Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, горох);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 137.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Сакмарский детский сад «Березка»
Познавательно-исследовательский проект
«Огород на подоконнике»
вторая младшая группа
Подготовила и провела: Белова Татьяна Николаевна
воспитатель высшей категории
МБДОУ Сакмарский д/с «Берёзка»
с.Сакмара Оренбургская область
2023г.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание.
Тема: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Проблемное поле: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Игровые
- Проблемно – поисковые
- Технология детских проектов
- Исследовательско – поисковый
- Информационно – коммуникативные технологии
- Технология сотрудничества
- Художественное слово
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, горох);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Проектная карта | |||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | ||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
1 | Образовательная деятельность | Познавательное развитие ОД «Культурные растения и их польза» Физическое развитие Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе» | Физическое развитие Пальчиковая игра «Капуста» | Художественно-эстетическое развитие Слушание песни Чиполлино | Речевое развитие Описание предмета по мнемотаблице «Вырос овощ в огороде». Физическое развитие Пальчиковая игра «Заяц и кочан капусты» | Художественно-эстетическое развитие Исполнение хороводной игры «Огородная – хороводная» | |
Познавательное развитие ОД «Первые всходы» Физическое развитие Пальчиковая игра «Щи - талочка» | Физическое развитие Сюжетное физкультурное занятие «На огороде» | Художественно-эстетическое развитие Хороводная игра «Кабачок» | Речевое развитие Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде». Физическое развитие Подвижная игра «Мыши в кладовой» | ||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Рассматривание и сравнение семян лука, огурца, фасоли, гороха, кабачка, чеснока | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе» | |||
Экскурсии в природу: «Где растут растения?» | Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений» | Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде | |||||
3 | Рассказывание | Беседа «Что такое огород и что на нём растёт»
| Беседа «Что такое «Огород на окне» | Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике» | Беседа «Семена» | ||
Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений» | Итоговая беседа «Огород на подоконнике». | ||||||
4 | Чтение художественной литературы | Чтение сказки: «Репка» | Чтение сказки: «Вершки и корешки», | Чтение сказки: «Пых». | Обыгрывание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла» | Разучивание стихотворения «Огород наш, огород» | |
Загадывание загадок об овощах | И. Токмакова «Купите лук». | Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться | Н. Никитина «Что растет в огороде». | Отрывки произведения Джанни Родари «Приключения Чиполлино» | |||
5 | Экспериментирование, моделирование | Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» | Опыт «Земля – какая она» | Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений» | Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде | Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха» | |
Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец) | Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток» | Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет» | Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок» | ||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие» | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра «Собери целое», | Дидактическая игра «Расти, расти лучок», | |
Дидактическая игра «Чего не стало | Дидактическая игра «Вкус и запах» | Дидактическая игра «Определи на ощупь» | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Настольная игра «Парные картинки» | |||
7 | Художественно-творческая деятельность: | ||||||
рисование | Рисование «Лук от всех недуг | ||||||
Рисование «Помидоры в банке» | |||||||
аппликация | Аппликация «Овощи на тарелке» | ||||||
лепка | |||||||
Лепка «Овощи большие и маленькие |
Планируемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Дети младшей группы | Продуктивная деятельность в процессе ОД Участие в посадке огорода и опытно-экспериментальной деятельности |
Воспитатели | Организация совместной работы с родителями Проведение ООД по тематике проекта Оформление огорода на подоконнике |
Родители | Участие в приобретении семян Подготовка ящиков для посадки семян |
Муз. руководитель | Разучивание танцев и песен по тематике проекта |
Итоговое мероприятие: презентация проекта «Огород на подоконнике»
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Детские рисунки на тему «Овощи».
- Выставка книг по теме
- Цикл ОД на тему «Овощи».
- Употребление в пищу выращенного лука
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Состав участники: дети младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Взаимодействие образовательных областей:
Познавательное развитие | Образовательная деятельность.
| Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о овощах, растущих на грядках |
Социально – коммуникативное развитие |
| Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками |
Речевое развитие |
| Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, обогащение активного словаря |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность
| Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества |
Физическое развитие | Разучивание физкультминуток. Подвижные игры | Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Подготовка презентации «Овощи», «Цветы»
- Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей
- Связь с родителями, выполняющими роль участников
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
для педагога:
Ноутбук, проектор, экран, наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.); специальная методическая литература;
для детей: стаканчики по количеству детей, семена овощей, леечки, луковицы, наборы муляжей овощей и фруктов, клей, цветная бумага, листы белой бумаги, кисти для клея, фартуки
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 3 недели (март 2023г.)
