-два, королевой воды стану я!» (одевает на голову корону).

Королева вода: Здравствуйте дети, я Королева воды. Посмотрите, что я вам принесла? (глобус). А что такое глобус? (модель планеты Земля). Какой он формы? (круглой).

Королева вода: А кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).

Королева вода: А что обозначено желтым цветом на глобусе? (суша).

Королева вода: На глобусе больше суши или воды? (воды).

II. Основная часть

Королева вода: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? Презентация с картинками.

 Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар).

Королева вода: В морях и океанах – вода соленая.

Воспитатель привлекает детей к речевой работе.

Вода в море  – как называют её по-другому? Морская.

Вода в океане – …… океаническая,

Вода в реках - …… речная,

Вода в озёрах - ….. озерная,

Вода в родниках - ……родниковая

Вода в болотах - …..болотная.

 Речная, озёрная, родниковая, болотная - какая это вода, в отличие от солёной, морской? (Пресная.)

А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)

Молодцы, ребята, все правильно сказали. А давайте поиграем в игру «Наоборот»

Словесная игра «Наоборот»

Ручей мелкий, а море – ……глубокое.

Ручей течет медленно, а река? (быстро)

В реке вода бежит, а в пруду? (стоит)

В роднике вода чистая, а в луже? (грязная)

В реке вода пресная, а в море? (соленая)

В колодце вода холодная, а в чайнике? (горячая)

На реке волны маленькие, а в море (большие)

Какие же вы умные ребята!

Королева вода: Дети, чтобы лучше узнать, что такое вода, нам нужно превратиться в ученых и отправиться в экологическое Научное царство. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три станем учеными мы!»

Воспитатель и дети повязывают зеленые галстуки.

Профессор: Ну что же дорогие коллеги, предлагаю вам пройти в лабораторию  и провести исследование воды.

Ребята, в нашей лаборатории есть правила, которые нам необходимо выполнять:

-не шуметь - этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать профессора и внимательно следить за результатами опытов

-закончив наблюдение, сделать вывод.

1 опыт!

Сейчас предлагаю определить, есть ли у воды цвет.

У вас на тарелке лежит картинка. Возьмите стаканчик с молоком и поставьте на картинку. Скажите, картинку видно? (нет) Уберите стакан с молоком и на картинку поставьте стакан с водой. А теперь картинку видно? (да)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода прозрачная, бесцветная (повторить хором с детьми)

Опыт 2!

Теперь определим, есть ли у воды вкус.

Возьмите трубочку и немного попробуйте воду из стаканчика. Вода сладкая? (нет), солёная? Может она кислая? А какая вода на вкус? Вы почувствовали? Есть у воды вкус?

Вывод: вода безвкусная (повторить хором с детьми)

Опыт 3!

Коллеги, у вас на столе лежит кубик, положите его на ладошку, скажите, кубик изменил свою форму? (нет) а как вы думаете, вода тоже как кубик может держать форму? (нет) А давайте проверим. У меня есть резиновая перчатка, я сейчас пройду, а вы перельете воду в перчатку, и посмотрим, изменила ли вода форму. Вода изменила свою форму? (да, она приняла форму перчатки, в которой находится)

Правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда или предмета, в котором находится.

Вывод: вода – жидкость (повторить хором с детьми)

Опыт 4! Самый интересный.

На столе у профессора, накрыта салфеткой, построена башня из кусочков сахара.

Посмотрите, что лежит на тарелке? (сахар)

Сейчас я покажу вам фокус возьму баночку с чистой водой, накрою ее крышкой и произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс…»

Профессор немного встряхивает воду в банке, и она окрашивается в красный цвет.

Теперь аккуратно выливаю окрашенную воду в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, как окрашенная вода проникает в сахар и смешивается с ним, что происходит с башней? (башня меняет цвет). Сначала окрасится основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, что произойдет с башней? (рухнет). Правильно, вода растворит сахар и башня рухнет.

Вывод: вода – растворитель (повторить хором с детьми)

5 опыт! Самый опасный.

- Что у меня в руках? (термос). Кто скажет, для чего нужен термос? (для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (нет). Почему? (можно обжечься). Молодцы!

-Открываю термос с горячей водой, видите, из термоса выходит пар. У меня в руках чистое, сухое зеркало. Сейчас я поднесу к горлышку термоса зеркало, и мы увидим, что же произойдет? Дети, посмотрите, что появилось на зеркале? (На нем появились капельки воды).

Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии. Повторите!

Р.S. – Посмотрим, что стало с нашей башней.

Профессор: Благодарю вас мои коллеги за такую плодотворную работу в Научном царстве.

А теперь предлагаю вам превратиться в капли воды. Давайте сажем волшебные слова: «Раз-два, раз-два стану капелькою я!»

(презентация с картинками)

Капля воды: Ребята, вода существует в природе в трех состояниях. В каких? (жидком, твердом и газообразном).

-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

-А когда вода находится в жидком состоянии, то ее капельки могут двигаться и менять положение. Давайте возьмемся за руки и попробуем походить по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Капля воды: капли, нам пора возвращаться в детский сад, но чтобы вернуться нам нужно снова стать детьми. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три снова станем мы детьми!»

Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть вода? (да). Где? (в кране). Ребята, мы с вами должны беречь воду? (да) Как мы можем это сделать? (не оставлять открытым кран)

III часть. Практическая работа. Итог.

Воспитатель: Чтобы вы не забывали, как важно беречь воду, я хочу вам предложить самим сделать экологический знак «Берегите воду».

Детям раздаются круги с изображением крана, и дети изготавливают из них знаки. (образец на экране)

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего на занятии?

Воспитатель: Мне понравилось с вами «путешествовать». Вы дружные, активные, любознательные, умеете общаться.

Давайте подарим наши знаки гостям, со словами «Берегите воду!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Море – морская вода

Слайд 4

Океан – океаническая вода

Слайд 5

Река – речная вода

Слайд 6

Озеро – озёрная вода

Слайд 7

Родник – родниковая вода

Слайд 8

Болото – болотная вода

Слайд 9

Водопровод – водопроводная вода

Слайд 10

Состояния воды

Слайд 11

Берегите воду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности на тему: "Удивительная глина".

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличие ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.Воспитывать желание ...

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...

Конспект занятия «Экологическое развитие дошкольников посредством исследовательской деятельности»

Занятие проведено для ГПО педагогов по познавательному развитию. Ц​ель - средствами исследовательской деятельности развивать агроэкологические способности дошкольников. Дошкольники выстраивают эк...