Конспект по познавательному развитию
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Лариса Валентиновна Жижилева

Птицы весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vesnoy.docx120.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цели.


Занятие НОД по познавательному развитию

 Тема «Птицы весной», 2 младшая группа

Жижилева Л.В МДОУ № 39 «Октябрьский детский сад «Улыбка»

Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
  2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
  3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
  4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
  5. вызывать интерес к окружающему миру,

Воспитательная.

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
  2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
  3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая.

  1. Развивать интерес к жизни птиц;
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
  3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  4. Учить понимать образный смысл загадок.

Развитие словаря.

  1. Продолжать развивать связную речь детей;
  2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
  3. Активизировать словарь: «гнездо», «скворечник», «грач», «чирикают»,

«щебечут», «ласточка», «стайки воробьев».

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
  2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.
  3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».
  4. Загадывание загадок.
  5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
  6. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.
  7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.
  8. Рисование «Украсим дымковскую уточку».
  9. Аппликация «Скворечник».
  10. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Материал к занятию.

  1. Демонстрационный материал «Птицы».
  2. Звуковая фонограмма явление природы.
  3. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
  4. Изображения птичьих гнезд.

Ход занятия.

  1. часть.

Игра «Доскажи предложение».

Воспитатель: Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла… (Весна) Какое сейчас время года? Когда наступает весна? Дети: После зимы.

Воспитатель:        Послушайте,        как        восхищались        весной        поэты.        (Отрывок        из стихотворения А. Завальнюк «Весна».)

-Весна звенят капели Весна поют ручьи

Расцвел подснежник первый, Веселый знак весны Вернулись птицы с юга Цветут сады, шумят леса Весна, весна на свете

Все радуются ей Деревья, звери, дети Щенок и воробей.

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.

  • Погода весной (какая?):
  • Ручьи весной (что делают?):
  • Солнце весной (какое?)
  • Сосульки весной (что делают?):
  • Листочки на деревьях (что делают?):
  • Весной травка вырастает (какая?):
  • Снег (что делает?):
  • Весной птицы (что делают?):

Воспитатель: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной — это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак!

Весна! Весна!». В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает».

  1. часть.

«Звуки и голоса природы».

Раздается стук в дверь. Входит

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я — Буратино. Шел в гости к малышам, да случайно услышал как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумал, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.

Звучит музыкальная запись «Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.

После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.

  1. часть.

«Отгадай загадку».

Буратино: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильна отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.

  1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока,

А зовут ее… (сорока)

  1. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

  1. Чик-чирик!

К зернышкам прыг! Клюй, не робей

Кто же это: (воробей)

  1. Не ворона, не синица Как зовется эта птица? Примостилась на суку Раздалось вокруг «ку-ку» (кукушка).

  1. Кто присел на толстый сук И стучит «Тук-тук, тук-тук» (дятел).

  1. На шесте дворец. Во дворце певец,

Как зовут его: (скворец)

После каждой правильно отгаданной загадки, Буратино вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.

Буратино: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.

Буратино уходит за сувенирами.

  1. часть.

Игра «Назови, кого не стало».

Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Проводится игра «Назови, кого не стало»

- А сейчас давайте послушаем, как птицы поют. (Слушание фонограммы.)

  1. часть.

Подвижная игра «Найди чудесную шапочку».

Воспитатель предлагает стать детям в круг.

Воспитатель: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти чудесные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите чудесные шапочки.

Раз, два, три,

Чудесные шапочки ищи.

Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.

Воспитатель: Я уже вижу, что все одели чудесные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),

И быстро в птичку превратись!

Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?

Давайте посчитаем:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу). Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах). Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички, Птички — невелички. Весело скакали Зернышки клевали

И быстро улетали.

  1. часть.

Игровое упражнение «Найди свой домик».

Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички?

(на стульчиках изображение домиков птиц (гнездо, дупло, скворечник, дерево..)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец?

Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.

Раз, два, три

Птичка в гнездышко лети.

Детям предлагают изображения четырех гнезд. Каждый ребенок занимает свое гнездо.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чем мы с вами говорили на занятие.

Ответы детей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас. (Смотрят, находят конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...