Конспект НОД по ознакомлению с окружающем миром в средней группе на тему: «Птицы северного края».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Системетизировать знание детей о Республике Саха (Якутия). Обощить знания детей о птица, которые живут в тунде. Чтение стихотворений, рассказ о птицах, которые живут в тундре, игра "Четвертый лишний" и аппликация недостающих деталей на полярной сове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающем миром в средней группе на тему: «Птицы северного края».

Цель: формирование у детей патриотических чувств; расширение представлений о многонациональности России, систематизировать знания о Республике Саха (Якутия). Обобщить знания о птицах, которые обитают в тундре, дать представление о перелетных летних и зимующих птицах; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды, фонограмма с записью голосов птиц, карточки с изображением птиц для иры "Четверный лишний".

Ход занятия:

Играет якутская народная музыка. Начинается показ слайдов.

(Слайд 2,3)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - стерной простор.

(Слайд 4)

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат

(Слайд 5)

Один рыбак с рождения,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

(Слайд 6)

Одним мелее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, какой регион нашей страны самый большой?

Дети: Дальневосточный.

Воспитатель: А где в Дальневосточном округе находится самая большая республика и ка она называется

Дети: В Северо-восточной части Сибири находится самая большая республика - Саха (Якутия). (Слайд 7)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Какая необъятная и многонациональная наша истрана - Россия. Она тянется с востока на запад и севера на юг. Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще больше узнать о республике Саха, о птицах, которые там живут. Я знаю что, вы любите путешествовать. Предлагаю прогулку в тундру. Только одно условие вы будете экскурсоводами. Согласны! Тогда в путь!

Включается фонограмма "Голоса птиц"

Воспитатель: Чьи это голоса? Канареек? Соловьев?

Дети: Нет, у нас в тундре другие птицы живут.

Воспитатель: Расскажите мне о них например, о какой птице говорится в стихотворении О.Аксеновой?

Всю зиму, до самого лета,

В сокуй белоснежный одета

Глаза, как зеленые блюдца,

Не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит,-

Во тьме на охоту летит.

Дети: Полярная сова.

Воспитатель: Дети, кто расскажет об этой птице? (Слайд 8)

Дети: Сова - хищник. Посмотрите, какя она большая! Не боится на зайца напасть, мышей без труда схватывает своими большими когтями и острым клювом. Клюв у нее крючком вниз, чтобы с добычей легче расправлятся. Крылья короткие и сильно загнутые, чтобы летать бесшумно.

Воспитатель: И летом, и зимой полярноя сова живет в тундре? Никуда не улетает?

Дети: Нет, не улетает. Сова зимующая птица, а не перелетная.

Воспитатель: Наверное, ей скучно одной долгой полярной зимой.

Дети: Вот и нет! НЕ одна совазимует в тундре - белая куропатка тоже не улетает.

Воспитатель: Она такая маленькая. Где ей в тундре от совы спрятаться? Чем пропитаться? Все снегом покрыто. (Слайд 9)

Дети: Куропатка в снег умеет зарываться - там она корм и находит: ягоды, почки, траву. Проворная она, наша белоснежная красавица, только черные глазки на снегу заметны да клювик. А летом она меняет свои перышки на пестрые.

Воспитатель: Сама маленькая, а лапки какие?

Дети: Мохнатые - теплые, как валенки, и широкие , чтобы в снегу не проваливаться и в болоте не утонуть.

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать как кричит белая куропатка. (Голос куропатки).

Физминутка:

По тундре мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимают голову вверх)

Птички в гнездушках сидят (приседают)

Птички по небу летят (взмахивают руками)

И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте).

И никто не плачет (улыбаются).

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию. Кто расскажет об этой интересной птичке с воротничком? (Слайд 10)

Дети: Это кулик турухан. Его красивый воротничок может подниматься и опускаться. У всех куливов клюв длинный, лапки тонкие и длинные (чтобы в болоте не провалиться, перышки ржавого цвета, с серыми и черными пятнами, крылья острые и большие по сравнению с туловищем, а хвостик закругленный и небольшой).

Воспитатель: Ребята, может кто из вас знает стихотворение про кулик турухан?

Дети: Тундра весело запела:

Чук-кул-лик, ч-кул-лик.

По весне к нам прилетела

Птица пестрая - кулик.

Ноги - крючья, нос длинней,

Чем олений прут хорей. (Огдо Аксенова)

Воспитатель: Итак, кулик - птица перелетная или зимующая? Как поет кулит?

Дети: Кулик перелетная птица, т.к она не может найти себе корм.

Воспитатель: А про этих птиц я и сама могу рассказ. (Слайд 11). Это гуси, Они прилетают к нам в тундру весной, селятся в водоема. У гусей шея длинная, лапки красные. Если у уток клюв широкий и приплюснутый, для того, чтобы удобней было рыбу ловить, то гуси рыбу не ловят, они траву щиплют. Гуси выводят птенцов в тундре. Птинцы к зиме подрастают и улетают с родителями в теплые края. Люди охотятся на гусей: их пухом и перьями подушки набивают, а мясо в пищу употребляют.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поилрать в игру, которая называется "Четвертый лишний"

Д/И "Четвертый лишний"- обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличия друг от друга.

Аппликация. Дети наклеивают недостающие детали изображенной на листе бумаги Полярной совы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".

Програмное содержание:  Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет,                   ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"

Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в (средней группе) на тему " Морские жители"

Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что за птицы? Угадай-ка! Снегирей на ветках стайка»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Что за птицы? Угадай-ка! Снегирей на ветках стайка»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Петрушка идёт рисовать"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Петрушка идёт рисовать»

Познакомить детей с профессией художника, подчёркивая значимость труда. Закреплять представления детей о предметах, необходимых в разных видах детской деятельности (рисовании). Расширять словарны...