Конспект образовательной деятельности "Жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Наталия Андреевна

открытое занятие по познавательному развитию о изменених условий быта и жизни человека,с древних времен и до нашего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Жилища человека»

Воспитатель: Лебедева Н.А.

Цель: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшать свои жилища. Формировать представление о взаимосвязи человека с природой.
Задачи:

  • развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять

обогащать словарный запас детей по теме (прошлое, настоящее, жилища, пещера, шалаш, изба, замок…);

  • продолжать знакомить с различными строительными материалами;
  • закрепить знания о жилищах животных;
  • продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию истории жилища человека; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
  • стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Ход ОД

Звучит музыка «Всем на свете нужен дом».

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, а с чего должно начинаться доброе утро? Как вы думаете? (С хорошего настроения,  с добрых дел).

*Друзья, давайте присядем и посмотрим кто же находится в нашем кругу?

(животные).
 *Как вы думаете, какое доброе дело мы можем для них сделать? (найти их жилища).

 Выбирайте себе животное и отыщите ему его дом.

Игра «Где кто живет?» Берут животное и подбирают соответствующую картинку жилища.
Вопросы по ходу игры: Где дом у белки? Как называется жилище волка? Собаки  и т.п.)
Молодцы, ребята, помогли животным найти свои жилища.

Ребята, а только ли животным нужно жилье. (нет, и людям тоже нужны дома).

Верно, живым существам без жилья беда. Но и людям без дома – совсем никуда!

Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Предлагаю подумать и ответить на вопросы.

Играя с мягким домом:

• Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

• О большом доме? (домище)

• Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

• Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

• Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

• Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

- Ребята, расскажите мне, в каких домах вы живете?

 - Из чего они сделаны?

-  Что в них есть?

Друзья, а как вы думаете, дома всегда были такими как сейчас?  

А хотите узнать в каких жилищах жили люди раньше?

Тогда, нам нужно   отправиться в прошлое, чтобы узнать побольше каким было жилье давно, несколько веков назад и каким оно стало сейчас. 

* Как вы думаете, что такое прошлое? (то, что уже прошло). 

* Что мы должны будем там узнать? (прошлое жилищ).
* А что такое  настоящее?  Будущее?

Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

 Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое. Нас ждут удивительные приключения.

(Звучит таинственная музыка).

Нам нужно покружиться и произнести слова: «Раз, два, три – покружись, в древности окажись»

Презентация.

Слайд 1(Первобытный человек)

Вот мы с вами и в гостях у первобытного человека.   Первобытный человек был совсем не похож на нас: он не умел разговаривать, не умел шить одежду, а одевал на себя звериные шкуры; у него совсем не было дома- спал он на дереве, чтобы его не могли достать хищники.

Слайд 2 (Пещера)

И вот однажды первобытный человек нашел пещеру и подумал: «Какое хорошее жилище!». 

Почему он так подумал? (предположения детей- можно спрятаться от дождя, ветра и т.д.).

Но все-таки пещера была не совсем удобна. Почему? (там не было окон, печки, дверей и т.д.).

Слайд 3 (Племя в пещере)

Ребята, вот у нас в настоящем у каждой семьи свой дом. Бывает в доме или в квартире живет только одна семья, или один человек. А как вы думаете, у первобытных людей было так же? 

Да, ребята сейчас дома строят – строители.

А вот пещеру построить нельзя- её создала природа. (пещера- это пустое место в горе, которое образовалось с помощью ветра и воды). Поэтому пещер было мало и первобытные люди жили в них не семьями, а племенами (несколько семей вместе).

Слайд 4 (Шалаш)

Друзья, как вы думаете, где брали пищу первобытные люди? (охотились). 

Да,  охотниками, они часто кочевали с места на место, поэтому они придумали себе вот такое жилище. Что это ? (шалаш)

*Из чего строили шалаши первобытные люди? (из веток, травы)
Давайте изобразим шалаш. (4-5 детей- шалаш, остальные кочевники).
*
Ребята, вам удобно в шалаше ? (нет). Почему? (тесно, неудобно). А зимой там холодно, ураган или ветер может сдуть шалаш.

