Конспект образовательной деятельности "Жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
открытое занятие по познавательному развитию о изменених условий быта и жизни человека,с древних времен и до нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по познавательному развитию | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Жилища человека»
Воспитатель: Лебедева Н.А.
Цель: Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшать свои жилища. Формировать представление о взаимосвязи человека с природой.
Задачи:
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять
обогащать словарный запас детей по теме (прошлое, настоящее, жилища, пещера, шалаш, изба, замок…);
- продолжать знакомить с различными строительными материалами;
- закрепить знания о жилищах животных;
- продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию истории жилища человека; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
- стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Ход ОД
Звучит музыка «Всем на свете нужен дом».
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Ребята, а с чего должно начинаться доброе утро? Как вы думаете? (С хорошего настроения, с добрых дел).
*Друзья, давайте присядем и посмотрим кто же находится в нашем кругу?
(животные).
*Как вы думаете, какое доброе дело мы можем для них сделать? (найти их жилища).
Выбирайте себе животное и отыщите ему его дом.
Игра «Где кто живет?» Берут животное и подбирают соответствующую картинку жилища.
Вопросы по ходу игры: Где дом у белки? Как называется жилище волка? Собаки и т.п.)
Молодцы, ребята, помогли животным найти свои жилища.
Ребята, а только ли животным нужно жилье. (нет, и людям тоже нужны дома).
Верно, живым существам без жилья беда. Но и людям без дома – совсем никуда!
Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Предлагаю подумать и ответить на вопросы.
Играя с мягким домом:
• Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
• О большом доме? (домище)
• Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
• Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
• Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
• Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.
- Ребята, расскажите мне, в каких домах вы живете?
- Из чего они сделаны?
- Что в них есть?
Друзья, а как вы думаете, дома всегда были такими как сейчас?
А хотите узнать в каких жилищах жили люди раньше?
Тогда, нам нужно отправиться в прошлое, чтобы узнать побольше каким было жилье давно, несколько веков назад и каким оно стало сейчас.
* Как вы думаете, что такое прошлое? (то, что уже прошло).
* Что мы должны будем там узнать? (прошлое жилищ).
* А что такое настоящее? Будущее?
Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?
Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).
Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое. Нас ждут удивительные приключения.
(Звучит таинственная музыка).
Нам нужно покружиться и произнести слова: «Раз, два, три – покружись, в древности окажись».
Презентация.
Слайд 1(Первобытный человек)
Вот мы с вами и в гостях у первобытного человека. Первобытный человек был совсем не похож на нас: он не умел разговаривать, не умел шить одежду, а одевал на себя звериные шкуры; у него совсем не было дома- спал он на дереве, чтобы его не могли достать хищники.
Слайд 2 (Пещера)
И вот однажды первобытный человек нашел пещеру и подумал: «Какое хорошее жилище!».
Почему он так подумал? (предположения детей- можно спрятаться от дождя, ветра и т.д.).
Но все-таки пещера была не совсем удобна. Почему? (там не было окон, печки, дверей и т.д.).
Слайд 3 (Племя в пещере)
Ребята, вот у нас в настоящем у каждой семьи свой дом. Бывает в доме или в квартире живет только одна семья, или один человек. А как вы думаете, у первобытных людей было так же?
Да, ребята сейчас дома строят – строители.
А вот пещеру построить нельзя- её создала природа. (пещера- это пустое место в горе, которое образовалось с помощью ветра и воды). Поэтому пещер было мало и первобытные люди жили в них не семьями, а племенами (несколько семей вместе).
Слайд 4 (Шалаш)
Друзья, как вы думаете, где брали пищу первобытные люди? (охотились).
Да, охотниками, они часто кочевали с места на место, поэтому они придумали себе вот такое жилище. Что это ? (шалаш).
*Из чего строили шалаши первобытные люди? (из веток, травы)
Давайте изобразим шалаш. (4-5 детей- шалаш, остальные кочевники).