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта | 13.03 – 17.03 |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. | |
3 | Практический | Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе» Экскурсии в природу: «Где растут растения?» Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений» Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» Опыт «Земля – какая она» Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений» Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха» Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец) Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток» Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет» Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок» ОД «Культурные растения и их польза» ОД «Первые всходы» Рисование «Лук от всех недуг Рисование «Помидоры в банке» Аппликация «Овощи на тарелке» Лепка «Овощи большие и маленькие | 20.03 – 31.03 |
4 | Презентационный | Презентация проекта «Огород на подоконнике» | 30.03 |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | 31.03 |
Организационные формы работы над проектом
№ | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Образовательная деятельность | ОД «Культурные растения и их польза» ОД «Первые всходы» Рисование «Лук от всех недуг Рисование «Помидоры в банке» Аппликация «Овощи на тарелке» Лепка «Овощи большие и маленькие | 20.03 27.03 22.03 29.03 23.03 30.03 |
2 | Наблюдение | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде | 21.03 30.03 |
3 | Экспериментирование, Моделирование | Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» Опыт «Земля – какая она» Опытно-экспериментальная деятельность: «Рост и развитие растений» Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха» Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, перец) Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток» Опытно-экспериментальная деятельность: «Тень и свет» Опыт – эксперимент «Мы подстригали лучок» | 20.03 21.03 22.03 23.03 24.03 27.03 28.03 29.03 30.03 |
4 | Экскурсии | Экскурсии в природу: «Зеленые растения зимой в природе» Экскурсии в природу: «Где растут растения?» Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений» | 22.03 27.03 30.03 |
5 | Взаимодействие с родителями | Исследовательская работа, беседы, подготовка семян и оборудования | 13.03 – 17.03 |
6 | Групповое обсуждение | Беседа «Что такое огород и что на нём растёт» Беседа «Что такое «Огород на окне» Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике» Беседа «Семена» Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений» Итоговая беседа «Огород на подоконнике» | 20.03 21.03 22.03 23.03 27.03 30.03 |
7 | Дидактические игры | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дидактическая игра «Собери целое», Дидактическая игра «Расти, расти лучок», Дидактическая игра «Чего не стало дидактическая игра «Вкус и запах» Дидактическая игра «Определи на ощупь» Дидактическая игра «Вершки и корешки» Настольная игра «Парные картинки» | 20.03 21.03 22.03 23.03 24.03 27.03 28.03 29.03 30.03 31.03 |
8 | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание и сравнение семян лука, огурца, фасоли, гороха, кабачка, чеснока | 20.03 |
9 | Оформление тематических выставок | Оформление огорода на подоконнике | 20.03 – 23.03 |
10 | Подвижные игры | Подвижная игра «Мыши в кладовой» | 29.03 |
11 | Проектная деятельность | Совместные детско – родительские проекты на заинтересовавшую ребенка тему | 20.03.-30.03 |
12 | Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением | Чтение сказки: «Репка» Чтение сказки: «Вершки и корешки», Чтение сказки: «Пых». Обыгрывание стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла» Разучивание стихотворения «Огород наш, огород» Загадывание загадок об овощах И. Токмакова «Купите лук». Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться Н. Никитина «Что растет в огороде». Отрывки произведения Джанни Родари «Приключения Чиполлино» | 20.03 – 30.03 |
Форма проведения презентации: показ итоговой презентации на педсовете; пересадка выращенной рассады в открытый грунт на огород д/сада
Источники:
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
- Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
- С.Н. Николаева «Юный эколог»,
- Н. А. Рыжова «Наш дом природа».
- Блог Марины Витальевны Орловой сайт «Кладовая развлечений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике
Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
Практический проект...
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы
Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...
Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"
Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"...
Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"...
познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"
познавательно исследовательский проект "Огород на подоконнике"...