Дополнительная образовательная программа познавательного направления для детей 6-7 лет "Космические загадки"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Наступит и то время, когда
космический корабль с людьми покинет Землю
и направится в путешествие.
Надежный мост с Земли в космос уже перекинут
запуском советских искусственных спутников,
и дорога к звездам открыта!
Сергей Павлович Королев
В детстве и юности формируется личность человека его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе.
Астрономическая грамотность способствует расширению кругозора, дает возможность человеку ощутить свою связь с космосом и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественнонаучного образования и способствует формированию умению ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности и поэтому вызывает интерес у детей и дает возможность разностороннего развития дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа познавательного направления
для детей 6-7 лет
КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
разработчик
Феденко Ю.И.
воспитатель
Надым, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….5
2. Содержание программы………………………………………………6
Актуальность……………………………………………………………..6
Проблема………………………………………………………………….6
Цель и задачи……………………………………………………………..6
Принципы дошкольной дидактики……………………………………..7
Ожидаемый результат…………………………………………………….8
3. Учебный план…………………………………………………………..8
4. Мониторинг достижений детей………………………………………14
5. Работа с родителями…………………………………………………..17
6. Литература……………………………………………………………..18
Приложения……………………………………………………………….19
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа дополнительного образования познавательного направления для детей 6-7 лет «Космические загадки» |
Назначение программы | Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие у воспитанников представлений о Солнечной системе, понятий: «космос», «звезды», «вселенная», «космическое пространство», «планета», «комета» и т.д., ознакомление с историей освоения космоса, расширение и углубление представлений о планете Земля, ее экосистеме, роли человека. Воспитание интереса и заботливого отношения к своей планете, как к уникальной – единственной планете, на которой есть жизнь. |
Срок реализации рабочей программы | Один год. 36 занятий (один раз в неделю) |
Место реализации программы | МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма» |
Участники реализации программы | Воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Формы и виды реализации программы | НОД Развлечения с участием специалистов, родителей Опыты и эксперименты Сюжетно-ролевые игры Изучение художественной литературы: Стихи о космосе Загадки о космосе Рассказы о космосе Приметы Работа с родителями Дидактические игры Развивающие игры Подвижные игры Картотека наблюдений Изготовление пособий и наглядного материала Мультимедийные презентации Обучающие мультфильмы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наступит и то время, когда
космический корабль с людьми покинет Землю
и направится в путешествие.
Надежный мост с Земли в космос уже перекинут
запуском советских искусственных спутников,
и дорога к звездам открыта!
Сергей Павлович Королев
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов на Земле, человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в приметах. Для них небо было живым, проявляющим свой характер, умеющем сердится и благосклонно относится к живущим на земле.
С растущими проблемами экологии, потерей интереса к достижениям соотечественников и гордости за свою страну у подрастающего поколения, потерей значимости в изучении естественнонаучных дисциплин, мы пришли к выводу о необходимости разработать и внедрить программу дополнительного образования по изучению астрономии как науки.
В дошкольном учреждении имеется пособие «Космос» с моделью Солнечной системы, ракетой и телескопом. Данное пособие можно использовать как в познавательном, так и в художественно-эстетическом направлении.
Изучение «космического» материала дает опору развитию фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-составляющая реального мира. Дошкольный возраст самый отзывчивый на открытия, ребенок активно познает мир, воспитывается его отношение к жизни, к окружению.
Взаимодействие с родителями позволяет активизировать познавательную деятельность детей. Для родителей же этот период – не только возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всем, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это универсальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы
В детстве и юности формируется личность человека его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе.
Астрономическая грамотность способствует расширению кругозора, дает возможность человеку ощутить свою связь с космосом и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественнонаучного образования и способствует формированию умению ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Актуальность программы определяется еще и тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности и поэтому вызывает интерес у детей и дает возможность разностороннего развития дошкольника.
Проблема
Развить у ребенка представления об окружающем мире, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель
Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников и развития интереса к своей стране.
Задачи:
- сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;
- сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);
- познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий, а также с понятиями «созвездия»;
- дать представление о назначении карты звездного неба, особенностях расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;
- расширить представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;
- познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
- развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, системное мышление в практической деятельности, а также интерес к самостоятельной практической деятельности;
- содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга по отношению к своей планете;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации и социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей «Познание» (ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора, РЭМП), «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:
– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;
– при последующей непосредственно образовательной деятельности (НОД) дается короткое повторение темы;
– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
– праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).
