НОД в старшей группе "Волшебный мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Демина Алина Сергеевна

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Цель: уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Приоритетные образовательные задачи:

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная  работа:К.Ушинский «Капустная бабочка»,

В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

Оборудование и материалы: ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_na_temu_volshebnyy_mir_nasekomyh.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение – детский сад «Улыбка»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Убинская средняя школа №2» Убинского района Новосибирской области

Конспект НОД в подготовительной группе

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Этот удивительный мир насекомых»

Составила и провела:

 воспитатель

Демина Алина Сергеевна

с. Убинское, 2023 г.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Цель: уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Приоритетные образовательные задачи:

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;

- воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная  работа:К.Ушинский «Капустная бабочка»,

В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

Оборудование и материалы: ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, вы помните сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»?

- Кого она пригласила к себе в гости?   (бабочку, жуков, муравьёв, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)

- Как их можно назвать одним словом?    (Насекомые)

Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную весеннюю полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.

- Присаживайтесь на полянку.

- Какие цветы могут расти на полянке?

Дети: – (Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

- Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.

- А если есть растения, то кого мы можем увидеть? (Насекомых)

- Хотите узнать, что это за насекомые?                                                                                         - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их.

Загадка.

                         Одевает эта крошка

                         Платье красное в горошек.

                         И летать умеет ловко,

                         Это … (божья коровка).

-  Какая она?    (Красная, яркая)

-  Значит и мы и птицы могут ее заметить.

- Как же она защищается от врагов?   (Выделяет горькую, желтую жидкость)

- Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.

- А что означает красный цвет божьей коровки?

(Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

- Какую пользу приносит божья коровка?    (Она уничтожает тлю)

- Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Загадка.

                         Спал цветок и вдруг проснулся,

                         Больше спать не захотел.

                         Шевельнулся, встрепенулся,

                         Взвился вверх и улетел.    (Бабочка)

- Чем питается бабочка?        

(Соком растений, нектаром)

- Как она пьет нектар? ( Хоботком)

- Можно ли ловить бабочек?   Почему? ( Нет, мы можем поранить бабочку)

- У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев  получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.

- Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(Пользу, бабочки опыляют растения)

- А знаете, что многие бабочки, так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края?

Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц появляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка.(показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)

2.Дыхательная гимнастика:

(раздать детям бумажных бабочек на палочках)

Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них

(короткий вдох через нос, не надувая щек, длительный выдох через рот)

3.Физкультминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.      (Плавные взмахи руками).

Потянулась, улыбнулась           (Движения соответственно текста)

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

4. Следующая загадка.

                         Он работник настоящий,

                         Очень - очень работящий.

                         Под сосной в лесу густом

                         Из хвоинок строит дом.  (Муравьи)

- Муравьи живут большими семьями.

-Как называется их дом?

- Из чего строят? (Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

- Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

- Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев.

Их называют санитарами леса.

Загадка.

                         Прыгает пружинка -

                         Зеленая спинка,

                         С травы на былинку,

                         С ветки на тропинку.    (Кузнечик)

Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему?

(В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

- А как мы можем узнать, есть кузнечики на полянке или нет?

(Мы услышим, как он поет)

Чем он делает такие звуки?(Крыльями)

- Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика.

-Мы говорим, что он не поет, а что делает?(Стрекочет)

Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

А знаете, что кузнечик стрекочет ударяя (вибрируя) задними лапками о передние крылышки.

А слушает кузнечик ушами, которые находятся на брюшке у основания задних лапок.

5.Физкультминутка: «Кузнечик»:

Поднимайте плечики,              (дети выполняют движения)

Прыгайте, кузнечики.              (соответствующие тексту)

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

- Летит – пищит, сядет – молчит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.    (Комар)

- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы-комары питаются лишь соком растений.

Восемь ног, как восемь рук

вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк –

покупайте мухи шелк.        (Паук)

- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.

6.Пальчиковая игра: «Паук»:

На изломанный сучок                 (Левая рука вытянута),

Сломанной осинки,                     (ладонь опущена вниз).

Полз мохнатый паучок               (пальцами правой руки выполняем от плеча

левой руки перебирающие движения вниз)

С крестиком на спинке.              (указательным пальцем левой руки чертим

крестик на тыльной стороне правой руки)

Свил уютный гамачок,               (левая ладонь округлена: изображение «гамачка»

Пальцы правой руки собраны в щепоть,которую опускаем в «гамачок»)

Сам в сторонку –                        (Указательный палец правой руки)

И молчок.                                    (поднесен к губам).

Загадка

Осенью в щель забивается,

а весною просыпается.             (Муха)

- Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.

7.Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:

Чай душистый пьем, пыхтим:     (Дети ритмично потирают ладон)

- Уф-уф-уф-уф-уф-уф.                 (о ладонь горизонтально)

Отгоняем веткой мух.                 (Ритмично помахивают рукой)

Мух-мух-мух-мух-мух-мух

А они в варенье сели,                 (Ритмично постукиваем пальцем)

Ели-ели-ели-ели. о ладонь

Так нам мухи надоели!Мы варенье быстро съели.

Загадка

На ромашку у ворот опустился вертолет.

Серебристые глаза,

- Кто же это?.                   (Стрекоза)  

- А знаете, что стрекоза поедает комаров.

- Посмотрите, какая она лупоглазая.

Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз.

- Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.

8.Зрительная гимнастика:

(педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева-направо, снизу-вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами).

Загадка.

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

он поделится медком.             (Пчела) (выставляет картинку)

- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.

Человек для пчел строит улья.

Дикие пчелы живут в лесу в дупле.

9.Игра: «Закончи предложение:    

(показ сюжетной картинки «На полянке»)

Пчела собирает…. (мед)            

Кузнечик стрекочет в… (траве)

Жук грызет…. (кору)                  

Бабочка порхает над …(цветком)

Муха разносит… (болезни)            

Божья коровка поедает…. (тлю)

Жук спрятался под… (травинку)    

Гусеница превратилась в…. (бабочку)

- Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.

10.Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Прилетела к нам вчера             (Взмахи перекрещенными кистями рук)

Полосатая пчела.                      (На каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелек,         соединяют пальцы, начиная с мизинца).

И веселый мотылек,

Жук-жучек и стрекоза,

Как фонарики глаза.    («Колечки» указательные и большие пальцы соединены)

Пожужжали, полетали,           (Взмахи перекрещенными кистями рук).

От усталости устали.              (Дети кладут руки на колени)

- Давайте, ребята, теперь обсудим, кто же такие насекомые?

- Чем они отличаются от других живых существ?.

Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми.

- У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок.

Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.

11.Итог занятия:

- Каких полезных насекомых знаем?

- Какую пользу приносят?

Дети (Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

- Назовите вредных насекомых.

- Какой вред они приносят?

(Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

- Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель:  формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Насекомые»

Конспект   НОД   в  старшей  группе Тема: «Насекомые»Основные задачи:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента развития и коррекции. Старшая группа ТЕМА: «Насекомые»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Конспект занятиея по познавательному развитию: Насекомые. Старшая группа....

Конспект открытого мероприятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»

Цель: Ознакомление с современными и эффективными технологиями обучения.Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Задачи:Об...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Жизнь насекомых»...