Познавательное развитие в старшей группе на тему "Осенние дары леса: грибы и ягоды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Афимьина Виталина Сергеевна

Познавательное развитие в старшей группе на тему "Осенние дары леса: грибы и ягоды"

Цель: продолжать знакомить детей разнообразием грибов и ягод.
Задачи:
1. Познакомить детей с грибами и ягодами (как выглядят, где растут, правила сбора грибов и ягод). Учить различать грибы и ягоды  по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
2. Рассказать о полезных свойствах несъедобных (ядовитых) грибов (опасны для человека, но полезны для некоторых животных).
3. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе.
4. Формировать умение поддерживать беседу, давать ответы на поставленные вопросы.
5. Обогатить словарный запас детей: подосиновик, подберёзовик, боровик, опята, лисички, мухомор, поганки, сыроежка, грибница, брусника, малина, клюква, брусника, волчье лыко, вороний глаз, черника, морошка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_dary_lesa_griby_i_yagody_st_gr.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Осенние дары леса. Грибы и ягоды

  • Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

  • Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты. А где много деревьев? (в парке, в саду, в лесу)
  • А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы.)
  • Правильно, вот сегодня мы с вами и поговорим о грибах и ягодах.
  • Грибы растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает… (боровик)

Не спорю – не белый я, братцы,

Попроще.

Росту я обычно в березовой роще. (подберезовик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту.

Зовусь я … (подосиновик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (мухомор)

Яркий, рыженький грибок

Я найти сегодня смог.

Словно дружные сестрички

Прячутся в траве… (лисички)

Вдоль лесных дороже

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это … (сыроежки)

В лесу есть грибы, что не надо искать.

Много растет их на каждой полянке.

Но эти грибы нельзя трогать т брать.

Яд в них опасный. Это… (поганки)

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)

  • Можно использовать в пищу ядовитые грибы? (Нет!)
  • Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей — зайцев, лосей и украшают лес.
  • Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы? В каком виде? (Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами.)

Грибница

  • А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб? Не знаете? Тогда слушайте.

Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показывает иллюстрацию.) Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице.

Машины, автобусы – враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы.

Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы?

ЯГОДЫ

  • Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки:

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками … (малина)

Свежа, красна,

Полезна и вкусна.

И морозить, и мочить,

И варение сварить.

И в морс годится –

Не даст простудиться.

В лес иди-ка, там ягода… (брусника)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка,

Эти бусины… (черника)

Ягода приятная

Очень ароматная.

Ты под кустик загляни-ка,

Там краснеет… (земляника)

Ягоды овально-красные,

Хоть красивые, но опасные.

Растение очень ядовито.

Не зря зовется… (волчье лыко)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась. Жёлтенькая брошка —

Ягодка… (морошка)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи ягода,

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

Эту ягодку найдёте

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая… (клюковка)

  • Запомните: собирая лесные ягоды, не рвите ветки и кусты, не топчите траву! Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.) Правильно.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу» с использованием технологии моделирования.

Программные задачи:·         закрепить представление детей о характерных особенностях времени года - зима;·         разв...

Тематическая неделя «Дары леса. Грибы и ягоды».

С 24 по 28 сентября проходила тематическая неделя «Дары леса. Грибы и  ягоды». В ходе всей недели мы изучали многообразие растений леса: грибов и ягод, рассматривали строение грибов, ...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях весной в живой и неживой природе. Задачи: Расширить кругозор о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживо...

«Дары леса: грибы и ягоды»

Обогатить представление детей о дарах осени в лесу....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лес. Грибы. Ягоды».

Программное содержание: Уточнять представление детей о лесе, о растительном мире леса, о том, что грибы и ягоды образуют самостоятельное царство живой природы. Закрепить представление о прис...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень в лесу».

Занятие в старшей группе детского сада на тему "Осень в лесу".Образовательная область «Познавательное развитие»: мир природны. Цель: Формирование начал экологического ...