Комплексно-тематическое планирование кружка "Синоптик" , старшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Куликовская Татьяна Валериевна

План рассчитан на 36 обучающих недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sinoptik.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 17 «Жемчужинка» комбинированного вида»

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОБУ «Детский сад № 17

«Жемчужинка» комбинированного вида»

____________ И. С. Лахмоткина

«____»_________2021

Рабочая программа кружка «Синоптик»

(познавательно-исследовательская деятельность) с детьми старшей группы «Малинка» на 2021-2022 учебный год

Возраст детей: 5-6 лет

Срок обучения: 1 год

Составила: воспитатель

Сидорчук М.В

Куликовская Т. В

Минусинск-2021

Пояснительная записка

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, я увидела, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.

Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Актуальность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Мы ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ определяют найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы и стало открытие моего кружка, где я буду затрагивать множество тем по метеорологии, в том числе наблюдения за погодой.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель  

Формирование у детей экологического мировоззрения через организацию метеорологических наблюдений.

Задачи

1. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

2. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Формы и режим непосредственно образовательной деятельности

Программа реализуется на занятиях кружка «У природы нет плохой погоды». Занятия кружка проводятся 1 раз  в  неделю.  День  занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей. Продолжительность занятий не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Методы и приёмы работы

В  работе кружка  применяются  исследовательские методы обучения:

 Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

 Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы). И исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

Основное содержание «исследований» (наблюдение, игра, моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а также по явлениям неорганической природы) предполагает: расширение представлений старших дошкольников о явлениях окружающего мира природы и уточнение всего спектра свойств и признаков воздуха.

Ожидаемые результаты

 Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.

Быстрое включение в активный познавательный процесс;

▪ постановка цели и нахождение путей ее достижения;

▪ самостоятельность при поиске  открытий;

▪ проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

▪ настойчивость в отстаивании своего мнения;

▪ расширение кругозора детей.

Методическое обеспечение

 Метеоплощадка на территории детского сада.  Приборы: анемометр, барометр, компас, термометры для измерения температуры воды, почвы, воздуха, флюгер, ветряной рукав, осадков, линейка-снегомер.

Материально-техническое оснащение: компьютер, телевизор. Картотека бесед, дидактических игр, дневник наблюдений, словесные игры, картотека народных примет, макет солнца, термометр комнатный и водный, кроссворды, стихи. Глобус, мультимедийные презентации, игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

Учебный план работы кружка «У природы нет плохой погоды»

Название кружка

Количество занятий в недель

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий, мин.

«Синоптик»

1

4

35

25

Перспективное планирование кружковой деятельности

Тема

           Программное содержание

Количество занятий

«Что такое погода?»

Дать представление о понятии «климат».

Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; формировать умение рисовать условные знаки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

2

«Что за профессия метеоролог?»

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

1

«Знакомство с оборудованием метеоплощадки»

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

2

«Как раньше определяли погоду»

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.).

2

 «Солнышко, солнышко, покажись»

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

2

«Что определяет погоду»

Дать детям представление о температуре воздуха.

Познакомить с термометром, его устройством и применением.

Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений.

Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

4

«Снег кружиться, летает, летает»

Актуализировать детей на том, как образуется снег. Обратить внимание на зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

3

«Зимние чудеса»

Познакомить детей с такими явлениями как снег,

лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

1

«Явления природы»

Формировать представление детей о зимних явлениях природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; предложить  сравнить эти явления, найти сходства и различия.

1

«Куда дует ветер?»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

4

 «Пернатые синоптики»

Информировать  детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

1

«Знать, вчера не даром кошка»

Расширять представление детей о симптомах животных– синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

1

 «Дождик, дождик, подожди»

Дать знания о дожде как о природном явлении.

Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

4

«На что похожи облака»

Организовать наблюдение детей за  облаками: перистые, кучевые, слоистые. Выяснить, как появляются облака. Закреплять понятия «облачно», «малооблочно», «пасмурно».

4

 «Природа дарит чудеса»

Активизировать  знакомство дошкольников с родным городом, его климатическими и природными условиями.

Способствовать  умению работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках.

1

«Чудо рядом с тобой»

Познакомить детей  с растениями – барометрами Пробудить познавательный интерес; помочь видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения..

1

«Если был бы я…»

Расширить представления о том, как погода влияет на человека, его деятельность

1

ИТОГО

35

Список литературы

  1. Аполлонова Н. Приметы и прогнозы / Обруч. № 1. – М.:«Линка-Пресс», 2006.
  2. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Ленинград, Гидрометеоиздат, 1986.
  3. Барабанщикова Е. Авилова Е. Красильникова С. Как рождается дождь / Обруч. № 3. - М.:«Линка-Пресс», 2007.
  4. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада / Ребенок в детском саду №3. – М.:ИД «Воспитание дошкольника», 2002
  5. Бобылева Л. Чудо рядом с тобой / Дошкольное воспитание № 7. -  М.:ИД «Воспитание дошкольника», 2002
  6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Волина В.В. В гостях у природы – СПб.:Виктория – Специальная Литература, 1997.
  8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
  9. Йозова О.В. Дети экспериментируют / Дошкольное воспитание № 9. - М.:ИД «Воспитание дошкольника», 2009.
  10. Йозова О.В. Детям о природе / Воспитатель ДОУ № 5. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
  11. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество / Дошкольное воспитание № 7. - М.:ИД «Воспитание дошкольника», 1998.
  12. Масленникова О. Летняя академия / Обруч № 4.- М.:«Линка-Пресс», 2010.
  13. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. – Ленинград, Гидрометеоиздат, 1958.
  14. Николаева Т. О чем говорят растения / Ребенок в детском саду №3. -  М.:ИД «Воспитание дошкольника», 2002
  15. Осипова Е.В. Все о цветах – М.:ВОООП, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....