Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Белова Татьяна Николаевна

Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания детей о культурных  растениях.
  • Продолжить знако­мить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, горох);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx137.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Сакмарский детский сад «Березка»

post-12137-1137717086.jpg

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на подоконнике»

вторая младшая группа

                                                                         

                                     

                                         Подготовила и провела: Белова Татьяна Николаевна

                                                                                воспитатель высшей категории

                                                                    МБДОУ Сакмарский д/с «Берёзка»

с.Сакмара Оренбургская область

2023г.

Пояснительная записка:

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание.

Тема: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Проблемное поле: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

  • Игровые
  • Проблемно – поисковые
  • Технология детских проектов
  • Исследовательско – поисковый
  • Информационно – коммуникативные технологии
  • Технология сотрудничества
  • Художественное слово

Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания детей о культурных  растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, горох);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

ОД «Культурные растения и их польза»

Физическое развитие

Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе»

Физическое развитие

Пальчиковая игра «Капуста»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание песни Чиполлино

Речевое развитие

Описание  предмета по мнемотаблице  «Вырос овощ в огороде».

Физическое развитие

Пальчиковая игра «Заяц и кочан капусты»

Художественно-эстетическое развитие

Исполнение  хороводной игры «Огородная – хороводная»

Познавательное развитие

ОД «Первые всходы»

Физическое развитие

Пальчиковая игра «Щи - талочка»

Физическое развитие

Сюжетное физкультурное занятие «На огороде»

Художественно-эстетическое развитие

Хороводная игра «Кабачок»

Речевое развитие

Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

Физическое развитие

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Рассматривание  и сравнение семян лука, огурца, фасоли, гороха, кабачка, чеснока

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе»

Экскурсии в природу: «Где растут растения?»

Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде

3

Рассказывание

Беседа  «Что такое огород и что на нём растёт»

                           

Беседа «Что такое «Огород на окне»

Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике»

Беседа «Семена»

Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

4

Чтение художественной литературы

Чтение  сказки: «Репка»

Чтение  сказки: «Вершки и корешки»,

Чтение  сказки: «Пых».

Обыгрывание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла»

Разучивание стихотворения

«Огород наш, огород»

Загадывание загадок об овощах

И. Токмакова «Купите лук».

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться

Н. Никитина «Что растет в огороде».

Отрывки  произведения Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

5

Экспериментирование, моделирование

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Опыт «Земля – какая она»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений»

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде

Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха»

Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет»

Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок»

6

Игры  (настольно-печатные и дидактические)

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие»

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Дидактическая  игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая  игра «Собери целое»,  

Дидактическая  игра «Расти, расти лучок»,

Дидактическая  игра «Чего не стало

Дидактическая игра «Вкус и запах»

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная игра «Парные картинки»

7

Художественно-творческая деятельность:

рисование

Рисование «Лук от всех недуг

Рисование «Помидоры в банке»

аппликация

Аппликация «Овощи на тарелке»

лепка

Лепка «Овощи большие и маленькие

Планируемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными   растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Дети младшей группы

Продуктивная деятельность в процессе ОД

Участие в посадке огорода и опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатели

Организация совместной работы с родителями

Проведение ООД по тематике проекта

Оформление огорода на подоконнике

Родители

Участие в приобретении семян

Подготовка ящиков для посадки семян

Муз. руководитель

Разучивание танцев и песен по тематике проекта

Итоговое мероприятие: презентация проекта «Огород на подоконнике»

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • Детские рисунки на тему «Овощи».
  • Выставка книг по теме
  • Цикл ОД на тему «Овощи».
  • Употребление в пищу выращенного лука

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Состав участники: дети младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Взаимодействие образовательных областей:

Познавательное развитие

Образовательная деятельность.

  • Дидактические игры
  • Презентация об овощах
  • Сюжетно-ролевые игры

Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;  развитие  воображения  и    творческой активности; формирование представлений  о овощах, растущих на грядках

Социально – коммуникативное развитие

  • Итоговая выставка творческих работ воспитанников.
  • Помощь семьями воспитанников в приобретении семян и изготовлении ящиков для посадки растений
  • Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей

Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности,       целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта,  формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками

Речевое развитие

  • Заучивание стихов об овощах
  • Отгадывание загадок по теме.
  • Разучивание физкультминуток.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, обогащение активного словаря

Художественно – эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

  • Самостоятельно-художественное творчество детей.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества

Физическое развитие

Разучивание  физкультминуток.