Такое построение воспитательно-образовательной работы с детьми позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:
- принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;
- принципы последовательности;
- принцип систематичности: НОД проводится систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности;
- принцип повторности;
- принцип наглядности.
Ожидаемые результаты
Дети седьмого года жизни:
- имеют элементарные представления о Солнечной системе, роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле, о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях, об истории освоения космоса людьми.
- проявляют интерес к окружающему миру и познавательную активность.
- могут поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.
Учебный план
Дата | Мероприятие | Задачи | Интеграция областей |
1 неделя | «Голубая планета Земля» | Закрепить и обобщить понятия детей о планете Земля (суша и вода), ее уникальности, (воздух, вода, почва, живая и неживая природа), дать представление об атмосфере, как воздушной оболочке, о строении Земли, о ее прошлом; о вращении Земли вокруг своей оси (смена частей суток) и Солнца (смена времен года). Познакомить с понятием притяжение Земли. Дать понятие о науке астрономии (в переводе с греческого означает звезда). | Рисование: «Планета Земля – мой дом», «Земля в иллюминаторе». Аппликация «Заселяем планету». Лепка: «Пусть поют птицы» Художественная литература: чтение «О космосе» Т. А, Шорыгина, «Вижу Землю» Ю. Гагарина, заучивание наизусть стихотворений о планете Земля (см. приложение 1). Экспериментирование «День-ночь» (настольная лампа и глобус), опыты с магнитом – действие магнитных сил земли Коммуникация: составление рассказов на тему «Почему планета считается нашим домом?». Социализация: «Путешествие в прошлое земли». Физическая культура: подвижная игра «На машине ехали», «День-ночь», физминутка «Мы пришли с вами в лес». Дидактическая игра: «Кто где живет?». Музыка: прослушивание голосов птиц, журчания ручья, явления природы. Прогулка: наблюдение за продолжительностью дня, состоянием неба в дневное и вечернее время (с родителями). |
2 неделя | |||
3 неделя | |||
4 неделя | |||
5 неделя | |||
6 неделя | |||
7 неделя | «Луна-спутник Земли» | Обобщить представление о Луне, о том, что она является спутником Земли, познакомить с фазами луны, установить, что чем луна полнее, тем светлее на улице и тем меньше звезд мы видим, познакомить с поверхностью луны (есть ли в лунных морях вода, отчего образовались кратеры?), дать понятие обратная сторона луны. | Рисование: «Лунная симфония». Лепка: «Космонавт на луне». Конструирование из коробок «Луноход». Социализация: сюжетная игра «Путешествие на луну». Коммуникация: рассматривание иллюстраций из книги «Веселая астрономия» изд. Гранд – Пресс. Развитие речи: заучивание стихотворения о луне (см. приложение 1). Двигательный тренинг: «Три веселых Лунтика» (см. прилож. № 1). Художественная литература: чтение стихотворений «Как портной шил костюм для луны», «Лунное море» В. Берестова, отрывков из произведения «О космосе» Т. А. Шорыгиной |
8 неделя | |||
9 неделя | |||
10 неделя | |||
11 неделя | |||
12 неделя | |||
13 неделя | «Солнце - источник жизни на Земле» | Закреплять представления о Солнце, как о самой близкой Звезде, сравнить его размеры с землей на примере большого мяча и пшеничного зернышка, познакомить с его строением, с солнечными бу рями, дать понятие о скорости света на примере луча от фонаря, рассказать о пользе и вреде от солнечных лучей, воспитывать серьезное отношение к своему здоровью (во время прогулок предохраняться от солнечных ожогов и носить солнцезащитные очки). | Опыты: с увеличительным стеклом, с фонариком (Кто быстрее добежит до стены: ребенок или луч света от фонаря). Наблюдение за Солнцем через темное стекло. Развитие речи: придумывание разных эпитетов к слову солнце, составление рассказов на тему «Вспомним как Масленицу провожали». Художественная литература: чтение «Твоя Вселенная» Е. П. Левитан, заучивание потешек о солнышке. Физминутка «Солнышко» Рисование, лепка или аппликация с родителями «Такое разное солнышко». |
14 неделя | |||
15 неделя | |||
16 неделя | |||
17 неделя | |||
18 неделя | |||
