"Загадочный зверь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

ОД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadochnyy_zver.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дикие животные»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности 

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)

Cоздать условия для:

- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы, с опорой на личный опыт детей;

- осознанного принятия детьми «детской» цели;

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными  и доброжелательными;

- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;

- развития представлений о животных и их среды обитания;

- развития умений выделять сходства и отличия представителей животного мира разных природных зон;

- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;

- развития умений корректировать действия свои и сверстника;

- осознания себя как участника деятельности и для  сформированности элементарных навыков самооценки.

Методические приемы: методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Оборудование:

- лаборатория 1:  фотографии;

- лаборатория 2: иллюстрации;

- лаборатория 3:.

Ход:

Организационный момент

Вводная часть

I Мотивационно-ориентировачный этап.

Детям приносят в группу посылка, открыв ее, воспитатель достает бумагу, на которой написано слово SOS.

 - Кто из вас знает, что обозначает слово SOS? (ответы детей)

Раздается плач, из посылки появляется Чебурашка. Он рассказывает детям о том, как попал в этот ящик (посылку) и его  доставили в наш детский сад. Просит детей помочь ему узнать, где же он живет, кто его родители, соседи.

II Поисковый этап.

- Какая беда случилась у Чебурашки? (дети выделяют проблему)

-  Что будем делать?

 - Сегодня в нашем распоряжении фотографии, иллюстрации.

- Для того, чтобы решить эту проблему, нам нужно стать кем? (исследователями).

- С чего начать наше исследование? А что делать дальше?

- Чебурашка – это кто?

-  Мы знаем где живет зверек?

- Чем питаются данный вид животных?

-  Кто может жить рядом с Чебурашкой? (Предложения ребят суммируются, дополняются персонажем и педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план исследования. Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Каждый из вопросов воспитатель схематически зарисовывает на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий.)

III Практический этап.

- Времени у нас мало, а что необходимо сделать, чтобы работа пошла быстрее?

- Что мы можем сделать?  

- Что нам в этом поможет?

Дети называют методы исследования и предлагают разделиться на команды,  каждая будет искать ответ на свой вопрос: первая – о родине Чебурашки, вторая – о родителях, третья – о соседях.

- Сегодня в нашем распоряжении фотографии, иллюстрации, энциклопедии, в которых может быть ответ на интересующий нас вопрос.

- Сведений соберется много, как нам рассказать другим?

Дети обсуждают,  и договариваются зарисовать собираемые сведения значками, символами, моделями.

- Предлагаю время не терять и начать исследование.

Дети проходят по группам в свои лаборатории.

Работа в лабораториях:

1 лаборатория – исследуют и находят подходящее место обитания животного.

2 лаборатория – кто может быть родителями и родственниками, почему.

3 лаборатория – кто является соседями и почему.

После того как дети закончат работу в лабораториях, они проходят в дискуссионный зал.

- Сейчас наступило время научного доклада.

Дети выбирают докладчика сами. Ребенок, опираясь на символы, рассказывает о том, что они исследовали со своей группой.

- Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?

IV Рефлексивно-оценочный этап.

- Давайте вспомним, что вы узнавали, проводя свои исследования?

- Что помогло вам справиться с работой?

- Какие способы вам помогали? (Дети повторяют методы исследования.)

- Что было в этой работе самым трудным, интересным?

(помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать ребятам восстановить весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.)

- Как вы думаете, ребята, убедился ли Чебурашка в том, что мы сможем ему помочь?

- Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Чебурашке.

Чебурашка: Я очень рад, что встретил настоящих друзей, готовых обо мне позаботиться. Я вам очень благодарен за то, что вы помогли узнать, кто мои родители, кто мои соседи. (проявление персонажем чувства радости, благодарности детям побуждает детей сделать что-то приятное друг другу.)

- Что бы вы хотели узнать еще о животных?

Дети предлагают темы новых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе

В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Звери зимнего леса»

Упражнять детей в умении предварительно выкладывать  (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета. Формировать навыки аккуратной работы. Вызыва...

Тема недели: «Зимовье зверей» Тема НОД: «Удивительный мир зверей»

Познакомить детей со способами сравнения предметов, соизмеряя один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине), пользуясь приёмами наложения и приложениями. Обозначать результат...

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста "Санки для зверят. покатаем зверей"

Конспект НОД в группе раннего возратсаСанки для зверят. Покатаем зверей (один-много).Возрастная группа: с 2-3 лет.Образовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорика)Интеграция о...