Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень в лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в старшей группе детского сада на тему "Осень в лесу".
Образовательная область «Познавательное развитие»: мир природны.
Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 Калининского района
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию в старшей группе тема: «Осень в лесу».
Составила воспитатель:
Румянцева О.В.
Санкт-Петербург
Осень в лесу.
Старшая группа
Образовательная область «Познавательное развитие»: мир природны.
Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки, обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.
Задачи:
Дать детям представление о взаимосвязях природных явлений и животного мира.
Закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Развивать внимание, память.
Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы,
развивать коммуникативные навыки.
Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
Активизировать словарь: рябинник, хмурень, листопадник, листопад, грязник.
Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: животным.
Дидактический материал: Слайды, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки животных, мяч, письмо, изображения зайцев, белок, осеннего и зимнего леса.
Ход занятия.
Воспитатель:
Мы построим с вами круг,
слева друг и справа друг,
ни куда не выходи ты из круга доброты.
Давайте пожелаем друг другу «Доброе утро»
Давайте пожелаем нашим гостям добра (Доброе утро)
Воспитатель:
Ребята, сегодня, придя в садик я обнаружила у себя на столе письмо. Как вы думаете кто его нам принёс?( ответы детей) Чтобы узнать кто его нам принёс, надо отгадать загадку.
Загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Так кто же я, ребята …..(осень)
Воспитатель: Да, правильно, а значит письмо нам прислала осень. Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы помните.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому:
Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник.
- Как вы думаете, почему сентябрь называли рябинником? (показ слайдов)
( в сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина)
- А почему сентябрь хмурень? (Начинает портиться погода, начинаются дожди. Солнце светит, но не греет, быстро темнеет. Солнышко все реже и реже выглядывает из - за туч. солнца почти не бывает, небо покрыто темными тучами, чаще хмурится,)
- А листопадник? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают, начинается листопад. Листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром)
Представьте, что вы не дети, а осенние листья. Подойдите ко мне ближе, все вместе мы большое красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветер, листики стали отрываться от веток и лететь (дети имитируют движение). Они летят легко, красиво, ветерок играет с ними, листики кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.
Вам понравилось быть листиками?
Второй месяц осени октябрь в народном календаре называли листобой, мокрохвост, грязник. (показ слайда)
- Как вы думаете, почему?
Дети: Часто идет холодный дождь. (Мокрохвост)
Дети: От дождя на улицах грязно. (Грязник)
А ноябрь называли - подзимник, ворота зимы. (Показ слайдов)
- Почему ноябрь – «подзимник»? (После ноября начинается зима, последний месяц перед зимой, ворота зимы).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем вот в какую игру: у меня в руках мяч осенний и волшебный, он будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель:
Ребята скажите, какой бывает осень:
Когда идет дождь - дождливая.
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Когда дует ветер – ветреная.
Давай подуем как ветер. Сначала тихо "У-у-у-у-у-у", потом посильнее "У-у-у-у-у-у", а сейчас подует сильный ветер "У-у-у-у-у-у".
(Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: "У-у-у-у-у-у", подражая завыванию ветра).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте откроем письмо и узнаем что же там.
Кому: Детский сад, детям старшей группы «Фантазёры».
Обратный адрес: Лесная поляна.
«Здравствуйте дети! На лесной поляне состоялось собрание зверей. Мы хотели принять решение: пора ли нам готовится к зиме?
Получилось так, что одни считает, что давно пора, а другие говорят что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Только мы просим, представьте убедительные доказательства.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. А как вы думаете, мы сможем помочь зверям? (Да).
А какие звери были на лесной поляне, мы узнаем, если отгадаем загадки.
(Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на доску картинку с животным)
- Страшный, серый и свирепый
Он на всех наводит шок.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек…(Волк)
- Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
- Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу… (Медведь)
- Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? – (заяц)
Воспитатель: Какие эти животные?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: А почему их называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами находят себе еду.
Воспитатель: осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом? Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
Воспитатель: Ребята, а как готовится к зиме белка?
Дети: белка собирает шишки, орехи, желуди и прячет их в дупло, меняет шубку с летней на зимнюю.
Воспитатель: У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива. Белка готовится к зиме, не только делая припасы. Не забывает она и поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.
Воспитатель: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Воспитатель: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые. Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.
Воспитатель: А как медведь готовится?
Ответы детей: Медведи все лето набирают жир: едят траву, ягоды, мед. Ложатся в берлогу и спят всю зиму.
Воспитатель: Хорошо живется медведям, летом и осенью. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успевают медведи накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Воспитатель: А волк готовится к зиме?
Ответы детей - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.
Воспитатель: Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится к зиме заяц?
Ответы детей: у зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу не было его видно, питается молодыми веточками, корой деревьев, прячется под ветками ели.
Воспитатель: Зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Заяц интересно меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней - уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.
Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)
Воспитатель: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. Давайте приложим изображения зайцев серой и белой шубках к иллюстрации зимней полянки и определим, какой заяц менее заметен на снегу. (Ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, ребята, нужно диким животным готовиться к зиме? Нашли мы ответ на их вопрос? (Ответы детей)
Воспитатель: Я рада, что мы с вами нашли убедительные доказательства, что осенью звери должны готовиться к зиме, самому холодному времени года. Я ваши аргументы положу в конверт и отошлю диким животным на лесную полянку. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»
Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Математика в лесу».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Математика в лесу»....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В мире Песочной Феи»
Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей со свойствами песка, его происхождением, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.Развитие познавательной активности в процессе зна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Мой город - Колпино»
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину через интерактивную экскурсию....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровых технологий. Тема "Спасение Осени"
Цель игровой технологии - дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и н...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Деревья зимой».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Деревья зимой»....