19 неделя | «Семья планет» | Познакомить детей с расположением планет, с их названием, формой и внешним видом из космоса. | Рисование: «Парад планет». Развитие речи: рассказывание «Что ты знаешь о планетах». Лепка: «Космический десант». Аппликация «Неизвестная планета». Коммуникация: составление рассказов об одной из планет. (информацию подбирают предварительно родители) Подвижная игра: «А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете» (см. прилож. 1). Театрализованная игра: «Парад планет» Художественная литература: чтение фантастической сказки «Звездочет и обезьянка Микки» Т. С. Шорыгиной, «О чем рассказал телескоп» детская литература 2980 г, Конструирование: планетоход из коробок. Рисование: «Неизведанная планета». |
20 неделя | |||
21 неделя | |||
22 неделя | |||
23 неделя | |||
24 неделя | |||
25 неделя | «Звезды и созвездия» | Закреплять представление о звездах, дать понятие что цвет звезды зависит от ее температуры, познакомить с зодиакальными созвездиями на материале греческих мифов, рассказать, что бывают звезды – красные гиганты, и звезды – белые карлики; дать понятие о черных дырах, как странных небесных телах, состоящих из плотного сжатого вещества и обладающих сильной силой притяжения. | Художественная литература: чтение греческих легенд о созвездиях, сказки народов сибири «Небесный олень», познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», Рисование: «Мое созвездие», Аппликация: «Звездное небо». Конструирование: «Звездолет» из любого бросового материала. Театрализованная игра «Космическое путешествие (см. приложение 1). Физкультура: под. игра «Раз, два, три место в созвездии найди». |
26 неделя | |||
27 неделя | |||
28 неделя | |||
29 неделя | |||
30 неделя | |||
31 неделя | «Космос и его освоение» | Дать обобщающее понятие о космосе (безвоздушность, темнота, холод, невесомость). Познакомить с космическими телами: метеоритами, кометами, метеорами. Познакомить с первыми «космонавтами» собаками Белкой и Стрелкой, первым человеком, побывавшем в открытом космосе- Ю. Гага риным, первой женщиной космонавтом Валентиной Терешковой, первым человеком вышедшим в открытый космос Алексеем Леоновым. Рассказать о работе космического десанта в космических лабораториях, о том как они живут на космических станциях, как питаются,как отдыхают. Познакомить с первооткрывателем космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским, рассказать об искусственных спутниках Земли, об их назначении. | Художественная литература: «Освоение космоса» Т.А. Шорыгиной», «Первый в космосе2 В. Бороздин, «День космонавтики» А. Митяева Аппликация «Быстрая ракета» (оригами). Конструирование: постройка ракетодрома из крупного конструктора. Рисование: «Полет в космос», «Инопланетяне». Лепка: «Летающие тарелки». Ручной труд «Маска гуманоида». Коммуникация: составление творческого рассказа «Каким должен быть космонавт». Физкультура: под. Игра «Кто быстрее выловит метеориты», спортивный досуг «Космические старты» Развитие графических навыков: «Проложи маршрут» - ориентировка на листочке в клетку, «Космический корабль», «Пришелец из космоса» - графический диктант. |
32 неделя | |||
33 неделя | |||
34 неделя | |||
35 неделя | |||
36 неделя |
Примечание: проведение НОД проводится в зависимости от сетки группы на текущий учебный год, которая утверждается на педагогическом совете в начале учебного года; итоговое мероприятие может носить иную форму на выбор педагогов старшей и подготовительной групп. Организация дидактических игр, сюжетно-ролевых, опытнической деятельности, наблюдений на прогулке планируется в режимных моментах в течение года.
Мониторинг достижений детей
Мониторинг осуществляется в начале и конце учебного года в подготовительной группе, это обосновано тем, что старшая группа – это стартовый этап накопления знаний, представлений и формирования умений и навыков.
Отслеживание результатов проводится по следующим направлениям и показателям компетентности:
- интеллектуальная компетентность:
– способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений;
– умеет обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта;
– способен понимать значение слов на темы космоса;
- речевая компетентность:
– умеет составлять рассказы, используя модели, схемы;
– свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания
- эстетическая компетентность:
– умеет замечать необычное в обыденном;
– проявляет умение выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира;
– способен выразить субъективно оценочное отношение в продуктах деятельности.