Слайд 5 (другое жилье древнего человека)

В древности человек строил себе жилище еще и из других материалов.

Так индейцы делали жилища - «Типи» из шкур бизонов.

На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда.

 На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.
*Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?

(Дети: Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно).

Звучит таинственная музыка

Свое путешествие мы продолжаем, все вместе говорим волшебные слова:

 «Раз, два, три – покружись, в старину нас довези».

Слайд 6 (Человек в старину)

Прошло много времени, прежде чем человек придумал более надежное жилье.

 Люди научились строить.

Слайд 7 (Хата, изба)

В степях появились дома из глины. Эти дома назывались мазанки. А на Кубани из глины назывались   хата. 

А там, где было много лесов, люди делали деревянные срубы.

Угадайте как называются такие дома (изба)

У избы есть высокое крылечко, крыша – украшенная красивой резьбой. Внутри есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья.

* Что есть у избы….? (есть крыша, окна, крылечко, дверь).

* А как вы думаете, чем были удобны эти дома?

(Дети: Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть).

Слайд 8 (Замок, дворец)

Еще, люди научились строить из камня. Такие дома были очень высокими и назывались - замками.  
  Для богатых люди (графы, князья, короли) строили из камня красивые дома-дворцы. 

Предлагаю игру «Из чего построен дом» (дети встают в круг). Я называю строительный материал и передаю мягкий домик, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю песок - кто ловит, отвечает - песчаный

(дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).

Звучит таинственная музыка: Ребята, вы слышите сигнал, как вы думаете, куда мы с вами должны отправиться дальше? (Ответы детей)

Да, ребята, мы с вами отправляемся в современный мир, в нашу группу.

Давайте скажем: «Раз, два, три – покружись, в наше время нас верни».

Слайд 9 (Современные люди)

Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. В строительстве современного дома участвуют люди разных строительных профессий. Они строят новые современные здания, в которых тепло и уютно людям.

Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого - отдельная квартира.

Ребята, а почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (там можно расселить много людей).

Вот и окончено наше путешествие в прошлое. Я предлагаю вам закрепить знания и поработать в различных центрах. Ребята подумайте в каких бы центрах мы могли сегодня поработать. (выбирают центр творчества, грамоты,  познания).

Центр познания:

 Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

 «Древность» и определить жилища и жителей, принадлежащие тому времени. «Старина» - жилища.  

«Современности» 

 Центр грамоты:

 Нужно правильно подписать жилища, Кто хочет может выложить из букв название жилищ.

Центр творчества:

 Можете нарисовать понравившееся вам жилище, построить из строительного материала, блоков Дьенеша, палочек Кюинзинера.

 Воспитатель   наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Ребята, давайте посмотрим что же у нас получилось. Молодцы, хорошо поработали!

*Понравилось вам наше путешествие?

*Что нового вы узнали?

 *О чем сегодня расскажешь дома?

*Что интересного узнал сегодня?

*О чём ещё хотите узнать?  

Да ребята, на нашей «Реке времени» еще осталось место – это будущее. Мы обязательно с вами пофантазируем о нем на следующем занятии.

Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас   построит необычный дом.
Мы будем радоваться за вас ! 

А сейчас, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Конспект образовательной деятельности в старшей возрастной группе (подгруппа – 6 человек) Тема: «А вместе – лучше!»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей....

Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зачем человеку нужны руки» для детей младшей группы

Цель: формирование  представлений о том, что руки важная часть человеческого тела.Задачи- Совершенствовать координацию движений рук.- Закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая сло...

Конспект образовательной деятельности "Как стать настоящим человеком"

Цель: развитие  социально-коммуникативных качеств дошкольников.Задачи:·        обобщить знания детей о положительных человеческих качествах, воспитывать доброже...

конспект образовательной деятельности "Человек-творец"

конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...