Макет «Дерево. Времена года»
методическая разработка по окружающему миру
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_derevo._vremena_goda.docx | 93.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сакмарский детский сад «Берёзка»
Макет «Дерево. Времена года»
дидактическое пособие
по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель высшей категории
Белова Татьяна Николаевна
село Сакмара
2022г.
Цель данного пособия: формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе, о временах года.
Задачи:
- Обучающие:
- формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия;
- формировать навык составления творческого рассказа о сезонных изменениях природных явлений, животных, птицах и т.д.
- Развивающие:
- расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, наглядно - образное и словесно-логическое мышление, воображение, сенсорное восприятие, мелкую моторику;
- стимулировать творческую активность детей.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Описание: Данный дидактический макет состоит, из четырех сторон, которые соответствуют, определенному времени года. Каждая сторона наделена приметами времени года. К макету имеется дополнительный дидактический, раздаточный, наглядный, игровой материал. Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Макет будет полезен для детей всего дошкольного возраста (с 1,5 до 7 лет), так же для педагогов и родителей.
Пособие «Времена года» многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут под руководством педагога проводить игры и вне занятия.
Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из пластика. Состоит из четырех частей, которые обклеены цветными иллюстрациями и соответствуют 4 – м временам года, соответствующей цветовой гамме. К пособию прилагаются тематические картинки с признаками времен года. Пособие может обновляться новыми экспонатами куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а также сезонными атрибутами для использования в различной игровой и занимательной деятельности.
Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Дидактическое пособие «Времена года» — это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр.
Дидактическая игра, основанная на использовании данного пособия, может включать в себя:
- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
- расширение и обогащение словаря детей: название птиц, цветов, бабочек и т.д.;
- ориентирование в пространстве: вверху - внизу, справа – слева;
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной:
- формирование элементарных математических представлений – различие понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.
Дидактические игры с пособием «Дерево» могут быть организованы как в часы занятий, так и в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается дополнительный разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию.
Игры с макетом «Дерево» востребованы детьми и способствуют всестороннему развитию, развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Картотека бесед
для работы с дидактическим пособием «Дерево. Времена года»
Беседа «К нам весна шагает»
Цель: закрепление и обобщение знаний о весне.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Дети: Весна.
Воспитатель: Хотите послушать стихотворение о весне? Дети: Да.
Воспитатель: Я распускаю почки, в зеленые листочки
Деревья поливаю, движением полна.
Зовут меня весна!
Воспитатель: Повторим еще раз. (повторение стихотворение) .
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете признаки весны?
Дети: Тает снег, солнышко светит ярче, растет трава, начинается капель, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.
Игра. Ребята давайте проведем пальчиковую гимнастику. Кап, кап, кап
Звенит капель. На дворе апрель.
Воспитатель: Ребята, вспомним стихотворение про «Апрель».
Апрель, апрель, на дворе звенит, капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Беседа «Лето красное пришло».
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Формировать умение детей устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.
Ход беседы:
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето,
Значит, кончилась Весна.
Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют.
В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.
Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!
Вопросы:
Какой же месяц приходит на смену июню?
Что вы знаете об июле?
Как светит солнце в это время года?
Какая вода в реке?
Какие осадки выпадают летом?
Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?
Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в садупоспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (Тепло – солнце ярко светит , влага – теплые летние дожди, воздух.)
После июля наступает последний месяц лета август.
Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Беседа «Об осени»
Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
Ход беседы:
Воспитатель читает стихи об осени А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», Е.Трутневой «Осень». Сегодня мы поговорим с вами об осени и расскажем, о ней все, что знаем. Можно пользоваться календарем природы.
Какая погода была в сентябре? в октябре? в ноябре? Как она менялась (по календарю природы)? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменением погоды?
А теперь обсудим состояние животного мира осенью.
Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему?
Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться).
Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?
Каким трудом занимаются осенью люди?
Воспитатель подводит итог беседы: осень – это такое время года, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т.к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.
Физкультминутка.
Две сестрицы, две руки
Левая и правая (показ рук поочередно)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют (имитация движений)
Две сестрички, две руки
Левая и правая (поочередно показывать)
Воду моря и реки
Загребают плавая (выполняют плавательные движения).
Беседа «Зимушка - Зима»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.
Ход беседы:
Воспитатель читает стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?
Зимой короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.
Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края. По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир, спят в берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.
Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах. А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится? Дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.
Давайте с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица).
Беседа «Поговорим о природе»
Цель: формировать умение детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на картинку и собственный опыт.
Правила игры: воспитатель зачитывает детям тексты, а дети должны рассказать о каком времени года говорится; формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя; составлять развернутый рассказ.
Ход беседы:
А) Листья желтеют, краснеют – начало осени, земля покрыто ковром из листьев – середина осени, деревья почти все голые – конец осени.
На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи… кругом зелёная трава, на поляне много цветов…
Б) Какое время года вам больше нравится? Почему?
