Конспект образовательной деятельности «Берегите воду»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Белова Татьяна Николаевна

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Сакмарский детский сад «Берёзка»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

Тема «Берегите воду»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

                                     Подготовила и провела: Белова Татьяна Николаевна                    

                                                                                   воспитатель средней группы

                                                                    МБДОУ «Сакмарский д/с«Берёзка»

                                       Руководитель:   Мажарцева Светлана Владимировна

с. Сакмара 2023 г.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, художественно-творческая, двигательная

Согласно ФГОС ДО

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Берегите воду»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Наглядный: просмотр презентации «Сказка о реке», рассматривание картинок на тему «Для чего нужна вода»
  2. Словесный: поощрение, ответы на вопросы, чтение художественной литературы, объяснение заданий
  3. Игровой: встреча с капелькой,
  4. Практический: опыты с водой, физминутка «Мы к реке спустились», нетрадиционное рисование «Рыбки», пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

4.

Возрастная группа:

Средняя группа

5.

Цель:

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования

6.

Задачи:

6.1

Формировать знания детей о воде и ее значении; упражнять в бережном отношении к природе; продолжать закреплять навыки проведения опытов

6.2

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания

6.3

Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее; воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при выполнении работы

7.

Планируемые результаты:  

7.1

Сформированы знания детей о воде и ее значении; сформированы навыки проведения опытов

7.2

Способен самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; аргументировать свои высказывания

7.3

Испытывает потребность в самостоятельности; в понимании учебной задачи и аккуратном выполнении работы

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Презентация «Сказка о реке», прозрачные пластмассовые стаканчики (по количеству детей), фартуки (по количеству детей), вода, песок речной, марля, мерные ложечки, демонстрационный материал «Для чего нужна вода», пипетки и шаблоны рыбок, сделанные с помощью клея ПВА и соли по количеству детей, медали «Юный эколог!» по количеству детей

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Проведение опытов:

  • Вода льется
  • Вода прозрачная

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети здороваются с гостями, затем воспитатель загадывает загадку о капельке, которая рассказывает о заболевшей реке

1.2

Мотивация деятельности детей

Дети решают помочь реке и очистить ее воды от мусора

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Научиться проводить опыты по очистке воды от мусора

Узнать для чего нужна вода

Помочь реке и очистить ее от мусора

Освоить новую технику нетрадиционного рисования – рисование по соли 

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают  тематические иллюстрации, слушают задания. Закрепляется изученная ранее информация

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Просмотр презентации «Сказка о реке»

Вопросы:

  • Ребята, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде?
  • Вы правы! Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?

Проведение опытов:  1. Вода прозрачная

2. Загрязнение воды

3. Очищение воды

Физминутка «Мы к реке спустились»

Рассматривание демонстрационного материала «Для чего нужна вода»

Аудиофайл «Плеск воды»

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

Нетрадиционное рисование «Рыбки»

Сюрпризный момент: вручение медалей «Юный эколог»

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Самостоятельное рисование нетрадиционным методом и индивидуальное проведение опытов

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?

Для чего нужна вода?

Как мы поможем рекам оставаться чистыми?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Консультация для родителей «Сбережем наши реки»

4.2

Краткосрочный проект «Живая и неживая природа»

4.3

Буклет «Игры с водой дома»

4.4

В примечании указываются временные затраты; авторство использованных методик и технологий; другое …

Белова Татьяна Николаевна



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему«Берегите воду»!

Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный процесс к природе.

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

  • Формирование и систематизирование знаний детей о воде и ее значении.
  • Упражнять в бережном отношении к природе
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Создать условия для развития образного мышления, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при выполнении работы

Методологические приемы: малоподвижная игра, беседа-диалог, использование ИКТ для просмотра слайдов, физкультминутка, опыт-эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов занятия, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование: прозрачные пластмассовые стаканчики (по количеству детей), фартуки (по количеству детей), вода, песок речной, марля, мерные ложечки.  

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, прежде чем начнется наше с вами занятие предлагаю вам поиграть в игру и поздороваться с гостями:

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте»! друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Ребята поиграли не много!  Теперь присаживайтесь на ковер

Поудобнее садитесь,

А скажу я вам сейчас!

Интересное для вас!

Только в садик я зашла

И что я – вижу?

Гостья к нам пришла!

Послушайте загадку и попробуйте ее угадать:

В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять (о чем эта загадка?)

Дети: Это капелька (появляется на экране слайд с изображением капельки)

Воспитатель: Правильно это наша гостья капелька!

Капелька:    Здравствуйте ребята!

Очень рада видеть вас!

А принесла я вам с собой!

Сказку - о реке!

О нелегкой ее жизни и судьбе!

Послушайте внимательно! (показ слайдов)

Воспитатель: Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких с белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.

Шли годы. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители  растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке. Река - Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.

А сейчас реке и ее жителям очень плохо (слайд – с грязной рекой) И они в беде! Просят вас они помочь им и как можно поскорей!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? кто ее так сильно обидел?

Дети: Человек! Он не бережно относится к природе! (бросает мусор, выливает в воду загрязненные и химические вещества

Воспитатель: Правильно! Вы правы! Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?

Дети: Очистить воду от загрязнений!

Воспитатель: Хорошо! Для этого сейчас давайте пройдем с вами в нашу лабораторию! проходите ребята! (проходят встают около столов). Здесь мы с вами поговорим, ознакомимся с водой, посмотрим и сравним! В каком она бывает состоянии? Назначаю вас учеными – исследователями! Ребята перед вами на столе стоят стаканчики! А что в стаканчиках скажите?

