Конспект открытого мероприятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Заволока Виктория Викторовна

Цель: Ознакомление с современными и эффективными технологиями обучения.

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание мини-музея насекомых в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Насекомые»

Цель: Ознакомление с современными и эффективными технологиями обучения.

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание мини-музея насекомых в группе.

Материал:

демонстрационный: картинки с изображением насекомых, большая картина на интерактивной доске изображающая цветок и фигурки насекомых;

раздаточный: магнитная картинка с изображением цветка, магнитные фигурки насекомых: муравья, божьей коровки, пчелы, гусеницы, бабочки, жука, стрекозы.

Методические приёмы: организационный момент, проблемная ситуация, дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай, кто», «Назови ласково», «Один – много», «Подбери признаки», «Сосчитай», физ.минутка, чистоговорки , развивающие игры «Скажи одним словом», «Назови части тела насекомых», «Кто где находится?», «Кого не стало?», итог.

Словарная работа: стрекочет, ползает, жалит, жужжит, звенит, порхает, бегает, собирает нектар; разноцветная, порхающая, стремительная, трудолюбивый, полезный, надоедливая, вредная, работящий, шустрый, быстрый, медлительная, прожорливая, звонкий, пестрокрылая, большеглазая, длинноусый, голова комариная, ножки пчелиные, крыло стрекозиное, усик пчелиный, брюшко муравьиное; около, по, под, на, над, под.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

  1. Основная часть.

Воспитатель: В нашем мини-музее очень много насекомых, но вот беда, злой паук со своими братьями-пауками замотал их всех в своей паутине. Что же делать?

Дети: Надо их освободить.

Воспитатель: Верно.

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
И в беде мы не бросаем!
Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?

Дети: Да!

Первое задание:

Игра «Четвёртый лишний»

(Вначале воспитатель называет четыре слова, а дети на слух определяют лишнее слово, составляя предложение со словом потому что; затем идёт работа на интерактивной доске).

На слух:

- жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

На доске:

- кузнечик, жук, комар, паук;

- стрекоза, бабочка, муха, муравей.

(Вместо паука затем добавить гусеницу, божью коровку, пчелу).

Игра «Угадай, кто?»

(подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, если дети отвечают правильно, то на доске появляется картинка насекомого.)

Стрекочет (кто) – кузнечик

Бегает (кто) – муравей

Ползает (кто) – гусеница

Звенит (кто) – комар

Собирает нектар (кто) – пчела

Жужжит (кто) – жук

Порхает (кто) – бабочка

Воспитатель: Молодцы!

Второе задание:

Игра «Назови ласково»

(образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Муравей – муравейчик

Гусеница – гусеничка

Комар – комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка

Жук – жучок

Стрекоза – стрекозочка

Муха – мушка

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас мы проверим, кто сообразительней, кто быстрее называет, тот и фишку получает.

Игра «Один – много»

(образование существительных в форме множественного числа)

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Воспитатель: Молодцы!

Третье задание:

Игра «Подбери признаки»

Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

Муха – вредная, надоедливая, противная

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар – звонкий, надоедливый.

Четвёртое задание:

Игра «Сосчитай»

(согласование существительных с числительными)

Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, пять гусениц.

Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, пять комаров.

Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, пять шмелей.

Физкультминутка.

Прилетели на лужок
Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок,
С песенкой веселой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат,
У зеленой елки.

Там паук расставил сети.
Комары, зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете,
Чем о пчелках и жуках!

Пятое задание:

Проговаривание чистоговорок

Вей-вей – это муравей.

Овка-овка – божья коровка.

Чок-чок-чок – вот и паучок.

За-за-за – прилетела стрекоза.

Очка-очка – это бабочка.

Чик-чик – зелёный кузнечик.

Са-са-са – прилетела к нам оса.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим интересный фильм об этих маленьких и веселых жителях нашей земли.

Дети с воспитателем смотрят электронную презентацию и обсуждают её.

Шестое задание:

Игра «Скажи одним словом»

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

Седьмое задание:

Игра «Назови части тела насекомых»

(составление притяжательных прилагательных от названий насекомых)

Голова чья? – комариная.

Ножки чьи? – пчелиные.

Крыло чьё? – жучиное.

Усик чей? – стрекозиный.

Брюшко чьё? – муравьиное.

Восьмое задание:

Воспитатель: Насекомые целый день на лугу любят веселиться, порхать, летать, кружиться, а когда они устают, то отдыхают на цветке. У вас в корзиночках находятся насекомые, внимательно слушайте, где каждое насекомое решило отдохнуть туда и ставьте свой магнит с насекомым:

Муравей бежит по… (стеблю цветка),

Божья коровка ползёт по… (листу),

Пчела спряталась под… (лепестком цветка),

Гусеница сидит на… (цветке),

Бабочка порхает над… (цветком),

Жук сидит под… (цветком),

Стрекоза летает около… (цветка).

Воспитатель: А теперь посмотрите, как должны были расположиться насекомые и проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Воспитатель демонстрирует детям образец на магнитной доске)

Воспитатель: Отдохнули насекомые на ромашке и решили поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало? » (на развитие внимания, памяти)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились, насекомых своих освободили, посмотрите, вот они. Какие задания мы выполняли, чтобы их спасти?

Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.

Воспитатель: За вашу сообразительность и знания, насекомые сделали для вас угощения. Да, дети и все это мы делали с вами играючи:

Игры не простые,
Умные такие.
Те, кто в них играют,
Насекомых не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: « До свиданья!»

Дети с воспитателем прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Посуда».

- Рассматривание посуды- Физкультминутка- Д/и "Назови виды посуды"- Д/и « Что лежит, что стоит, что висит?»- Д/и «Из чего сделана посуда?»- Логические экраны- Встреча с Федорой- Физкультминутка- Описа...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда»....

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»

Тема: «Путешествие в страну сказок» Программные задачи: 1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Царство насекомых».

Развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие внимания, сообразительности. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспит...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...