Конспект по познавательному развитию
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Цели.
Занятие НОД по познавательному развитию
Тема «Птицы весной», 2 младшая группа
Жижилева Л.В МДОУ № 39 «Октябрьский детский сад «Улыбка»
Образовательная:
- Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
- Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
- Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
- Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
- вызывать интерес к окружающему миру,
Воспитательная.
- Воспитывать чувство любви к родной природе;
- Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
- Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая.
- Развивать интерес к жизни птиц;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
- Развивать речь детей, обогащать их словарь;
- Учить понимать образный смысл загадок.
Развитие словаря.
- Продолжать развивать связную речь детей;
- Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- Активизировать словарь: «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают»,
«щебечут», «ласточка», «стайки воробьев».
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами во время прогулок.
- Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.
- Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».
- Загадывание загадок.
- Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
- Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.
- Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.
- Рисование «Украсим дымковскую уточку».
- Аппликация «Скворечник».
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Материал к занятию.
- Демонстрационный материал «Птицы».
- Звуковая фонограмма явление природы.
- Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
- Изображения птичьих гнезд.
Ход занятия.
- часть.
Игра «Доскажи предложение».
Воспитатель: Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла… (Весна) Какое сейчас время года? Когда наступает весна? Дети: После зимы.
Воспитатель: Послушайте, как восхищались весной поэты. (Отрывок из стихотворения А. Завальнюк «Весна».)
-Весна звенят капели Весна поют ручьи
Расцвел подснежник первый, Веселый знак весны Вернулись птицы с юга Цветут сады, шумят леса Весна, весна на свете
Все радуются ей Деревья, звери, дети Щенок и воробей.
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.
- Погода весной (какая?):
- Ручьи весной (что делают?):
- Солнце весной (какое?)
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Весной травка вырастает (какая?):
- Снег (что делает?):
- Весной птицы (что делают?):
Воспитатель: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной — это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак!
Весна! Весна!». В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает».
часть.
«Звуки и голоса природы».
Раздается стук в дверь. Входит
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я — Буратино. Шел в гости к малышам, да случайно услышал как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумал, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись «Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
часть.
«Отгадай загадку».
Буратино: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильна отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
- Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока,
А зовут ее… (сорока)
- Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
- Чик-чирик!
К зернышкам прыг! Клюй, не робей
Кто же это: (воробей)
- Не ворона, не синица Как зовется эта птица? Примостилась на суку Раздалось вокруг «ку-ку» (кукушка).
- Кто присел на толстый сук И стучит «Тук-тук, тук-тук» (дятел).
- На шесте дворец. Во дворце певец,
Как зовут его: (скворец)
После каждой правильно отгаданной загадки, Буратино вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.
Буратино: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
Буратино уходит за сувенирами.
часть.
Игра «Назови, кого не стало».
Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра «Назови, кого не стало»
- А сейчас давайте послушаем, как птицы поют. (Слушание фонограммы.)
часть.
Подвижная игра «Найди чудесную шапочку».
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти чудесные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите чудесные шапочки.
Раз, два, три,
Чудесные шапочки ищи.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
Воспитатель: Я уже вижу, что все одели чудесные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу). Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах). Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички, Птички — невелички. Весело скакали Зернышки клевали
И быстро улетали.
часть.
Игровое упражнение «Найди свой домик».
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
(на стульчиках изображение домиков птиц (гнездо, дупло, скворечник, дерево..)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец?
Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
Детям предлагают изображения четырех гнезд. Каждый ребенок занимает свое гнездо.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чем мы с вами говорили на занятие.
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас. (Смотрят, находят конфеты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Познавательное развитие (Математическое развитие) подготовительная группа.
Конкурсные материалы...
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...