Дети: Вода

Воспитатель: Посмотрите и скажите, какая вода в стаканчиках?

Дети: Чистая

Воспитатель: А еще какая?

Дети: Прозрачная!

Воспитатель: Молодцы! Можем мы с вами пить эту воду?

Дети: Да можем

Воспитатель: А теперь ребята посмотрите! Капелька принесла нам с вами воду из реки. Обратите внимание на ее состояние и внешний? Как вы думаете, какая это вода? А пить можно эту воду?

Дети: Вода очень грязная и мутная и пить ее нельзя

Воспитатель: А чем она загрязнена?

Дети: Песком, камушками в реку попала грязь, которая текла с труб заводов.

Воспитатель: Правильно! подумайте теперь ребята, а что происходит с речными жителями в этой реке. Можно ли им жить в такой грязной воде?

Дети: Нет нельзя!

Воспитатель: почему?

Дети: рыбки задыхаются и погибают.

Воспитатель: Давайте мы с вами проведем эксперимент и попробуем понять и узнать, как же все таки наша чистая прозрачная река стала грязной? Перед вами стоит грязный песок, возьмем ложечки и добавим его в стаканчики с чистой водой – а теперь хорошо перемешайте! А теперь посмотрите, какая у нас вода стала?

Дети: Грязная и мутная!

Воспитатель: Я предлагаю вам следующий эксперимент! Где мы с вами поможем нашей речке и ее жителям! Перед вами стоят стаканчики они пустые, это не простые стаканчики – это наши фильтры. Через которые мы будем переливать нашу грязную воду. Возьмем нашу  грязную воду и перельем в чистые стаканчики. (переливают) Скажите что вы видите?

Дети: Наша вода стала более чистой, в ней нет больше песка, грязи и камушек.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Вода действительно стала чище и хотя она не достаточно очищена и не такая прозрачная,  но для наших речных жителей она подходит и им теперь будет легче жить в такой воде

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
Делать так руками надо:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль,
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой

Воспитатель: Ребята, скажите, а как вы думаете для чего человеку нужна вода? (ответы детей). Давайте проверим правильно вы сказали или нет. (рассматриваем картинки на доске)

Аудиофайл «Плеск воды»

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Я кажется знаю! Это же наша речка вместе с нашей гостьей - Капелькой. Посмотрите, какая она стала чистая и веселая и даже рыбки вернулись в нее. Только рыбки почему то грустные? (шаблоны рыбок, сделанные с помощью клея ПВА и соли).  Вы не знаете почему? (ответы детей). Я предлагаю порадовать рыбок и раскрасить их в яркие цвета

Воспитатель: Возьмите себе по рыбке и присаживайтесь за столы! Прежде чем мы начнем работать предлагаю размять наши пальчики:

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
      (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.   
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно 

                                                                                             дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…  
(поочередно соединяем одноименные пальцы)
Начинай считать опять
.    (одновременно касаемся подушечками пальцев 2 рук)
Раз, два, три, четыре, пять…                   
(поочередное касание)
Мы закончили считать
.                       (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Воспитатель: Перед вами на столах стоят разные краски, но чем же мы будем рисовать? Я хочу сегодня порисовать пипетками, хотите со мной. (Объяснить способ пользования пипеткой, дети раскрашивают)

Воспитатель: Я предлагаю вам своих рыбок выпустить обратно в речку.

Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу и пора нам подвести итог: Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети: Что, загрязняя воду могут гибнуть обитатели в реке, нельзя загрязнять воду, надо беречь воду, если мы будем продолжать загрязнять вода может исчезнуть и мы не сможем без нее жить. Вода нужна всем, людям, животным, птицам без воды нет жизни на земле!

Воспитатель: Ребята! Я и наши гости увидели, что вы у нас хорошие исследователи и хочется надеяться, что  будете следить за состоянием и здоровьем наших рек. Я хочу вас наградить медалями «Юный эколог!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!

Слайд 3

Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной.

Слайд 4

Река очень любила путешествовать.

Слайд 5

Однажды она очутилась в городе. Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди.

Слайд 6

Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Её заковали в каменные берега.

Слайд 7

По ней стали ходить пароходы и лодки.

Слайд 8

На её берегах загорали люди.

Слайд 9

Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.

Слайд 10

Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку

Слайд 11

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река !»

Слайд 12

Стали ее жители –растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке. Река - Заболела!

Слайд 13

А сейчас реке и ее жителям очень плохо И они в беде!!!! Просят вас они помочь им и как можно поскорей!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Берегись автомобиля"

Занятие по правилам дорожного движения...

Конспект образовательной деятельности "Берегите природу"

Конспект образовательной деятельности "Берегите природу"...

Конспект организованной образовательной деятельности "Берегите воду"

Данный материал позволит детям развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта, а так же формировать  и систематизировать  знания детей о воде и ее значении....

Конспект образовательной деятельности «Берегите водоёмы!»

Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры.Задачи:1. Развивающая:- развивать поисковую деятельность;- познавате...

Конспект образовательной деятельности "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа

Конспект образовательной  деятельности "Береги игрушки"  по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки"   младшая группа...

Конспект образовательной деятельности "Берегись автомобиля"

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице и проезжей части дороги.Образовательные задачи: Закреплять правила поведения на проезжей части. Развивать у детей чувст...

Конспект образовательной деятельности "Берегите природу"

Образовательная область: познавательное развитие.Цель: формирование у детей бережного отношения  к природе через разные виды детской деятельности....