Оценка результатов
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой создание проблемно-поисковых ситуаций организуемых педагогом, дидактических игр и упражнений, наблюдение за активностью ребенка в игровой деятельности, НОД, анализ продуктов детской деятельности и использование индивидуальных бесед.
Вопросы.
– Как называется планета, на которой мы живем?
– Как называется ближайшая к нам звезда?
– Что такое солнечная система?
– Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
– Как называется спутник Земли?
– Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
– Кто был первым космонавтом Земли?
– Когда впервые человек полетел в космос?
– Каких российских космонавтов ты знаешь?
Данные о результатах мониторинга освоения программы заносятся в специальную карту-схему.
Карта-схема результатов мониторинга по освоению
Программы «Космические загадки»
Подготовительная к школе группа
Кол-во детей: 24 Срок: начало уч. Года 01/09/2022 / конец уч. года 31/05/2023
Мониторинг показал,что к концу учебного года знания и элементарные представления детей о Солнечной системе, роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле, о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях, об истории освоения космоса людьми стали более четкие и содержательные.
Ребята проявляют интерес к окружающему миру, способны понимать значение слов на темы космоса, умеют обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта. Научились составлять рассказы, используя схемы, могут поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия с семьей – создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области «Познание» – формирования представлений у детей о космосе, Солнечной системе и покорении космоса человеком.
Важной стороной образовательного процесса является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным семейным опытом.
Педагогический коллектив групп старшего дошкольного возраста строит свою работу по воспитанию и развитию детей в тесном контакте с семьёй. Двери детского сада всегда открыты для родителей: они могут присутствовать при организации непосредственно образовательной деятельности, побыть со своим ребёнком на прогулке, во время проведения режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность является сложным процессом, поэтому, тесное взаимодействие с родителями необходимо. Только сотрудничая с ними, координируя действия педагогов, можно получить заметный эффект в развитии детей.
Оправдано использование традиционных форм: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, наглядная информация с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут заниматься с детьми дома.
Использование информационных листков с домашними заданиями с вручением родителям каждого ребёнка позволяет принять участие им в закреплении материала, пройденного в группе, или предварить объяснение нового материала. Такие задания нужны в первую очередь для того, чтобы НОД не превратилась в монолог воспитателя. А родителям, которые с готовностью откликаются на просьбы педагогов, занимаясь с ребёнком дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта и организации взаимодействия с ребёнком. При таком подходе воспитывается у детей чувство ответственности: ребёнок сам напоминает о необходимости выполнения домашнего задания, прочитать книгу. Задания предполагают и телесный контакт, когда родители, посадив ребёнка на колени, прочли ему материал, который послужит основой для построения беседы, диалога в группе.
Полезно привлекать родителей к совместному созданию макетов летательных аппаратов, рисунков и аппликаций, к лепке на темы космоса и к обсуждению с родителями мультфильмов (Мурзилка на спутнике, 1960; Новеллы о космосе, 1973; «Тайна третьей планеты», 1981), к заучиванию стихов (Аким Я. «Есть одна планета…», Берестов В. «Луноход», Родари Дж. «У лунного моря…», Сеф Р. «Голубой метеорит»).
Литература и интернет источники
2. https://rosuchebnik.ru/material/kosmicheskoe-puteshestvie-6620/
3. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраст по теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003». 2005.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.-ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. Л. Смирнова. Статья «Мини-планетарий» воспитателя ДОУ №56 Л. Смирновой, г. Северск, Тюменская обл./ж. Обруч - 1/2003
6. Кухлинская В.В. Статьи «Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр» заместителя директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Дальногорск Приморского края / ж. Педагогика ДОУ. 1/2009
7. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008
8.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
9.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
10. Е.П. Левитан. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986
Приложения
«Космическое путешествие»
(развлечение для дошкольников ко Дню космонавтики)
Образовательная область «Физическое развитие».
Социальное партнёрство детских садов.
Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста (соревнования между командами детских садов)
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, активизация двигательной деятельности.
Задачи:
Обучающая:
Формировать навыки здорового образа жизни. Расширять знания детей о профессии космонавт.