*Ребята, вам удобно в шалаше ? (нет). Почему? (тесно, неудобно). А зимой там холодно, ураган или ветер может сдуть шалаш.
Слайд 5 (другое жилье древнего человека)
В древности человек строил себе жилище еще и из других материалов.
Так индейцы делали жилища - «Типи» из шкур бизонов.
На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда.
На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.
*Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?
(Дети: Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно).
Звучит таинственная музыка
Свое путешествие мы продолжаем, все вместе говорим волшебные слова:
«Раз, два, три – покружись, в старину нас довези».
Слайд 6 (Человек в старину)
Прошло много времени, прежде чем человек придумал более надежное жилье.
Люди научились строить.
Слайд 7 (Хата, изба)
В степях появились дома из глины. Эти дома назывались мазанки. А на Кубани из глины назывались хата.
А там, где было много лесов, люди делали деревянные срубы.
Угадайте как называются такие дома (изба)
У избы есть высокое крылечко, крыша – украшенная красивой резьбой. Внутри есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья.
* Что есть у избы….? (есть крыша, окна, крылечко, дверь).
* А как вы думаете, чем были удобны эти дома?
(Дети: Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть).
Слайд 8 (Замок, дворец)
Еще, люди научились строить из камня. Такие дома были очень высокими и назывались - замками.
Для богатых люди (графы, князья, короли) строили из камня красивые дома-дворцы.
Предлагаю игру «Из чего построен дом» (дети встают в круг). Я называю строительный материал и передаю мягкий домик, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю песок - кто ловит, отвечает - песчаный
(дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).
Звучит таинственная музыка: Ребята, вы слышите сигнал, как вы думаете, куда мы с вами должны отправиться дальше? (Ответы детей)
Да, ребята, мы с вами отправляемся в современный мир, в нашу группу.
Давайте скажем: «Раз, два, три – покружись, в наше время нас верни».
Слайд 9 (Современные люди)
Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. В строительстве современного дома участвуют люди разных строительных профессий. Они строят новые современные здания, в которых тепло и уютно людям.
Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого - отдельная квартира.
Ребята, а почему люди придумали вот такие большие многоэтажные дома? (там можно расселить много людей).
Вот и окончено наше путешествие в прошлое. Я предлагаю вам закрепить знания и поработать в различных центрах. Ребята подумайте в каких бы центрах мы могли сегодня поработать. (выбирают центр творчества, грамоты, познания).
Центр познания:
Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
«Древность» и определить жилища и жителей, принадлежащие тому времени. «Старина» - жилища.
«Современности»
Центр грамоты:
Нужно правильно подписать жилища, Кто хочет может выложить из букв название жилищ.
Центр творчества:
Можете нарисовать понравившееся вам жилище, построить из строительного материала, блоков Дьенеша, палочек Кюинзинера.
Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Ребята, давайте посмотрим что же у нас получилось. Молодцы, хорошо поработали!
*Понравилось вам наше путешествие?
*Что нового вы узнали?
*О чем сегодня расскажешь дома?
*Что интересного узнал сегодня?
*О чём ещё хотите узнать?
Да ребята, на нашей «Реке времени» еще осталось место – это будущее. Мы обязательно с вами пофантазируем о нем на следующем занятии.
Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас построит необычный дом.
Мы будем радоваться за вас !
А сейчас, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Вредные привычки человека» (из программы «Здоровый дошкольник»)
Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни...
Конспект образовательной деятельности в старшей возрастной группе (подгруппа – 6 человек) Тема: «А вместе – лучше!»
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей....
Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зачем человеку нужны руки» для детей младшей группы
Цель: формирование представлений о том, что руки важная часть человеческого тела.Задачи- Совершенствовать координацию движений рук.- Закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая сло...
Конспект образовательной деятельности "Как стать настоящим человеком"
Цель: развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников.Задачи:· обобщить знания детей о положительных человеческих качествах, воспитывать доброже...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
конспект образовательной деятельности "Человек-творец"
конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...