Подвижные игры

Развитие двигательной активности детей, в том числе  связанной  с   выполнением упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических    качеств, как координация  и  гибкость;   способствующих   правильному     формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,   координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

  • Подготовка презентации «Овощи», «Цветы»
  • Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей
  • Связь с родителями, выполняющими роль участников

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

для педагога:

Ноутбук, проектор, экран, наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.); специальная методическая литература;

для детей: стаканчики по количеству детей, семена овощей, леечки, луковицы, наборы муляжей овощей и фруктов, клей, цветная бумага, листы белой бумаги, кисти для клея, фартуки

Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 3 недели (март 2023г.)

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта

13.03 – 17.03

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария.

3

Практический

Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе»

Экскурсии в природу: «Где растут растения?»

Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Опыт «Земля – какая она»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений»

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде

Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха»

Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет»

Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок»

ОД «Культурные растения и их польза»

ОД «Первые всходы»

Рисование «Лук от всех недуг

Рисование «Помидоры в банке»

Аппликация «Овощи на тарелке»

Лепка «Овощи большие и маленькие

20.03 – 31.03

4

Презентационный

Презентация проекта «Огород на подоконнике»

30.03

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

31.03

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Образовательная  деятельность

ОД «Культурные растения и их польза»

ОД «Первые всходы»

Рисование «Лук от всех недуг

Рисование «Помидоры в банке»

Аппликация «Овощи на тарелке»

Лепка «Овощи большие и маленькие

20.03

27.03

22.03

29.03

23.03

30.03

2

Наблюдение

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде

21.03

30.03

3

Экспериментирование,

Моделирование

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Опыт «Земля – какая она»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений»

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде

Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха»

Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет»

Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок»

20.03

21.03

22.03

23.03

24.03

27.03

28.03

29.03

30.03

4

Экскурсии

Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе»

Экскурсии в природу: «Где растут растения?»

Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»

22.03

27.03

30.03

5

Взаимодействие с родителями

Исследовательская работа, беседы, подготовка семян и оборудования

13.03 – 17.03

6

Групповое обсуждение

Беседа  «Что такое огород и что на нём растёт»                       

Беседа «Что такое «Огород на окне»

Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике»

Беседа «Семена»

Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Итоговая беседа «Огород на подоконнике»

20.03

21.03

22.03

23.03

27.03

30.03

7

Дидактические игры

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие»

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Дидактическая  игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая  игра «Собери целое»,  

Дидактическая  игра «Расти, расти лучок»,

Дидактическая  игра «Чего не стало

дидактическая игра «Вкус и запах»

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная игра «Парные картинки»

20.03

21.03

22.03

23.03

24.03

27.03

28.03

29.03

30.03

31.03

8

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание  и сравнение семян лука, огурца, фасоли, гороха, кабачка, чеснока

20.03

9

Оформление тематических выставок

Оформление огорода на подоконнике

20.03 – 23.03

10

Подвижные игры

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

29.03

11

Проектная деятельность

Совместные детско – родительские проекты на заинтересовавшую ребенка тему

20.03.-30.03

12

Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением

Чтение  сказки: «Репка»

Чтение  сказки: «Вершки и корешки»,

Чтение  сказки: «Пых».

Обыгрывание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла»

Разучивание стихотворения

«Огород наш, огород»

Загадывание загадок об овощах

И. Токмакова «Купите лук».

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться

Н. Никитина «Что растет в огороде».

Отрывки  произведения Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

20.03 – 30.03

Форма проведения презентации: показ итоговой презентации на педсовете; пересадка выращенной рассады в открытый грунт на огород д/сада

Источники:

  • Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  • Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
  • Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
  • С.Н. Николаева «Юный эколог», 
  • Н. А. Рыжова «Наш дом природа».
  • Блог Марины Витальевны Орловой сайт «Кладовая развлечений»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике

Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"...

познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"

познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"...