Развивающая:
Развивать физические качества личности: ловкость, быстроту, выносливость; умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательная:
Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества и ответственности перед командой.
Предварительная работа:
Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий, сюжетно-ролевые, режиссёрские и подвижные игры, показ видеофильмов, презентаций.
Оборудование: 2 магнитных доски с магнитами, 11 воздушных шариков, 2 ватмана с контуром созвездия «Малая медведица» и «Большая медведица», 12 звёздочек, 2 обруча, диаметр 50 см, 8 кубов и 2 призмы для постройки ракеты, 2 мяча фитболы, ориентиры, 2 корзины, султанчики; презентации «Космос», «Космические загадки».
Оформление зала: звездное небо, ракеты, планеты, кометы.
Участники:
По 5 детей подготовительной группы от каждого детского сада, инструктор по физической культуре с каждой командой, воспитатель.
Ход
Дети входят в зал под «Марш космонавтов», муз. А. Рыбникова. Воспитатель
– Здравствуйте, ребята! Меня сегодня разбудил солнечный лучик, который заглянул ко мне в окно.
Луч
– Кажется, здесь говорят обо мне. Здравствуйте, друзья! Я солнечный лучик, домчался к вам за несколько секунд и хочу пригласить вас в космическое путешествие по Вселенной.
Воспитатель
– Сегодня праздник – 12 апреля – « День космонавтики». 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наша страна вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток Длительность полёта составила около 1 часа, точнее 80 минут. На борту корабля «Восток» находился первый космонавт – Юрий Гагарин. Он первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Вот так появилась на Земле профессия космонавт. Каждый год, 12 апреля наша страна отмечается День космонавтики.
Воспитатель
– Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Очень умный астроном.
Наш весёлый звездочет
Знает все наперечет!
На Земле он живет.
Всем планетам счет ведет.
Воспитатель
– Обратимся к звездочёту?
Он астролог – высший класс!
Быстро к звёздам обратится
И совет нам дельный даст.
Под музыку появляется Звездочет
Звездочёт
– Я главный магистр волшебных наук
Ребятам и взрослым – загадочный друг!
Я в небо ночное на звёзды гляжу!
Про звёздные тайны вам всё расскажу.
Смотрит в трубу.
Звездочёт
– Меркурий — раз,
Венера — два,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон.
Много тайн хранится в нём!
Воспитатель
- Смотрите ребята, в небе ночном, Для нас засветился звёздочек рой. Звёздочки в небе так ярко сияют, В гости к себе они нас приглашают! И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет.
– Вы согласны? А поможет нам в этом самая ловкая, самая быстрая, самая спортивная наш инструктор по физической культуре.
Инструктор
- Космонавтом чтобы стать,
Надо очень много знать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Рано утром просыпаться
И зарядкой заниматься.
Приседать и скакать,
Чтобы космонавтом стать.
Встанем дружно, по порядку
На весёлую зарядку!
Музыкальная разминка «Становитесь по порядку».
Дети выполняют общеразвивающие упражнения под музыку.
Инструктор
– У нас сегодня две команды. Команда детей детского сада «Журавленок», поприветствуем их, и команда детей подготовительной группы детского сада «Елочка». Команды станьте на старт.
Инструктор
– А судить наши соревнования будет компетентное жюри в составе: Поприветствуем их.
Инструктор
– Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо дать названия нашим экипажам. На небе ковшик золотой - зовут Медведицей Большой. А рядом ярко светится - Малая Медведица. И я объявляю первый конкурс.
Эстафета (1) «Составь созвездие»
Описание конкурса. Под музыку, по одному вы подбегаете к магнитной доске и с помощью магнита прикрепляете одну звезду на созвездие и возвращаетесь в конец команды. Каждая команда собирает своё созвездие. По имени вашего созвездия мы и назовём наши команды
Инструктор
– Теперь это эмблема вашей команды. Но для полёта нам нужны ракеты. И я объявляю 2 конкурс «Построй ракету».
Эстафета (2) «Построй ракету»
Описание конкурса. У каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По моему сигналу первые игроки бегут к обручу, ставят кубик и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету. Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание.