Картотека
дидактических игр для работы для работы с дидактическим пособием «Дерево. Времена года»
Дидактическая игра «Найдите ошибку»
Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать фонематический слух, внимание.
Правила игры: воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышит ошибку.
Ход игры:
Ранней осенью тепло.
Люди загорают и купаются в сентябре.
В сентябре часто идут дожди.
В сентябре листья опадают, и начинается листопад.
В садах и парках цветут цветы.
В сентябре нет овощей на полях.
Перелётные птицы собираются на север.
Игровое задание «Выбери нужный предмет».
Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать внимание, логическое мышление.
Правила игры: Среди изображений ягод, санок, снеговика, грибов, цветов, бабочек, сосулек, ежиков, снежинок, капелек дождя и других картинок дети выбирают, то, что относится к зиме (лету, осени, весне) и объясняют свой выбор. Затем прикрепляют к макету.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: формировать умение детей определять времена года по описанию характерных признаков времён года; рассказывать, опираясь на макет и собственный опыт.
Правила игры: дети по предложению ведущего описывают свою картину, обращая внимание на название предмета, и называют, когда бывает.
Ход игры:
Солнце, сосульки, лужи – весной; листопад, засохшая трава – осенью; яркое солнце, горячий песок – летом; снег, мороз, метель – зимою.
Дидактическая игра «Назови цвет времени года»
Цель: закрепить представление детей о признаках времен года через цветовую гамму, соответствующую времени года; уточнить знание детей
цветов и оттенков; развивать эстетический вкус, умение замечать красоту природы.
Правила игры: Выбирается сезон года, играющие рассматривают соответствующую сюжетную картинку, называют цвета и оттенки времени года.
Дидактическая игра: «Небылица»
Цель: Развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал: в данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и
зимующие), предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж).
Ход игры:
Педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно.
Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве.
Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материалы: Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование
грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал: в данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми, одетыми в одежду для разного времени года.
Ход игры:
Педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему
понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностей, учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе, расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года», развивать кругозор, внимание и память.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Правила игры: воспитатель предлагает детям из наборов картинок собрать соответствующий времени года сюжет и составить рассказ по картинке.
Затем показать соответствующее время года на макете.
Дидактическая игра «Четыре сезона – четыре времени года»
Цель: формирование представления детей о сезонных изменениях в природе.
Правила игры: ведущий раздаёт детям картинки и организует
рассматривание их, обращая внимание на цвет, форму, название каждого предмета. Потом предлагает детям приложить картинки к соответствующему времени года на макете.
Дидактическая игра «Угадай время года»
Цель: учить детей определять времена года в предложенных стихотворных текстах, содержащих описание характерных признаков времён года.
Правила игры: воспитатель зачитывает детям стихотворные тексты, а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворении.
Ход игры:
Семью из четырёх сестёр давно мы знаем с вами,
О них сегодня разговор я поведу стихами.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома
Зовут меня…(зима).
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…(весна).
Я соткана из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купайтесь – приглашаю,
И любите за это вы все меня, я …(лето).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …(осень).
Если дует ветер тёплый, хоть и с севера,
Если луг в ромашках и комочек клевера,
Бабочки и пчёлы над цветами кружатся,
И осколком небо голубеет лужица,
И ребячья кожица, словно шоколадка.
Если от клубники заалела грядка –
Верная примета: наступило …(лето).
Солнце льётся на полянку,
Солнце яркое печёт.
На поляне земляника
Краснощёкая растёт (лето).
Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела.
В поле травка показалась, поле зеленеет (весна).
Птички улетели, листья пожелтели,
Дни теперь короче, длиннее стали ночи,
Кто знает, когда это бывает? (осень).
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лёг на крышу снег (зима).
Белова Татьяна Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое многофункциональное пособие-макет "Дерево.Времена года."
Предлагаю вашему вниманию макет «Дерево. Времена года», который я изготовила для своих малышей. Это пособие для дидактических игр по изучению времен года....
Презентация Макет дерево "Времена года"
Макет дерево "Времена года"...
Макет " Дерево времена года"
Предметный мир детства — это среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных дейс...
Макет- тренажёр. Дерево "Времена года"
Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является: дать знания о последовательности смены времен года.Дети должны понять и запомнить, так называемую – годовую - сх...
Дидактическая игра-макет "Дерево "Времена года"
Изготовила собственными руками очередное дидактическое изделие. На этот раз это игра-макет "Дерево "Времена года"...
Дидактическое пособие: Макет-дерево «Времена года».
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о мире природы. Формируются основы экологического сознания. Поэ...
Методическое пособие макет - Дерево "Времена года".
Когда я была маленькая, меня родители отвозили гостить к бабушке и дедушке в деревню. В саду за окном росли яблони, кустарники с ягодами и ёлка. Я была в деревне в разное время года, и конечно замечал...