Инструктор
– Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту? Для этого нужен дружный экипаж. И я объявляю следующий конкурс
Эстафета (3) «Дружный экипаж»
Капитан команды первым оббегает обруч, возвращается, берёт второго члена команды, обегает обруч и т.д. пока не перевезёт всех членов экипажа. Инструктор
– Ждут нас быстрые ракеты Для полётов на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Инструктор
– Каждый весел и здоров,
К путешествию готов.
Запустим ракеты в космос.
Возьмите воздушные шарики, надуйте их и крепко зажмите. По моей команде все одновременно запускаем наши ракеты в полёт. Дети надувают шары.
Все готово?
Ключ на старт!
Отправляемся в полет,
Нам пора начать отсчет.
Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!
Дети отпускают шары.
Инструктор.
– Ракеты в космосе. Но вот преграда – начался звёздный дождь.
Но нам совсем не страшно
Бегать под дождем,
Космические зонтики
В руки мы возьмем.
Прошу капитанов команды подойти ко мне за космическими зонтиками и стать напротив своей команды. И я объявляю следующий конкурс.
Эстафета (4) «Звездный дождь» (бег в парах)
Описание конкурса. Капитан команды с зонтом забирает первого члена экипажа и переводит и оставляет его на базе. Затем бежит за следующим членом экипажа и т.д.
Инструктор
– С заданием справились! А теперь садитесь в космические кресла. Наше космическое путешествие продолжается. И я объявляю конкурс капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне.
Конкурс капитанов (5) «Звёздная дорожка»
Описание конкурса. Капитаны одновременно бросают кубик и делают столько шагов по звёздам, сколько кружков на вашем кубике. Кто быстрее пройдёт по звёздной дорожке.
Инструктор
– Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Конкурс (6) «Космические загадки»
Команды по очереди отгадывают загадки. Инструктор по физкультуре читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.
Инструктор
– И я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну. Команды, на старт!
Эстафета (7) «Гонки на луноходах»
Описание конкурса. Участникам нужно оседлать «луноход – хоп» и проскакать на нём до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый экипаж.
Инструктор
– Следующее задание – «Выход в открытый космос».
Эстафета (8) «Надень скафандр»
Инструктор
– В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.
Описание конкурса. Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до обруча и возвращаются обратно.
Эстафета (9) «Выход в открытый космос»
Описание конкурса. По одному проползаем через туннель и бегом возвращаемся в конец команды.
Инструктор
– Мы в открытом космосе. Нам необходимо убрать космический мусор.
Эстафета (10) «Убери космический мусор»
Описание конкурса. Пока звучит музыка, один человек собирает в ящик мусор (султанчики). Музыка останавливается и в игру вступает следующий член команды. Кто больше соберёт мусор.
Инструктор
– Всем Спасибо! Дети, посмотрите на экран. Это новая, незнакомая, безымянная планета. Она необитаема. Заселим новую незнакомую планету животными. И я объявляю следующий конкурс «Заселим новую планету животными»
Эстафета (11) «Заселение новой планеты животными»
Описание конкурса. Дети расселяют животных: домашних и диких.
Инструктор
– Вот и закончилась наша игра.
Программа полета выполнена!
Домой возвращаться, ребята, пора!
Всем экипажам занять свои места!
Мы возвращаемся на Землю.
Релаксация Звучит музыка.
Инструктор
– Окончен путь.
Приземлилась ракета.
Мы в детском саду на нашей планете.
До новых встреч, ребята!
– Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.
«Дружный танец»
Инструктор
– Из вас получились замечательные космонавты.
Сейчас я хочу вручить вам сладкий приз.
Приложение
12 практических развивающих занятий на тему «Космос»
==1==
Карточки для детей «Космос»
Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.
==2==
Лото «Солнечная система»
Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.
Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Как играть в лото?
- Расскажите малышу, что изображено на карточках.
- Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
- Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
- Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
- Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.
==3==
Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.
==4==
Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».
Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.
==5==
Найди одинаковые ракеты и соедини их.
==6==
Дорисуй половинку.
Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.
==7==
Дорисуй ракетам крылья и хвосты.
Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам.
==8==
Помоги Белке и Стрелке найти дорогу!
==9==
Посчитай вместе с Белкой и Стрелкой звезды!
==10==
Рисовалки-обводилки
==11==
Нарисуй метеориты и добавь свои узоры!
==12==
Найди нужное слово в облачке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика»
Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Програм...
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"...
«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.
Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе
Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»
Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...